Не просто изучение, но активная индустриализация доступного космического пространства – такова повестка амбициозных проектов начинающегося десятилетия. Их главными действующими лицами станут не национальные агентства, а крупные предприниматели. При этом уже на старте этого процесса обозначилась опасная перспектива: за сферы влияния в дальнем космосе, похоже, развернется нешуточная борьба.
Луна как ресурсная база
Достижим ли дальний космос? Похоже, человечество нащупало аргументированный ответ на этот вопрос. Во-первых, путь в глубины Солнечной системы нецелесообразен в формате эпизодических вылазок: необходимо обживать космическое пространство шаг за шагом. Новая лунная программа США «Артемида» рассматривает высадку на Луне как начало большого пути: в этом ее главное отличие от «дедушки» «Аполлона». Только после обустройства Луны США готовы двинуться дальше, на Марс.
Во-вторых, без кооперации с бизнесом не обойтись. Не случайно NASA заказало компаниям SpaceX, Blue Origin и Dynetics эскиз лунного посадочного модуля. Они должны предъявить свои варианты в феврале – агентство выберет самый удачный и профинансирует его разработку.
Кроме того, в качестве подготовки к «Артемиде» запущен проект Commercial Lunar Payload Services (CLPS) по отправке на Луну исследовательских станций, произведенных частными компаниями. Они начинены приборами, которые понадобятся при создании лунного поселения (например, лазерными датчиками для сверхточной навигации во время прилунения). В этом году NASA запустит по линии CLPS две миссии: с аппаратом Peregrine от компании Astrobotic и аппаратом Nova-C от Intuitive Machines. Еще три миссии должны отправиться в 2022–2023 годах, в том числе будет запущен луноход VIPER, нацеленный на поиск льда на южном полюсе Луны.
Эксперты сравнивают эту ситуацию с эпохой Великих географических открытий: вначале экспедиции в Новый Свет снаряжались на средства королевских дворов, но затем на первый план вышла предпринимательская инициатива. Если космические «искатели приключений» тоже примут эстафету у государственных игроков, это даст необходимые ресурсы для экспансии.
«Взять главу Amazon и Blue Origin Джеффа Безоса, большого любителя космонавтики, – говорит блогер, популяризатор космонавтики Виталий Егоров. – NASA только запросило у него аванпроект посадочного модуля, а он уже испытывает двигатели, строит макет. По сути, сам инвестирует в лунную программу США. Еще больше бизнес активизируется, если подтвердится наличие на Луне залежей льда. Считаем: литр воды, доставленный на околоземную орбиту, стоит $20 тыс., на Луну – уже $500 тыс. Космонавту на орбитальной станции требуется 9 литров воды в сутки. Если на Gateway будут дежурить хотя бы два человека, 18 литров по $500 тыс. – это $9 млн дохода ежедневно. Это уже реальное основание, чтобы писать бизнес-план и идти к инвесторам. Нужно только понять, в какой форме на Луне вода: чистый лед, смесь ледяной крошки с реголитом или что-то другое. В ближайшие годы этому вопросу будет посвящено несколько миссий: VIPER, российская «Луна-25», китайская «Чанъэ-6».
Лунная программа NASA «Артемида» тесно завязана на сотрудничество с частным бизнесом. В частности, компания Blue Origin разрабатывает лунный посадочный модуль
Patrick Semansky/AP/TASSОбеспечение водой является лишь одной из подобных тем. С лета 2020 года NASA объявило серию тендеров на разработку решений для лунной инфраструктуры: атомных электростанций, генераторов электричества и тепла с помощью химических реакций, системы 4G-связи, биотуалета, работающего в условиях пониженной гравитации…
«Земля 2.0»: каковы шансы найти разумную жизнь на экзопланетах
«2020–2021 годы – начало эпохи индустриального дальнего космоса, – констатирует футуролог, амбассадор Singularity University Евгений Кузнецов. – Дальше многое будет зависеть от того, удастся ли наладить добычу топлива на космических телах. Если да, то можно далеко улететь. Самым перспективным топливом становится водородно-кислородная пара: уже ведутся эксперименты по расщеплению воды, которая будет добыта на Луне. Стартап 2020 года – оцененный в $1,2 млрд Momentus Space нашего соотечественника Михаила Кокорича, который разработал маневровый двигатель, работающий на водной плазме. Кстати, недавно инвестор Стив Юрветсон, который одним из первых разглядел Илона Маска, написал, что даже на текущих технологиях достаточно $5 млрд инвестиций в лунную промышленность, которая станет самоокупаемой на горизонте 10–20 лет. Космос перешел в инвестиционную фазу: это уже не затраты на престиж, а нормальные инвестпроекты, пусть пока с длинным циклом».
Куда дальше?
Следующим после Луны пунктом назначения, вероятно, станет не Марс, а более близкие к Земле астероиды. Такой вывод можно сделать из текущих и планируемых миссий. Это и японская «Хаябуса-2», вернувшаяся в декабре 2020-го с «кусочком» астероида Рюгу. И американский зонд OSIRIS-REx, который должен доставить такой же «гостинец» с астероида Бенну: в октябре прошлого года он достиг его поверхности, в марте стартует обратно с образцами породы, прибытие на Землю ожидается в сентябре 2023-го. И, наконец, миссия NASA Double Asteroid Redirection Test, которую планируется запустить ближайшим летом: ударный зонд направится к астероиду Дидим и врежется в него. Это позволит рассчитать возможности рукотворной корректировки орбиты небесных тел.
Японская миссия «Хаябуса-2» к астероиду Рюгу
JAXA via AP/TASSВсе это миссии сугубо прикладного характера, уточняет Евгений Кузнецов: «Изменение орбиты астероидов нужно, во-первых, для предотвращения их столкновения с Землей. Конечно, это маловероятное событие, но вопрос безопасности позволяет аккумулировать ресурсы на астероидную тематику. Вторая задача – перемещение астероидов на удобные орбиты, где будет удобно вести их промышленную разработку. Собственно, этим объясняется выбор японцами астероида Рюгу: его дешевле всего отбуксировать, плюс – это, вероятно, металлический астероид, который может дать много дешевого металла для строительства орбитальных конструкций. В 2020-е эта индустрия не успеет развернуться в полный рост, но первые крупные эксперименты – например, отправку зонда не только для добычи грунта, но с целью развертывания на месте систем генерации топлива – провести успеем».
Что касается Марса, то его колонизация, в отличие от разработки астероидов, пока не выглядит оправданной, считает Кузнецов. «Плюс, чтобы двигаться к Марсу, нам нужно производить в космосе 95–99% ресурсов, необходимых для колонизации. В ближайшее десятилетие мы, скорее всего, продвинемся только на 5–10%. Различные беспилотные миссии на Марс возможны, но они будут носить пристрелочный характер», – отмечает футуролог.
Право первооткрывателя
Какой бы далекой ни представлялась промышленная деятельность в космосе, юридическая подготовка к ней уже началась. В 2015 году президент США Барак Обама подписал закон (H.R. 2262), закрепляющий право американцев на владение добытыми в космосе ресурсами при отсутствии суверенитета над космическими объектами в целом. В апреле 2020-го Дональд Трамп президентским указом освободил США от обязательств по Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Документ, принятый под эгидой ООН в 1979 году, провозглашал лунные ресурсы достоянием всего человечества.
Орбита на миллион: кто составит конкуренцию SpaceX в космической индустрии
«Все страны, планирующие экспансию в космосе, не ратифицировали это соглашение, просто США пошли дальше остальных, – комментирует Евгений Кузнецов. – Концепция космоса поменялась: сегодня он понимается как пространство проектного корпоративного освоения. Вероятно, для ее организационного оформления вскоре создадут международное агентство по космическим ресурсам, которое будет регистрировать проекты и брать за это процент с прибыли».
Не исключено, что нас ждут острые конфликты за космические ресурсы, признает футуролог: «К примеру, лунная вода содержится в ледниках, а они расположены на ограниченной площади. Ничто не мешает воткнуть экстракторы в один ледник и добывать наперегонки. Естественно, будет драка. Поэтому ключевым фактором становится скорость. Американцы и китайцы торопятся, понимая: кто первый встал, того и ресурсы. Сегодня в мире нельзя развиваться медленно, иначе тебя тут же обойдут на повороте».
Между тем российские власти резко отреагировали на апрельский указ Трампа. В «Роскосмосе» назвали его планом по «захвату других планет», в Кремле подчеркнули, что любая «приватизация космоса» неприемлема, а в МИД РФ не согласились с тем, что США отводят себе «лидирующую роль» в вопросе лунного будущего.
«Увы, все ушло в свисток: «не позволим, не дадим», – отметил в беседе с «Профилем» эксперт по космонавтике Андрей Ионин. – За прошедшие восемь месяцев ничего, кроме этих заявлений, Россия не сделала. Трамп воспользовался правовым вакуумом и начал прописывать правила игры в американских интересах. В этой ситуации надо предлагать альтернативу, запускать свои проекты. Если сам сидишь на Земле, возмущаться бесполезно».