Так, 2019 год был отмечен новым витком соперничества двух лидеров на рынке процессоров для ПК – Intel и AMD. А ноутбуки «выстрелили» на январской выставке электроники CES 2020: количество анонсированных моделей говорит о том, что крупнейшим IT-корпорациям мира этот сегмент более чем интересен. Стремясь завоевать требовательного покупателя, они пускаются на все более смелые эксперименты с формой и «начинкой» лэптопов.
Однако из всего многообразия трендов, которые можно наметить, исходя из этих анонсов, значительная часть выглядит нежизнеспособной и демонстрирует отчаянную попытку производителей возродить былую популярность персональных компьютеров. И хотя в ближайшие годы «внутриклановая» борьба разных подвидов ПК будет как никогда острой, она может стать их лебединой песней. В течение нескольких десятилетий компьютер служил мерилом благосостояния и «продвинутости» обывателя, но теперь из-за засилья смартфонов и носимой электроники ему отводится все меньше места в нашей жизни. Не случайно, по всем прогнозам, уже в 2020 году рост рынка ПК вновь сменится падением. Впрочем, без решающего боя вендоры не сдадутся.
Для Пентагона и «диванных войск»
История стационарных и портативных ПК начинается примерно в одно время – на рубеже 1970‑х и 1980‑х. Первым переносным компьютером считается IBM 5100, который был выпущен в 1975 году. Но хотя вся необходимая для работы электроника была встроена в корпус, весила машина ни много ни мало 25 кг.
Устройство, которое принято считать первым ноутбуком, было представлено в апреле 1982‑го. Оно называлось Grid Compass, весило всего 4,3 кг (психологический максимум современных аппаратов колеблется в пределах 1–2 кг) и имело действительно скромные габариты: 38х29х5 см. Ценник тоже впечатлял: $8150 за базовую модификацию, на $10 тыс. дешевле, чем IBM 5100. Grid Compass создавался прежде всего для бизнеса, но нашел применение в армии США и даже в космосе: в 1980‑х и начале 1990‑х он использовался американскими астронавтами в программе «Спейс шаттл».
На 1990‑е годы приходится расцвет рынка персональных компьютеров в целом. Убедительная статистика по ноутбукам за этот период отсутствует, а вот по стационарным ПК есть. Согласно различным источникам, их количество выросло с 20 млн проданных экземпляров в 1990‑м до 138 млн в 2000‑м. Можно с уверенностью утверждать, что из-за большей производительности и доступности широкому пользователю они были куда популярнее ноутбуков.
В 2000‑е годы начался закат десктопов как самого массового типа компьютеров. Компактная электроника стала достаточно производительной и дешевой для того, чтобы ноутбуки смогли позволить себе рядовые пользователи. Поэтому вендоры с особенным вниманием отнеслись к этому рынку, что вскоре позволило разделить его на сегменты для соответствующей целевой аудитории.
Именно в конце 2000‑х сформировались такие категории, как нетбуки (первое массовое устройство такого типа – ASUS eee PC 701, 2007 год), ноутбуки для профессионалов (Apple MacBook Pro, 2006), ультрабуки (Apple MacBook Air, 2008). Нетбуки (netbook) позиционировались как компактные недорогие лэптопы для интернет-серфинга, на что указывает слово net в названии. Устройства для профессионалов имели привычный форм-фактор, но оснащались самым производительным железом для работы в графических и видеоредакторах. Ультрабуки же позиционируются как дорогие имиджевые бизнес-решения – компактные, в меру производительные, с высокой автономностью и привлекательным дизайном.
Гибкие ноутбуки, чистый звук и автофутуризм: CES 2020 определила технологические тренды года
Дальнейшая судьба этих устройств сложилась по-разному. Нетбуки быстро вымерли, уступив место обычным бюджетным ноутбукам – более надежным и простым в производстве. А вот «профибуки» и ультрабуки живы по сей день. Любопытно, что оба этих тренда задала компания Apple под управлением Стива Джобса – именно благодаря таким менеджерским решениям его личность приобрела культовый статус.
В начале 2010‑х сформировалась еще одна категория устройств – игровые ноутбуки. По аналогии с геймерскими стационарными ПК они выделяются немаленькими габаритами и весом (2–3 кг), ярким, даже кричащим дизайном (часто с подсветкой клавиатуры и различных элементов корпуса) и максимально производительным для ноутбуков «железом». Форм-фактор пользуется немалой популярностью: у каждого крупного бренда есть своя линейка (иногда и не одна) игровых ноутбуков: ASUS ROG и TUF, Dell Alienware, Acer Predator, HP Omen.
Не модулем единым
Таким образом, сегодня рынок компьютеров разделен на следующие категории: обычные бюджетные устройства, версии для профессионалов, более компактные бизнес-модели, игровые версии. Вышеперечисленные сегменты описаны на примере ноутбуков, но десктопные ПК разделены между собой точно так же. Только в этом случае нишу ультрабуков занимают моноблоки, а вместо нетбуков предлагаются неттопы. Которые, в отличие от своих портативных собратьев, не умерли, и даже Apple не преминула запустить линейку таких компьютеров – Mac Mini.
Главное отличие десктопных ПК от ноутбуков – модульность. Конечно, ноутбуки тоже обладают этим свойством, за исключением ультрабуков, где электроника практически не подлежит замене. Но стоимость отдельных компонентов для лэптопов довольно высока, что делает невыгоднjq их замену – разумнее добавить немного денег и купить девайс нового поколения, прирост производительности будет куда выше. А вот владельцы ПК зачастую улучшают свои машины по частям. Поставил новый процессор – получил фактически другой компьютер. Заменил видеокарту и добавил модуль оперативной памяти – опять новое устройство.
Эксперт рассказал о необходимости установки отечественного софта
Именно поэтому, к слову, в статистике редко учитывают десктопы и ноутбуки по отдельности. Для сбора информации определяется операционная система подключенного к Сети устройства: для компьютеров любых типов это Windows, macOS и ОС семейства Unix, для смартфонов и иной портативной электроники – Android и iOS.
По этой же причине, анализируя рынок ПК (в отличие от ноутбуков), приходится прежде всего говорить о производстве центральных процессоров и графических процессоров (видеокарт): остальная электроника уходит на второй план. На протяжении 2010‑х годов здесь сохранялся статус-кво: в сегменте центральных чипов конкурировали Intel и AMD, в видеокартах – Nvidia (партнер Intel) и тот же AMD. В 2020 году акценты могут сместиться: Intel анонсировал дискретную (не встроенную в процессор) видеокарту DG1. Ее характеристики публике не показали, но заверили, что она поступит в продажу и для ПК, и для ноутбуков. В конце 1990‑х компания уже выходила на рынок с картой Intel i740, однако позже сосредоточилась на интегрированных в центральные процессоры видеоускорителях.
Такое возвращение может быть интерпретировано как попытка Intel усилить позиции относительно AMD, которая производит и центральные, и графические процессоры. Это логично в контексте неудач последнего времени: чипы Intel последнего поколения до сих пор производятся по 10‑нанометровому техпроцессу, тогда как AMD освоила более эффективный 7‑нанометровый. По данным PassMark Software, доля AMD на рынке выросла с 23,1% в первом квартале 2019‑го до 33,2% к началу 2020 года. Это рекордный показатель компании с 2007 года.
Будущие тренды на рынке настольных компьютеров станут понятны в середине года, когда компании представят новые поколения процессоров, а Intel наконец покажет видеокарту. А вот о том, как развивается сегмент ноутбуков, можно говорить уже сегодня.
Нетбуки возвращаются с 5G
Сразу две технологии, которые с ноутбуками слабо ассоциируются, в последнее время дали производителям надежду на новый всплеск популярности этих устройств. С одной стороны, это мобильная связь. Сегодня по сотовой сети 4G можно смотреть потоковое видео в высоком разрешении, запускать игры и работать с «тяжелыми» файлами в «облаке». Не за горами массовый запуск 5G-сетей, которые обеспечат пользователей еще более широким каналом связи.
С другой стороны, серьезно выросла мощность мобильных процессоров. Порой их достаточно даже для того, чтобы заменить полноценный компьютер. Только сами по себе смартфоны и планшеты не подходят для комфортной работы с текстами, таблицами, графикой, видео – для этого нужны клавиатура и большой дисплей. В этом направлении многие вендоры уже успели наработать определенный опыт. Год от года они экспериментировали с форм-факторами: выпускали трансформеры, которые превращались в ноутбуки (например, Asus eee Pad Transformer или несостоявшийся проект Razer Project Linda), обеспечивали прямое подключение периферии к смартфону (Samsung DeX, Huawei MateDock).
В середине 2010‑х у таких экспериментов на массовом рынке шансов почти не было – недостаточно высокая производительность мобильных чипов и неадаптированный софт не позволяли успешно выполнять на них те же задачи, что и на полноценных ноутбуках и компьютерах. По-настоящему прижились только Microsoft Surface – планшеты с пристегиваемой клавиатурой, которые работают на полноценном десктоп-процессоре и привычной ОС Windows.
Теперь же мобильная электроника развилась достаточно для того, чтобы попытаться вывести на рынок сравнительно новую категорию устройств – ноутбуки на мобильной платформе (ARM). По крайней мере, так считают в компании Qualcomm – одном из лидеров среди производителей «железа» для смартфонов. В декабре 2018‑го компания продемонстрировала разработанный специально под ARM-ноутбуки чип – Snapdragon 8cx.
В 2019‑м со стороны производителей устройств идею поддержали Lenovo и Samsung, в мае и августе представившие прототипы таких ноутбуков Project Limitless и Galaxy Book S. В конце года Microsoft в свою линейку Surface включила модель Pro X в привычном для себя форм-факторе «планшета-ноутбука», но уже на мобильной архитектуре под брендом Microsoft SQ1. Пока это единственное устройство на базе Snapdragon 8cx в продаже.
Четырекилограммовый Grid Compass, представленный в 1982 году, считается первым ноутбуком в истории. Для рядовых покупателей он был слишком дорогой, зато пользовался успехом среди американских военных и астронавтов
NASAВ мае Qualcomm провел тест, который показал: производительность чипа сопоставима с работой процессора среднего уровня Intel Core i5 – далеко не самого слабого из компьютерных. При этом компания заявляет несколько преимуществ перед традиционными ноутбуками – вдвое и даже втрое большую автономность (до 25 часов работы от одного заряда) и встроенный 5G-модем. Последний сам по себе экономит заряд аккумулятора по сравнению с отдельным модемом, которым оснащаются некоторые ноутбуки.
Microsoft поддержала этот тренд разработкой специальной версии Windows 10 под мобильную платформу. В отличие от более ранних ARM-проектов компании, эта не должна отличаться от «полноценной» версии Windows 10 ничем – по крайней мере, с пользовательской точки зрения. Впрочем, пока похвастать нечем: оказалось, что не так просто адаптировать привычные программы, которыми мы каждый день пользуемся на ноутбуках, под ARM-версию ОС. По сути, перед разработчиками стоит задача с нуля переписать компьютерные программы под новую архитектуру, полностью сохранив функционал. При этом приложения не должны сильно расходовать заряд аккумуляторов, чтобы устройства работали обещанные 20 и более часов. В реальности в Surface Pro X пока не работают многие привычные для ноутбуков программы, а автономность устройства составляет 9–10 часов. Такой показатель соответствует хорошему ноутбуку, но не превосходит его.
Но Qualcomm не отступает: в конце 2019‑го компания представила Snapdragon 7 с и 8 с – более дешевый и более мощный чипы нового поколения, также со встроенным 5G-модемом. А Lenovo, показавшая прототип 5G-ноутбука на мобильной платформе еще в мае, доработала его до предпродажного образца и показала на выставке CES 2020 под названием Yoga 5G. Выпустить в продажу обещает весной. Вероятно, в 2020 году ноутбуки на мобильной платформе все же доберутся до массового потребителя.
Дорогие модели (какой является Surface Pro X и ожидается Lenovo Yoga 5G) станут «альтернативными ультрабуками». А версии подешевле, появление которых можно прогнозировать на конец года, займут нишу, которая десять лет назад принадлежала нетбукам. Ведь, по сути, это те же самые устройства: обладающие ограниченным функционалом (только теперь он обусловлен ARM-платформой) и ориентированные на работу в Сети через 5G-подключение. Миниатюрность – отличительная черта нетбуков и ультрабуков – тоже вполне достижима благодаря компактной мобильной электронике (хотя есть альтернативный вариант: сделать ARM-ноутбук равным по размеру обычному, отдав освободившийся внутри корпуса объем под более емкий аккумулятор). Дело за малым – выпустить устройства, доступные по цене широкому кругу покупателей.
Новый виток трансформеров
Представляя первый iPad в 2010 году, Стив Джобс назвал планшет устройством, которое займет нишу между смартфонами и ноутбуками. Сегодня, спустя десять лет, производители наконец получили работающую технологию складных дисплеев и заговорили о том, чтобы занять еще две промежуточные ниши.
Первая – между ноутбуками и планшетами. В рамках этой концепции на CES 2020 было представлено сразу четыре устройства: Dell Concept Ori, Intel Horseshoe Bend, безымянный концепт TCL и Lenovo ThinkPad X1 Fold. Последний позиционируется как «первый в мире гибкий ноутбук», и это единственный аппарат из перечисленных с обозначенной датой выхода – второе полугодие 2020‑го. От обычного планшета с возможностью складывания его отличают наличие ОС Windows 10 и клавиатура на магнитных креплениях. Она накрывает половину экрана таким образом, что, слегка согнув девайс, можно получить что-то вроде полноценного ноутбука.
Удобство такого форм-фактора и целесообразность покупки подобной техники (едва ли можно рассчитывать на доступную цену устройства со складным дисплеем) под большим вопросом. Возможно, Lenovo последует прошлогоднему примеру Samsung и отправит предпродажные образцы журналистам и блогерам для тестов: это внесло бы ясность, кому и зачем такие компьютеры могут пригодиться. Но важно отметить, что свой прототип такого девайса показала также Intel – компания, которая вообще-то не занимается производством компьютеров. Очевидно, в Intel поверили в будущее гибких ноутбуков. А значит, попытка крупных игроков рынка сформировать эту нишу точно состоится в ближайшие пару лет.
Ноутбук: сделано в СССР
Под конец 1980‑х минский завод «Интеграл» разработал и даже наладил серийное производство собственного компьютера. Им стал отечественный ноутбук ПК‑300, более известный как «Электроника МС 1504». Взяв за основу японский лэптоп Toshiba T1100 1985 года выпуска, советские инженеры воспроизвели и целиком повторили его электронно-компонентную базу. В продажу устройство было выпущено в 1991 году по цене $550.
Примерно в это же время – с 1989 по 1991 год – компания Apple продавала свой первый ноутбук, Macintosh Portable. У него были схожие технические характеристики и примерно такой же форм-фактор, то есть отечественная разработка теоретически могла соперничать с «американцем». Но в условиях политических и экономических неурядиц последнего года существования СССР судьба компьютера была предрешена. Девайс оказался слишком дорогим, на новые разработки денег не было, так что «отечественным Apple» стать не получилось.
Вторая промежуточная ниша, к которой проявляют заинтересованность вендоры, располагается между ноутбуками и десктопами. Интерфейс Thunderbolt 3, которым оснащаются современные высококлассные ноутбуки, позволяет подключить мощную внешнюю видеокарту (которая не поместилась бы внутрь корпуса) и подтянуть графическую производительность почти до уровня ПК. Таким образом пользователь имеет мобильное устройство, которое дома превращается в мощную рабочую станцию с необходимой периферией.
В том числе к такой периферии относятся дополнительные мониторы, на которых можно комфортно развернуть фото- или видеоредактор либо запускать игры с глубоким «погружением». Само собой разумеется, что такие мониторы нужно приобретать отдельно. Тем любопытнее проекты некоторых вендоров, решивших по умолчанию оснастить свои компьютеры несколькими экранами. Так, на CES 2017 компания Razer представила концепт ноутбука с тремя дисплеями – Project Valerie. До релиза прототип не добрался – с 2017 года о проекте нет никаких новостей.
Ноутбуки на мобильной ARM-архитектуре потенциально могут стать хитом 2020-х годов: компактные, автономные, подключаемые к 5G-сетям. Но первая модель такого типа Microsoft Surface Pro X имеет ряд изъянов
APTASSНо на недавнем CES 2020 эта странная идея получила еще более радикальное воплощение: продемонстрированное публике сооружение Expanscape Aurora 7 имеет семь дисплеев. Как этот ноутбук складывается, да и кому он вообще нужен, неясно. А вот тайваньский IT-гигант ASUS, имеющий за плечами неудачный эксперимент с планшетами-трансформерами, которые «пристегиваются» к клавиатуре и превращаются в ноутбуки (рынок не принял эту концепцию, и ASUS остановил выпуск линейки), провел работу над ошибками и сумел вывести на рынок ноутбуки с несколькими дисплеями. В некоторых модификациях ZenBook Pro небольшой экранчик встроен в тачпад, а представленный на CES 2020 ZenBook Duo оснащен дополнительным дисплеем над клавиатурой.
Прошлое не вернуть
Эти метания сами по себе свидетельствуют о напряженной ситуации на рынке: производители стремятся хоть в чем-то выделиться, лихорадочно перебирая все возможные варианты. Однако перспективы экспериментальных моделей выглядят туманно. Так, ASUS развивает направление ноутбуков с несколькими дисплеями уже три года, но при этом не раскрывает статистику продаж. Не исключено, что им придется повторить путь предшественников – тех самых планшетов‑трансформеров, которые тоже пережили не одно поколение и даже обзавелись конкурентами от других брендов, но в итоге все равно канули в Лету.
Падение – норма, рост – аномалия
В начале 2020 года аналитические агентства IDC, Gartner и Canalys отметили рост годового объема рынка ПК (куда входят и десктопы, и ноутбуки) впервые с 2011 года. Данные компаний (см. таблицу) расходятся из-за разницы в методологии подсчета, но друг другу не противоречат.
Основной рост рынка, по общему мнению, обеспечила тройка лидеров: Lenovo (64,8 млн устройств, 24,3% рынка; данные IDC), HP (62,9 млн, 23,6%) и Dell (46,5 млн, 17,5%). На четвертом месте расположилась Apple, и вокруг нее возникли расхождения. По мнению IDC и Gartner, продажи компьютеров компании в 2019 году упали, тогда как аналитики Canalys отметили рост на 3,3%.
Главной причиной роста рынка агентства называют прекращение официальной поддержки Windows 7 – второй по популярности операционной системы Microsoft (на ней работают 26,7% ПК в мире, данные Statcounter). Оно заставило крупные компании обновлять корпоративный парк компьютеров в 2019 году. В будущем ожидается прекращение поддержки Windows 8, но к росту рынка это уже не приведет, поскольку «восьмерка» – одна из самых непопулярных систем (6% ПК).
В результате по прогнозам рынок компьютеров ждет устойчивое падение. В отдельных его сегментах, впрочем, жизнь еще теплится. Так, в 2017 году сегмент ноутбуков был оценен аналитиками Grand View Research в $101,67 млрд, а к 2025 году они ожидают его роста до $108,91 млрд. Причина на поверхности: массовое замещение ноутбуками устаревающих настольных ПК.
С относительной уверенностью можно говорить только об ARM-ноутбуках, которые при условии бюджетной цены действительно могут стать популярными устройствами. Но даже это вряд ли вернет рынку компьютеров первенство перед смартфонами – у тех ожидается продолжение экспансии на азиатские (в частности, индийский) и африканские рынки. Параллельно должен оформиться тренд на мобильные устройства дополненной реальности, которые еще сильнее повысят интерес к смартфонам, поскольку будут с ними синхронизироваться.
Как следствие, ПК и ноутбуки с каждым годом будут превращаться во все более специализированные устройства, ориентированные на узкий круг задач. Этот тренд начался в конце 2000‑х с запуском профессиональных линеек и ультрабуков, а активная экспансия мобильников его закрепила. Нет причин думать, что дальнейшее развитие технологий и попытки вендоров перепридумать ноутбуки что-то изменят: мобильный сегмент методично и уверенно захватывает все больше рынков.