Профиль

Привычной нам модели IT-индустрии, похоже, пришел конец

Несколько лет назад в России появился популярный мем: «войти в IТ». С тех пор не иссякает поток желающих достучаться в заветную дверь: «Сим-сим, откройся!» Государство, со своей стороны, всецело поощряет и всячески поддерживает. Оно и понятно: без современных информационно-коммуникационных технологий ни туды и ни сюды.

Мужчины сидят на макете компьютерной клавиатуры

©Albert Foss/Ullstein bild via Getty Images

Вот только бóльшая часть так называемого IТ имеет к технологиям примерно такое же отношение, как астрологический прогноз к освоению космоса. Это просто специфический бизнес.

Скажем, есть фабрика, где шьют штаны. Три четверти ее расходов – это материалы и работа (раскрой, пошив, стачивание, отделка и так далее). Схожим образом обстоят дела на любом производстве. Но в 1960-х американский маркетолог Эд Майер придумал волшебную формулу для тех, кто хочет превратить свое производство в по-настоящему большой бизнес: 40% нужно тратить на продвижение и продажи, столько же – на общие и административные расходы и только 20% – на само производство.

В середине 1990-х правило «40–40–20» стало золотым стандартом в IТ. Бюджеты на маркетинг и удовлетворение клиентов продолжили расти, причем как на дрожжах. А вот 20% на разработку и сопровождение сегодня уже мало кто тратит – разве что крупные фирмы, предоставляющие сервисы по модели «ПО как услуга», которым приходится поддерживать масштабную инфраструктуру. Большинство компаний стараются не выходить за 15% – как, например, холдинг Alphabet, являющийся головной компанией Google. А инженеры Apple вообще укладываются в 6–7% бюджета. Для сравнения: в наукоемких отраслях промышленности на НИОКР идет 10–20%, и при этом они еще производят что-то, что можно потрогать руками.

Конец золотого века: как сейчас живут китайские интернет-корпорации

Но что же тогда производит IТ-бизнес? Судя по структуре расходов, отнюдь не продукт инженерной мысли. Как говорилось в старой шутке: IТ-бизнес производит впечатление.

Вернемся к штанам. Штаны – это потребительский товар, предназначенный для удовлетворения потребностей человека. А чтобы их сделать, нужно разное оборудование – от швейных автоматов до пуговичных машин. В свое время у нас всю промышленность делили на «группу А», производящую средства производства, и «группу Б», производящую предметы потребления. Теперь так уже немодно. Креативные индустрии, к которым относится и разработка программного обеспечения, плохо вписываются в эту схему.

Но дело не в том, что именно они производят, а в том, что большинство компаний, особенно те, кто гордо называет себя высокотехнологичными стартапами, вообще не производители, а производное. Сама IТ-индустрия превратилась в производство бизнесов – они и есть ее основной товар. И мы охотно соглашаемся с этим на когнитивном уровне, когда говорим, например, о «бизнес-инкубаторах». Курица может считать, что она несет вкусные и полезные яйца, делающие этот мир лучше, – птицефабрика заботится о психологическом комфорте несушек. Но это инструментальные ценности, которые лишь средство для достижения цели. А цель чисто финансовая. Наглядный пример – Uber, приобретший буквально культовый статус. Компания из года в год генерирует чудовищные операционные убытки, зато долгое время показывала отличную капитализацию. В Америке вообще более половины предпринимателей начинают бизнес для того, чтобы лет через десять его продать. А в IТ таких еще больше. И вот уже тысячи фаундеров придумывают миссии, генерируют стратегии, сражаются на полях посевных инвестиций, занимаются питчингом и таргетингом – всё ради того, чтобы однажды сделать заветный экзит. Только далеко не у всех что-то получится.

Uber из года в год генерирует чудовищные операционные убытки, зато долгое время компания показывала отличную капитализацию

Neil Hall/REUTERS

Так устроен IТ-рынок. А вот свои правила он диктует всем – и бизнесменам от высоких технологий, и эффективным менеджерам, и грамотным инженерам. И это не только экономический диктат. В IТ сложилась особая среда, которую можно назвать синкретическим религиозным культом, в значительной мере формирующим мировоззрение всех участников. Это агрессивно прозелетический культ, почти безальтернативно доминирующий во всех процессах социализации, коммуникации, регуляции и нетерпимо относящийся к отступникам.

Вот, скажем, широко распространенные гибкие методологии – куча-мала практик, основанных на «Манифесте гибкой разработки программного обеспечения» (2001 г.), которые проникли уже не только в IТ. Показательно, что их культивируют по формуле «учение всесильно, потому что оно верно». А если оно где-то не работает, значит, у вас просто «неправильные пчелы, и они делают неправильный мёд». Другая влиятельная теория – бережливое производство. Ее корни растут из карго-культа японского менеджмента, а адепты любят повторять загадочные мантры: мури, кайдзен, гэмба. Не говоря уже о геймификации, бирюзовых организациях – несть им числа. Как писал Ломоносов: «Открылась бездна звезд полна; звездáм числа нет, бездне дна».

Цукерберг и реальность: какие технологии нужны метавселенной

У этого культа свои догмы и заповеди. Свои ритуальные практики, как корпоративные, так и личностные, где уверенно лидирует беспощадная борьба с прокрастинацией. Сложился и свой фольклор, представленный почти всеми жанрами – от сказок до поговорок. Свой пантеон, населенный мудрыми гуру, талантливыми героями и сонмом небожителей, чьи подлинные и апокрифические высказывания служат утешением и наставлением на все случаи жизни. Сформировался корпус священных текстов, повествующий прежде всего о том, как преуспеть в бизнесе и в жизни. Успех – вообще главная ценность. Перефразируя древнегреческого философа Протагора, «успех есть мера всех вещей». Всё не просто измеряется успехом, но всё, что не имеет к нему отношения, в принципе лишено онтологического смысла.

Впрочем, философия в IТ больше популярна в формате «для чайников». Сейчас, например, в моде стоики, потеснившие даже такого тяжеловеса, как Сунь-цзы с его стратагемами. Например, пару лет назад Дональд Робертсон, пропагандист когнитивно-поведенческой терапии, выпустил книгу «Думай как римский император: стоическая философия Марка Аврелия для преодоления жизненных невзгод и обретения душевного равновесия». Она сразу же стала бестселлером на Западе и была оперативно переведена на несколько языков, включая русский. С помощью этого опуса вы можете овладеть приемами когнитивного дистанционирования. Например, отучиться грызть ногти и ковырять в носу. А наиболее предприимчивые могут преуспеть, обучая этой полезной науке других, и стать тренером по цифровому детоксу.

За нашу и вашу свободу: зачем Илону Маску Twitter

Вся эта идеологическая солянка существует не сама по себе. Она неразрывно связана с глобальной леволиберальной повесткой и часто использует те же механизмы и каналы продвижения. Неудивительно, что после мирового экономического кризиса 2008 года она стремительно радикализируется. Это не эксклюзив IТ-отрасли, но в силу ряда причин именно она стала одной из самых индоктринированных. В России это наглядно проявилось после начала СВО.

И если раньше российское IТ было худо-бедно встроено в космополитическую западную систему, теперь лавочка IТ-бизнеса as usual для нас прикрылась. Но самое интересное, что двери закрываются повсюду. Проблемы везде, и закопёрщиком опять выступает Америка. Начиналось все несколько лет назад, но IТ-отрасли очень повезло с коронавирусом – пандемия пошла ей сильно на пользу. Тем болезненней оказалось последовавшее падение капитализации. Только за 2021 год компании потеряли десятки процентов своей рыночной стоимости. Тот же Zoom, еще недавно бодро рапортовавший о блестящих перспективах на волне всеобщей удаленки, «усох» на 71%. В «красной зоне» оказались почти все, включая гигантов индустрии, которые тянут за собой всю отрасль. Биржа NASDAQ «похудела» на 30%. Своеобразный рекорд поставил Amazon: по итогам торгов 9 ноября компания потеряла более триллиона долларов капитализации (по сравнению с рекордным закрытием в июле прошлого года). Это, конечно, выдающееся достижение, но, судя по тому, как идут дела, впереди нас ждет еще много интересного.

Zoom "усох" на 71%, хотя еще недавно бодро рапортовал о блестящих перспективах на волне всеобщей удаленки

Kena Betancur/Getty Images

Разумеется, начались масштабные увольнения. Не успела прогрессивная общественность повесить всех собак на Twitter, о сокращениях объявили десятки компаний, включая тот же Amazon, Microsoft и Meta (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена). Многие вообще без громких заявлений просто режут штаты. Причем под нож идут и разработчики, которым особенно обидно: в их дивном мире они были элита, белая кость, и вокруг них все должны танцевать вприсядку с бубнами. У бизнеса сейчас совсем другие задачи: сохранить «дойных коров», оптимизировать показатели операционной эффективности, постараться падать так, чтобы видеть, как мимо пролетают конкуренты.

Наконец, самое важное: деньги, которые, как известно, любят тишину. Поэтому здесь сложнее понять, что происходит. Общий настрой: «Денег нет, но вы держитесь». Один за другим фонды без лишнего шума сворачивают инвестиционные проекты. Во втором квартале 2022 года финансирование стартапов просело на 19% (по сравнению с первым). Еще более показательно число сделок, к июню сократившееся в два с лишним раза, – инвесторам приходится становиться всё более разборчивыми. Известный венчурный фонд Sequoia Capital, в этом году отметивший 50-летие своей трудовой деятельности, предупреждает, что дальше будет еще хуже: нет и не предвидится не только дешевого капитала, который раньше всегда спасал ситуацию, но проблемы с портфельными инвестициями привели к критическим дисбалансам с ликвидностью вообще. Пока это еще цветочки – не случайно ситуацию в американском IТ часто сравнивают с тюльпановой лихорадкой, охватившей Голландию в начале XVII века. Хотя на деле всё сложнее, и технически это не просто очередной «пузырь доткомов», который 10 марта 2000 года очень громко лопнул, оставив о себе недобрую память на много лет вперед.

Та модель IТ, с которой мы жили последние четверть века, по-видимому, себя исчерпала. Для этого есть множество причин, как внешних, так и внутренних. Для большинства айтишников, средний возраст которых в США около 35, а в России всего 28 лет, это вся их сознательная жизнь. Они не могут представить, что может быть как-то по-другому. Хотя именно так всегда и бывает, и четверть века как раз типичный срок для смены парадигмы.

Что делать нам? Выбор у нас невелик: мы не можем скопировать западную систему, пусть даже по принципу «труба пониже, и дым пожиже». Да это и не нужно. А нужно делать свой сегмент IT как нормальную инженерную отрасль – это мы умеем. Хотя по инерции многие еще довольно долго будут пытаться строить привычный им IT-бизнес, куда так заманчиво войти. Это тоже нормально: курица без головы минут 10–15 может пробегать.

Самое читаемое
Exit mobile version