– Почему именно сейчас так востребованы здоровьесберегающие технологии при создании жилых пространств?
– Использование здоровьесберегающих технологий – это не совсем новый тренд в дизайне. Появился он в начале 2000-х годов одновременно с модой на ЗОЖ и далее нашел отражение во многих отраслях. Сейчас мы говорим не только про использование экологически чистых материалов в дизайне, но и про технические решения в том числе. Компании, работающие в этой сфере, должны вносить лепту в здоровьесберегающий (салютогенный) дизайн именно в части инноваций и технологий.
Жители мегаполисов отдают себе отчет в том, что здоровый микроклимат – тренд номер один, маст-хэв современного мира. Человеку, чтобы как можно дольше оставаться здоровым, работоспособным, на пике умственной и творческой активности, требуется чистый воздух. Эту задачу решают специальные приборы, которые обеспечивают здоровый, сбалансированный микроклимат (а именно – очистку, увлажнение и кондиционирование).
На российском рынке представлены полностью отечественные разработки, аналогов которым пока нет в мире. Например, оборудование для очистки воздуха (очистители и обеззараживатели), увлажнители, бризеры – приточные установки, которые обеспечивают приток свежего воздуха при закрытых окнах.
Приведу в пример нашу разработку – инновационную систему умного микроклимата, способную контролировать качество воздуха, в автоматическом режиме задавать нужные параметры работы вентиляции, очистки и увлажнения. Проект был реализован при поддержке Агентства инноваций Москвы, прошел успешное пилотирование в московских школах, включен в реестр инновационных решений города, получил награду «Лучшие социальные проекты России» с этим кейсом.
– На ваш взгляд, где сильнее просматривается тренд на здоровьесберегающие технологии – в России или других странах?
– Еще в Советском Союзе (не говоря уже о более давних временах) до пика развития химической промышленности и появления более дешевых и легких в использовании синтетических материалов – ПВХ, пенопласта, линолеума, ДСП и так далее, все было очень даже салютогенно: деревянные окна, двери, паркет, мебель. То есть здоровьесберегающие технологии развивали давно, просто на этом не делали акцент, как сейчас, когда обращают внимание на использование экологически безопасных материалов с максимальным индексом коэффициентом «зелености», рейтинги и маркировки, индексы энергоэффективности и так далее.
Уровень распространенности салютогенного дизайна в России сегодня зависит от географии и платежеспособности населения. А если говорить про мир в целом, то в меньшей степени здоровьесберегающие технологии распространены в США и Канаде, в большей степени в Евросоюзе, Японии и Сингапуре.
– Есть ли принципиальные отличия у продукции, реализуемой российскими предприятиями на внутреннем рынке и за рубежом?
– Отличия, конечно же, есть. Допустим, в продукции, экспортируемой в Индию или ОАЭ, нужны кастомизированные вилки, так как в этих странах другой уровень напряжения в сетях. Другой пример – фильтры для очистки воздуха. Для стран, где показатели загрязнения выше, они должны быть мощнее, чтобы не приходилось часто менять.
Есть отличия по ассортименту в зависимости от климата: для стран с влажным климатом нет нужды использовать в матрице продаж увлажнители, а для стран, где климат жаркий и сухой, они как раз нужны.
– Что надо сделать, чтобы российские товары и услуги были конкурентоспособны с иностранными аналогами?
– Для успешной работы на внешних рынках есть три слагаемых успеха. Первый – высокое качество продукта или услуги (для товара это минимальное количество поломок, для услуги – простота и комфорт в потреблении). Второй – привлекательный внешний вид (дизайн, упаковка). Третий – техническая составляющая. В большинстве стран потребители обращают внимание на инновационность и технологичность продукта.