Деловой журнал Профиль

На сгибе инноваций: как новые дисплеи меняют потребительскую электронику

В середине мая китайская ИТ-корпорация Huawei представила Matebook Fold – гибридный «ноутбукопланшет» с большим складным дисплеем. Это новый форм-фактор на рынке, но принципиальных инноваций в самой технологии нет уже на протяжении шести лет. Тем не менее вендоры продолжают экспериментировать, и уже скоро рынок может заметно измениться.

©stringer/IC photo/Imaginechina via AFP/East News
Содержание:

Нишевая лояльность

Складные девайсы появились на потребрынке в 2019-м, когда Samsung запустила линейку Galaxy Fold. Вскоре подтянулись и другие вендоры, сегодня их наберется с добрый десяток. Преимущественно это компании из Китая: Huawei, Oppo, Xiaomi, OnePlus, Motorola. Из американских – только Google со сравнительно молодой линейкой Pixel Fold (напомним, американский бренд Motorola более 10 лет назад ушел под крыло китайской Lenovo).

Как правило, такие устройства представлены на рынке в двух форматах. Наиболее распространенный – «книжка», или Fold: в сложенном состоянии смартфон напоминает обычный (хоть и весьма толстый) девайс и раскрывается горизонтально, образуя почти квадратный планшет. Второй популярный форм-фактор – «раскладушка» (Flip), напоминающая о любимом многими в нулевые типе телефонов: из небольшого «квадратика» аппараты вертикально разворачиваются в обычные смартфоны.

"Жидкое стекло" и другие ключевые презентации Apple на конференции WWDC 2025

Девайсы со складным экраном занимают достаточно скромную часть рынка: их доля в мире варьируется в пределах 1,5–2% от всего объема мобильников. По итогу 2024-го Coherent Market Insights оценивает сегмент складных смартфонов почти в $28,7 млрд с прогнозом роста до $102,8 млрд к 2032-му. Это означает ежегодное 20-процентное увеличение, но, по данным Counterpoint, пока рынок растет куда медленнее – всего на 3,4% в год, преимущественно за счет китайских вендоров.

В России, впрочем, картина несколько иная. По данным МТС, за январь–апрель 2025-го количество продаж складных девайсов возросло на 32% (как в штуках, так и в деньгах) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Ключевой драйвер – появление большого количества «китайцев», подразумевающее расширение ассортимента и снижение цен.

Тенденция прослеживается и на мировом уровне: постепенно китайские вендоры «выбивают» исторического лидера Samsung. Конечно, на статистику сильно влияет Китай: южнокорейскому и тем более американскому вендорам там предпочитают отечественных производителей. Но и за пределами страны они постепенно отхватывают все большую часть рынка, хотя показатели и оценки аналитиков очень сильно меняются от квартала к кварталу.

Сама Samsung около года назад отмечала, что ее новые складные смартфоны покупают преимущественно не новые клиенты, а те, кто хочет перейти со старых поколений. А значит, аудитория растет несильно, и, вероятно, это касается не только южнокорейского производителя, но и рынка в целом. Иными словами, сегмент складных девайсов не то чтобы стагнирует, но и не слишком сильно развивается – пока что.

Большие деньги за сомнительную надежность

В том, что складные девайсы до сих пор не стали по-настоящему массовыми, ничего удивительного нет. Безусловно, в некоторых аспектах они выигрывают у традиционных смартфонов. Основных преимуществ два, и, как ни странно, оба связаны с форматом дисплея. Первое – больше полезного пространства в компактном девайсе. Второе – продвинутые системы многозадачности: на «книжках» гораздо удобнее работать с несколькими приложениями одновременно.

ИИ-базис и надстройки: чем удивила Google на масштабной конференции I/O

Проблемы, увы, куда весомее, и решить их полностью за шесть лет так и не удалось. Прежде всего в глаза бросается изгиб посередине. В разложенном состоянии экран не абсолютно плоский, как должно быть в идеале: вдоль линии сгиба он всегда идет небольшой волной. Ее не видно, если смотреть на экран прямо, но стоит немного отклонить плоскость – и вот она. Не говоря уже о том, что изгиб всегда ощущается пальцем.

Вторая сложность куда критичнее и кроется в шарнире – механизме, который, собственно, и позволяет сгибать-разгибать девайс сотни раз. Частая беда ранних моделей – пыль или различные крошки, которые случайно попадали в механизм, после чего он хуже работал или вовсе ломался. В некоторых случаях из-за этого даже отказывали дисплеи. Проблему, к счастью, по большей части решили, но речи о том, чтобы назвать складной смартфон столь же надежным, как обычный, не было и нет.

Такие аспекты, как габариты (в сложенном состоянии складные смартфоны толще обычных в полтора-два раза) и вес (примерно в полтора раза тяжелее), опустим, хотя кого-то и это может остановить от покупки. А вот стоимость как отпугивала, так и продолжает. Несмотря на общее снижение цен, дешевые складные девайсы на глобальном рынке стоят примерно столько же, сколько ультимативные классические флагманы, – порядка $1,2 тыс. Самые продвинутые «раскладушки» обойдутся в полтора раза дороже.

Гармошка и другие эксперименты

Несмотря на все сложности и сравнительно небольшую пользовательскую базу, вендоры продолжают верить в этот форм-фактор. Большинство сосредотачиваются на доработке того, что уже есть на рынке: стараются сгладить изгиб посередине, повысить надежность механизмов, сделать смартфон тоньше и легче.

В ожидании чуда: какими прорывными технологиями будет отмечен наступивший год

Последнее, кстати, отдельный тренд, который особенно заметен в 2025-м. Малые толщина (8,93 мм в сложенном состоянии, 4,21 мм в разложенном) и вес (229 г) «раскладушки» Oppo N5 стали главным маркетинговым ходом китайской компании. В эту гонку с удовольствием включилась Samsung: пока она представила только очень тонкий Galaxy S25 Edge (классический формат), но, по достаточно правдоподобным слухам, новая «раскладушка» Galaxy Z Fold 7 тоже будет тоньше обычного и по габаритам приблизится к Oppo N5.

Пожалуй, единственная компания, которая пытается действительно смело экспериментировать с раскладными девайсами, – Huawei. В марте компания показала Pure X – нечто среднее между «книжкой» и «раскладушкой». Дело в размере: он крупнее (а точнее, шире), чем «флипы», но при этом компактнее полноценных книжных «фолдов».

Результатом аналогичных экспериментов с размерами является Matebook Fold, который был представлен в середине мая. Huawei позиционирует девайс как ноутбук: предлагает также ставить его на стол в полуизогнутом формате, использовать мышку либо тачпад для управления, по необходимости выводить экранную клавиатуру или подключать беспроводную физическую. При желании его можно развернуть в гигантский 18-дюймовый планшет. Но в этом формате он лучше работает как монитор (например, смотреть кино). Изгиб посередине по-прежнему хорошо различим.

Пожалуй, самый смелый эксперимент компании – «трикладушка» Mate XT, вызвавшая ажиотаж в прошлом году. Ничего принципиально нового по сравнению с обычными «раскладушками» в ней нет. Разница лишь в количестве шарниров: вместо одного девайс оснащен двумя, по принципу «гармошки». Это позволяет ему из очень, очень толстого (12,8 мм) смартфона превращаться в полноразмерный планшет (диагональ дисплея в разложенном состоянии – 10,2 дюйма).

Тряпичные дисплеи

В этом году в дополнение к складным девайсам на рынке должен появиться новый тип устройств – с растяжимыми экранами. Если раньше мы видели ряд концептов (прежде всего от Samsung и LG, которые активнее остальных в мире экспериментируют с дисплеями), то теперь речь идет о массовом производстве.

От ИИ-чипов до ходячих столов: самые заметные премьеры техновыставки CES-2025

На выставке потребительской электроники CES 2025 в январе Lenovo показала ThinkBook Plus Gen 6. На первый взгляд это просто толстоватый ноутбук, но по нажатию кнопки его дисплей вытягивается вверх, превращаясь в вертикально ориентированный экран с диагональю 16,7 дюйма. Старт продаж намечен на июнь.

Все остальное пока представлено только на уровне концептов. В частности, LG в прошлом ноябре показала гибкий экран, который ведет себя буквально как тряпочка – гнется и выпрямляется, растягивается и складывается. Тогда в медиа много говорилось о том, что подобное можно встраивать в одежду, позволяя настраивать внешний вид с помощью «цифры».

Но сами вендоры предлагают взглянуть на технологию прагматичнее. Майский анонс от той же LG – концепт функциональной автомобильной панели. Только растягивается дисплей не в стороны, а в третьем измерении – вверх. Таким образом предлагается решить проблему сенсорных экранов в авто. Чтобы настроить или что-то изменить, на них обязательно нужно смотреть, однако на дороге это опасно. Если же рука чувствует выпуклость (как и предлагает LG), то можно выполнять действия, не отвлекаясь от вождения.

Перепридумать классику

Тут же напрашивается доработка сенсорных ноутбуков. Набирать текст вслепую на экранной клавиатуре невозможно из-за отсутствия тактильной обратной связи: клавиши просто не ощущаются, а значит, мозг не понимает, действительно ли введен символ или нет. Отчасти поэтому Huawei Matebook Fold и оснащается дополнительной физической клавиатурой, а для планшетов существует целый сегмент аксессуаров – чехлов с клавиатурой.

Это просто фантастика: какими технологическими достижениями запомнился 2024 год

Но если клавиши будут буквально «выталкиваться» с плоскости экрана, то проблему удастся решить. Демо от LG (а также недавно показанный концепт 3D-дисплея от Samsung) как будто позволяет в перспективе это сделать. К слову, в середине 2010-х такой подход уже прорабатывался, на СES-2013 компания Tactus даже показывала соответствующий концепт, однако до массового рынка дело, увы, так и не дошло.

Для складных дисплеев возможность растягивания и сжатия тоже критически важна. Собственно, это позволит наконец решить проблемы складки посередине и уязвимости шарнирного механизма. А значит, есть вероятность, что рынок сдвинется с мертвой точки: форм-факторы станут более разнообразными, появятся доступные по цене модели при условии, что производство гибких и растягивающихся дисплеев в промышленных масштабах удастся сделать достаточно недорогим.


Можно проще

Некоторые вендоры на протяжении последних лет старались следовать тренду на складные девайсы, но при этом не усложнять себе жизнь инновационными дисплейными технологиями. Так появились линейки Duo – устройства с двумя сенсорными экранами и обычным складным механизмом.

Microsoft, например, в 2020-м выпустила на рынок смартфон-«книжку» Surface Duo с двумя дисплеями. На этапе разработки третьего поколения компания отказалась развивать этот модельный ряд: формат не снискал особой популярности и вызывал, скорее, недоумение.

Тайваньский производитель Asus тем временем экспериментировал с различными вариантами ноутбуков. Zenbook Duo собран по тому же принципу: два обычных дисплея, один из них – вместо привычной клавиатуры (в комплекте идет отдельная беспроводная – то же решение, что у Huawei MateBook Fold). Девайс получился дорогой, нишевый, и тоже не завоевал рынок.


В ожидании «яблок»

Среди компаний, производящих складные девайсы, до сих пор нет главного трендсеттера – Apple. По слухам, компания активно изучает возможности технологии и ведет разработку сразу нескольких устройств – и смартфона, и ноутбука. Ожидается, что они могут быть представлены в следующем году.

Вероятно, Apple разрабатывает собственный складной механизм, который решит две главные проблемы этого типа устройств: сделает их надежными и уберет изгиб дисплея в развернутом состоянии. Партнером компании предположительно выступает LG Display.

Складному MacBook, прогнозируют аналитики, добавят систему физического отклика для экранной клавиатуры, чтобы удобнее было печатать вслепую. А iPhone может получить расположенный под дисплеем датчик FaceID (используется для разблокировки девайса по уникальным чертам лица).

Самое читаемое
Exit mobile version