В конце прошлой недели «Сбер» объявил о запуске собственного Центра компетенций по охране интеллектуальной собственности технологических стартапов.
За 30 тысяч рублей здесь помогут зарегистрировать софт в Роспатенте, за 50 тысяч – товарный знак. Стоимость патентования технических решений начинается от 50 тысяч и может превышать 200 тысяч рублей в зависимости от объекта патентования. Попадание в реестр отечественного ПО обойдется так же – не менее чем в 200 тысяч рублей.
Новый проект «Сбера» собирается работать прежде всего со стартапами из своего же онлайн-хаба SberUnity. Сейчас там числятся 1320 молодых технологических компаний.
«После выхода весной этого года соответствующего указа Президента РФ к нам в «Сбер» стали обращаться технологические стартапы с просьбой помочь с их постановкой в единый реестр отечественного ПО. Параллельно мы выявили и другие частые запросы стартапов – например, на помощь в регистрации интеллектуальной собственности. Как правило, она составляет 75−100% стоимости таких компаний, при этом на рынке практически нет игроков, предоставляющих подобные услуги непосредственно стартапам», – отметил Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка.
Нужно ли предложение спросу?
По данным Центра интеллектуальной собственности «Сколково», только за 2021 год ими было оформлено более 1000 заявок на регистрацию интеллектуальной собственности. На 1 мая 2022 года число стартапов-резидентов «Сколково» продолжает показывать стабильный рост, и составляет более 3300 компаний. ЦИС «Сколково» работает на российском рынке более 10 лет и является на данный момент одним из лидеров по оказанию комплексных юридических услуг в сфере корпоративного права, правовой охраны интеллектуальной собственности, патентования для стартапов – более 98,9% положительных решений о выдаче патентов, что является самой высокой статистикой положительных решений Роспатента.
Стремление стартапов защитить свои нематериальные активы отмечает и доктор юридических наук, эксперт по международной защите инноваций Галина Добрякова, основавшая в 2019 году онлайн-сервис для регистрации и защиты авторских прав ireg.pro: «Логотип, дизайн интерфейса или MVP, компьютерная программа, – все это объекты авторского права, и сейчас стартапы активно пользуются решениями по депонированию, которыми можно защитить авторские права».
По словам Добряковой, на рынке уже представлен ряд востребованных стартапами цифровых решений в сфере интеллектуальной собственности: «Для этого они идут либо в nris.ru, либо в ireg.pro и выбирают нужный пакет услуг».
Товарные знаки, по словам Добряковой, чаще получают через «Онлайн Патент» – там накоплена обширная и качественная экспертиза – регистрируется до трети товарных знаков в России. Также на рынке присутствуют цифровые решения компании «Гардиум», имеющей 18-летний опыт работы в сфере интеллектуальной собственности.
Сегодня цифровые решения представлены и самим Роспатентом, на цифровизацию которого из федерального бюджета за 2019–2021 гг. было выделено 1,17 млрд руб., а в период до 2024 г. на создание систем информатизации деятельности по регистрации и охране прав на объекты интеллектуальной собственности будет выделено еще 1,77 млрд руб.
«Цифровизация Роспатента обеспечила омниканальность при работе с заявителями, – заявил глава ведомства Юрий Зубов. – Весь путь от подачи заявки до получения электронного документа проходит бесшовно в режиме онлайн. Роспатент собрал мировой массив патентной информации и средств индивидуализации, а также создал сервисы для работы с объектами интеллектуальной собственности на основе технологий больших данных и интеллектуальной собственности». Кроме того, за счет введения платформы оборота прав на объекты интеллектуальной собственности срок регистрации договоров распоряжения сократится до двух суток, добавил Зубов.
Помимо различных цифровых сервисов для регистрации, защиты и управления интеллектуальной собственностью, в России довольно хорошо развита и классическая инфраструктура юридического сопровождения.
Партнер компании «Рунетлекс» Павел Мищенко уверен, что на рынке уже есть множество игроков, которые помогают с регистрацией и защитой интеллектуальной собственности – от фрилансеров до респектабельных юридических фирм.
«Не верится, что «Сбер» каким-то образом сможет перевернуть рынок. Услуги в рамках SberUnity – возможно станут дополнительной помощью каким-то отдельным его участникам. Но не более того. Банкиры просто добавили в свою экосистему еще одну функцию», – отметил Мищенко.
По данным на 2022 год, в стране действуют более 2400 патентных поверенных, в нескольких десятках юридических компаний работают направления по консалтингу в сфере интеллектуальной собственности и существуют патентные практики.
Руководитель патентной практики компании Patentus Алексей Михайлов также находит решение Сбербанка выйти на новый для них рынок интеллектуальной собственности неочевидным: «Видимо, кто-то из аналитиков по какой-то непонятной причине сказал «Сберу», что патентные услуги – это золотое дно, хотя в действительности конкуренция здесь довольно высокая, а сами услуги сложно стандартизировать, свести к понятной стратегии, ложащейся на готовый бизнес-процесс. Более того, речь идет не об одной услуге, а о множестве мелких услуг, многие из которых без комплексного подхода убыточны для патентных поверенных».
При этом эксперт подчеркнул, что будет рад, если «Сбер» возьмется за автоматизацию услуг по поддержанию патента в силе и уплате пошлин. «Что касается более сложных услуг, например регистрации изобретений, я думаю, что Сбербанк будет просто отдавать их партнерам – нам или другим фирмам за комиссию. Работа Сбербанка со своими инхаусами на этом сложном направлении мне представляется абсолютно убыточной и не преследующей целью благо клиента», – убежден Михайлов.
Юрист пояснил, что в последнем случае как минимум встанет проблема ценообразования: «Специалист, сталкиваясь с необходимостью работать по фиксу, сложное упрощает, а простое усложняет, чтобы не перетрудиться, но в то же время чтобы результат работы удовлетворял критериям. Это неизбежно снижает качество охранных документов, и практика показывает, что клиенты перестают пользоваться таким сервисом».
По мнению Алексея Михайлова, отечественного клиента пока отталкивает радикальная автоматизация, а ведь именно это свойственно «Сберу»: «Российский клиент любит пообщаться с живым специалистом, заглянуть ему в глаза, поговорить по душам, а не прорываться через три кордона роботов на очередном бездушном сервисе».