Ракетно-космическая тоска
Более-менее проясняется ситуация с «Ангарой» – первой постсоветской ракетой, проектирование которой началось в середине 1990-х. После шестилетнего перерыва испытания тяжелой «Ангары-А5» возобновились в декабре прошлого года. На 2021-й запланированы по одному пуску «Ангары-А5» и легкой «Ангары-1.2». По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, серийное производство этих ракет на омском заводе «Полет» стартует в 2023 году. Тогда же будет оборудован стартовый стол для «Ангары» на космодроме «Восточный», что расширит возможности для запусков.
Сверхтяжелый проект: спасет ли реанимация "Ангары" имидж космонавтики России
Но еще на этапе испытаний выяснилось, что «Ангару» нужно модернизировать. Поэтому с 2018 года были анонсированы три новые модификации: с облегченным корпусом и усиленной мощностью двигателя («Ангара-А5М»), с третьей кислородно-водородной ступенью («Ангара-А5В»), с возвращаемыми ступенями («Ангара-А5ВМ»).
Параллельно создается «Союз-5» – реинкарнация бывшей российско-украинской ракеты среднего класса «Зенит». Сотрудничество между странами прекратилось в 2014 году, и вскоре в «Роскосмосе» предложили воссоздать «Зенит» в национальных границах. Проект еще не добрался до «железа»: в стенах РКЦ «Прогресс» под него строят новую производственную линию. Ожидается, что в 2021 году начнется изготовление первого экземпляра «Союза-5», а в конце 2023-го пройдут его летные испытания.
У проекта есть критики. Они утверждают, что воспроизводить разработанный 40 лет назад «Зенит» сегодня не имеет смысла. Ведь на международном рынке одноразовому «Союзу-5» предстоит соперничать с многоразовой Falcon 9 компании SpaceX, относящейся к той же «весовой категории». В «Роскосмосе» парируют тем, что в «Союзе-5» по сравнению с «Зенитом» применены новые сплавы, более эффективная сварка и другие улучшения.
В последние годы в РКЦ «Прогресс» занялись еще двумя ракетами среднего класса. Это «Союз-6», отличающийся от «Союза-5» грузоподъемностью. И носитель нового поколения «Союз-7» с двигателем на жидком метане (как у Starship Илона Маска) и вертикально возвращаемой первой ступенью (как у Falcon 9). Оба проекта пока не прошли этап эскизного проектирования.
При этом еще не спроектированные ракеты успевают не раз сменить название. «Союз-5» – это также «Феникс», «Иртыш» и «Сункар». «Союз-7» (он же «Амур», «Амур-СПГ», «Союз-СПГ») – новая ветвь разработок, «вылупившаяся» из «Союза-5». «Союз-6» на каком-то этапе тоже называли «Амуром». Как говорится, следите за руками!
«Все это просто разговоры, не подкрепленные возможностями, – говорит руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – Сказать можно что угодно: сегодня одно, завтра другое. Эскизное проектирование – это чертежи, их могут делать и студенты. По-настоящему начать работы – значит принять ответственное решение, записать в госпрограммах, выделить финансирование. Но зачем это делать, если число коммерческих заказов у нас снижается, а национальные потребности с лихвой покрываются имеющимися «Союзами»? Создавая ракету, на которой изначально нечего возить, мы неизбежно приходим к затягиванию сроков, и в итоге, когда техника готова, она уже устарела. Это произошло с «Ангарой», и новые ракеты повторят ту же ошибку».
Сверхтяжелая ноша
Особая ситуация сложилась с разработкой сверхтяжелой ракеты. Разговоры о ней велись с начала 2010-х. В 2017 году президент РФ Владимир Путин поручил форсировать создание сверхтяжа, а затем подкрепил слова указом. Был установлен довольно жесткий срок: в 2028 году ракета должна отправиться в облет Луны.
На президентской «тяге» работа закипела. В 2019 году утвердили эскизный проект носителя грузоподъемностью 100 тонн. В 2020-м выделили 1,5 млрд рублей на техническое проектирование, а Дмитрий Рогозин даже показал в Twitter фотографии первых блоков ракеты, получившей название «Енисей». Сообщалось, что на «Енисее» Россия не остановится: путем присоединения дополнительной ступени появится гигант «Дон» грузоподъемностью 130 тонн.
И снова все поменялось. Под конец года начались разговоры, что «Енисей» тоже получается устаревшим. Мол, сверхтяж нужно делать на перспективу: с использованием композитов и 3D-печати, на метановом топливе, с многоразовыми ступенями. А пока всего этого нет, ракету стоит отложить. Сначала эта мысль была невзначай высказана Рогозиным в комментариях на Facebook, затем с ней согласился совет Российской академии наук, и наконец в феврале РКЦ «Прогресс» объявил о приостановке работ по «Енисею» для изменения проекта.
Любопытно, что на организационном уровне ракету вовсе не начинали «строить». Предполагалось, что средства на нее будут выделены по отдельной целевой программе. В мае 2019-го «Роскосмос» разработал ее концепцию, согласно которой на создание «Енисея» потребовалось бы от 700 млрд до 1 трлн рублей. Но, как и в ситуации со «Сферой», в правительстве программу не утвердили. В ноябре 2020-го Владимир Путин потребовал от Рогозина отчитаться по этому вопросу, и как раз после этого руководитель «Роскосмоса» заговорил о необходимости «принципиально новых» технологий.
Ракета-носитель "Сатурн-V", 16 июля 1969 года
NASAПо мнению Ивана Моисеева, все это означает одно: сверхтяжа не будет. «Даже американцы в 1970-х годах сделали такую ракету, «Сатурн-5», с большим трудом, – напоминает эксперт. – Это гигантские ресурсы, которыми мы сейчас не располагаем. В лучшем случае десять лет «Роскосмосу» пришлось бы работать только на сверхтяж. А что на нем запускать, если ни на что другое деньги не тратятся? Логично, что проект забраковали. А что касается якобы пересмотра концепции в пользу метановых двигателей… Пока они в России не созданы, то и говорить не о чем».
Следует заметить, что официально об отмене «Енисея» не сообщалось. Однако Дмитрий Рогозин дал понять, что добраться до Луны можно и без царь-ракеты. Для этого достаточно применить многопусковую схему на тяжелой «Ангаре»: сначала несколько ракет доставят оборудование и экипаж на земную орбиту, а оттуда уже будет дан старт к Луне.