29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. 10 фильмов фестиваля«2morrow/Завтра»
Общество

10 фильмов фестиваля«2morrow/Завтра»

В Музее Москвы и ЦДК с 20 по 25 января проходит кинофестиваль «2morrow/Завтра». В этом году организаторы существующего уже 8 лет смотра вынуждены были собирать деньги на его проведение с помощью краудфандинга. Но, несмотря на возникшие сложности, программа этого года очень сильная. На фестивале будут показаны лучшие авторские фильмы года, участники и лауреаты Берлина, Канн, Венеции, Сан-Себастьяна, Локарно, Торонто. Для нашего гида мы выбрали 10 картин «2morrow», заслуживающие внимания, но на самом деле проходных работ там просто нет.

Не вошел в топ фильм открытия, венецианский победитель «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» культового шведа и мастера грустно-веселого абсурда Роя Андерссона. Но не вошел лишь потому, что его все-таки обещают выпустить в наш прокат, в отличие от большинства других картин фестиваля. Интересны уже традиционные программа русского регионального кино «Офсайд» и программа документального кино. Обратите внимание и на новую секцию HorrorHumor, посвященную работе режиссеров-авторов с жанрами хоррора и комедии, и на «Шум времени» об исторической памяти (там, в числе прочего, покажут шестичасовой эпос любимого синефилами филиппинца Лав Диаса «От предшествующего»).

«Чудеса»

©

Смотреть трейлер

«Чудеса» итальянки Аличе Рорвахер сразу очаровали критиков в Канне-2014. Но тем не менее мало кто ожидал, что молодой режиссер получит за свой всего лишь второй полнометражный фильм второй по важности каннский приз — Гран-при жюри. Наши прокатчики картину удивительным образом проигнорировали, поэтому не пропустите «Чудеса» на «2morrow».

«Чудеса» — своего рода «Амаркорд» Аличе Рорвахер. Воспоминания о детстве даже не в маленьком итальянском городе, а в сельской местности, где у большой семьи главной героини, девочки-подростка Джельсомины, своя ферма по производству меда. Мир «Чудес» более реалистичен, чем мир «Амаркорда», но при этом Рорвахер все равно удается создать ощущение полусказочности, полуфантазийности происходящего. Пчелы здесь вытворяют неимоверные фокусы, а в какой-то момент появляется сама Моника Белуччи в безумном одеянии. Ее героиня ведет местное шоу «Чудеса», которое, как и появление в жизни семьи странного мальчика, поменяет сознание Джельсомины. Пора взрослеть. В роли матери — сестра режиссера Альба Рорвахер.

«Форс-мажор»

©

Смотреть трейлер

Еще один каннский хит, не купленный для проката в России. Фильм стал обладателем приза жюри программы «Особый взгляд» и вошел в шорт-лист «Оскара» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» (в пятерку номинантов в итоге, увы, не попал).

«Форс-мажор» — четвертая полнометражная работа шведа Рубена Остлунда. Главные герои картины — буржуазное семейство с двумя детьми, которое проводит отпуск в Альпах. Идеальный отдых перестает быть таким, когда запланированный сход лавины выходит из-под контроля, и она почти накрывает ресторан на открытой веранде. Отец семейства, забыв обо всех, бросается в бегство. Все заканчивается хорошо, только вот жена не может простить своему мужу внезапную трусость, которую он к тому же почему-то отрицает.

Жанр «Форс-мажора» определить трудно. Это и сатира на буржуазное общество. И размышление об истинной природе мужчины и женщины. И смешнейшая комедия с остроумными и увлекательными диалогами. И наполненный нешуточным саспенсом триллер. Последнее, пожалуй, интереснее всего. В «Форс-мажоре» герои постоянно ожидают каких-то бед и катастроф. Это ощущение, наверное, преследует каждого современного человека. Рубен Остлунд показывает, как эти страхи, в сущности, смешны (хотя и бывают оправданны). Так что фильм еще и может послужить своеобразной психотерапией.

«Хауха»

©

Смотреть трейлер

Еще один участник каннского «Особого взгляда». Критики присудили ему приз ФИПРЕССИ.

«Хауху» снял аргентинец Лисандро Алонсо, завсегдатай Каннского фестиваля, чьи картины всегда крайне медитативны. Сценарий «Хаухи» был создан Алонсо в соавторстве с аргентинским писателем, поэтом и журналистом Фабианом Касасом. Впервые режиссер работал с известным актером. Этот актер — Вигго Мортенсен, сочинивший также музыку для фильма.

Действие разворачивается в конце XIX века в Патагонии с ее диким и жестоким местным населением и европейцами-покорителями. Датский инженер приезжает сюда с красавицей-дочерью, но не чувствует себя как дома. Когда дочь сбегает с молодым человеком, отец отправляется на ее поиски. Но все это, в общем, неважно. Путешествие героя вскоре приобретает метафизический, мистический смысл. Земли, по которым он странствует, загадочны, они вызывают много вопросов, но не дают ответов на них. Не дает ответов и «Хауха» (финал, как и сам фильм, можно интерпретировать по-разному). Но завораживает он не на шутку.

«Послушай, Филип»

Смотреть трейлер

Алекса Росса Перри считают одной из главных надежд американского независимого кино. «Послушай, Филип» — его третья полнометражная картина и первая, снятая при участии звезд (Джейсон Шварцман, Элизабет Мосс, Кристен Риттер, Джонатан Прайс). Его второй фильм, «Цветовой круг», часто относят к жанру мамблкор (жанр американского кино, для которого характерны минимальный бюджет, реалистичность, непрофессиональные актеры, длинные диалоги etc. Режиссеры-мамблкорщики — Эндрю Бужальски, Джо Сванберг и другие). Герои «Цветового круга», брат с сестрой, крайне неприятны, за них неловко каждую секунду экранного времени. Но в конце концов к ним начинаешь испытывать симпатию и сочувствие. В этом (и не только) Алекс Росс Перри близок другому «американскому независимому» — Ноа Баумбаху.

Герой «Послушай, Филип» тоже не подарок: самоуверенный, эгоистичный писатель-мизантроп. Филипа интересует только он сам, и никто и ничто больше. Окружающие люди измотаны его поведением. Но Филипу везет: его кумир-писатель предлагает ему свой загородный дом как место, где можно сосредоточиться. На Алекса Росса Перри повлиял писатель Филип Рот, отсылок к которому в этом фильме, безжалостно разоблачающем мир литературы, множество. Картина получила особый приз жюри на кинофестивале в Локарно.

Party Girl

©

Смотреть трейлер

Фильм — обладатель награды «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском фестивале и приза за лучший актерский ансамбль программы «Особый взгляд». Вручать «Золотую камеру» режиссерам Мари Амашукели, Клэр Бюргер и Самюэлю Тейсу вышел сам Жиль Жакоб — президент Каннского фестиваля, человек, который создал его современное лицо. 2014-й стал для него последним годом на посту главы киносмотра. Вручая этот приз, Жакоб вышел попрощаться (никаких речей при этом он не произносил). Наверное, это нужно воспринимать как высший комплимент Party Girl. Фильм снят на стыке игрового и документального кино и полон настоящей жизни, ведь история главной героини Анжелик основана на истории матери одного из режиссеров, Самюэля Тейса. Женщина сыграла в картине саму себя, как и другие члены семьи Самюэля. Party Girl — это Анжелик, бывшая стриптизерша шестидесяти лет, которая никак не может смириться с тем, что молодость ушла и поэтому следует сменить образ жизни, несмотря на то, что он любим и привычен.

«Нимфоманка: режиссерская версия»

©

Смотреть трейлер

«Нимфоманка» Ларса фон Триера, разбитая на два фильма и подвергнутая продюсерской цензуре, оставила у многих некоторые вопросы. Если вам интересно, как же эта картина должна выглядеть на самом деле, — вперед на показ режиссерской версии, которая длится пять с половиной часов. Напомним, что «Нимфоманка» — история жизни помешанной на сексе Джо (в молодости ее изображает Стейси Мартин, в зрелые годы — любимица Триера Шарлотта Генсбур). Однажды ночью ее избивают. Приютит Джо персонаж Стеллана Скарсгарда, которому она расскажет о перипетиях своей судьбы. Мужчина сопроводит повествование Джо остроумными комментариями. Жизнь Джо по мере ее взросления становится все более трагичной.

В полной версии фильма-романа «Нимфоманка» больше цельности, больше разговоров и больше секса (фон Триер придумал технологию, которая дает возможность соединить тела актеров и половые органы их порнодублеров).

«Девушка ночью гуляет одна»

©

Смотреть трейлер

Кто бы что ни говорил, а вампирский жанр сейчас переживает расцвет. Все больше настоящих режиссеров, режиссеров-авторов обращаются к вампирской тематике. «Девушка ночью гуляет одна» Аны Лили Амирпур — один из самых необычных примеров. Журнал Film Comment называет его фильмом из «параллельной кинематографической вселенной». Пожалуй, картина, совмещающая нуар, вестерн и стилистику графического романа, снятый американкой иранского происхождения, действительно подходит под это определение.

Героиню зовут просто Девушка. По ночам она надевает чадру и, перемещаясь по дорогам на скейте, ищет себе жертв. Девушка — вампир. Город, в котором она живет, называется Гиблым: он полон воров, наркоманов и сутенеров. Однажды Девушка встретит юношу в костюме Дракулы и влюбится. Фильм Амирпур сравнивают с «Выживут только любовники» Джима Джармуша, таким же поэтичным и музыкальным.

Ана Лили Амирпур признается, что всегда являлась поклонницей вампиров, в том числе потому, что они очень сексуальны. Режиссер также запустила одноименный с картиной комикс.

«Малыш Кенкен»

©

Смотреть трейлер

Режиссер Брюно Дюмон — автор в высшей степени реалистичных и серьезных картин. Его основные темы: жестокость и бесчеловечность в современном мире (но и пробуждение человечности тоже), секс, природа. Поэтому снятый им комедийный детективный мини-сериал «Малыш Кенкен», показанный в каннском «Двухнедельнике режиссеров», всех удивил. Впрочем, Дюмон все равно остался узнаваем и верен себе.

На севере Франции периодически находят трупы коров с человеческими останками внутри. Дело ведет пара странненьких полицейских. Хулигану Малышу Кенкену, сельскому мальчишке, и его банде тоже очень интересно, что происходит. Журнал Cahiers du Cinema назвал «Малыша Кенкена» лучшим фильмом 2014 года.

Француз Брюно Дюмон становится признанным классиком современного кинематографа. За фильмы «Человечность» и «Фландрия» он получил Гран-при жюри в Канне, дебютная «Жизнь Иисуса» удостоилась там же специального упоминания жюри дебютов «Золотая камера». «29 пальм» и «Камилла Клодель, 1915» боролись за призы соответственно Венецианского и Берлинского фестивалей.

«Метаморфозы»

©

Смотреть трейлер

«Метаморфозы» — новая картина одного из самых французских по стилю и духу режиссеров современной Франции Кристофа Оноре. Кстати, если б не Оноре, мы бы увидели значительно меньшее количество фильмов с Луи Гаррелем. Его мюзикл «Все песни только о любви» (где прекрасные песни поют Гаррель, Людивин Санье, Кьяра Мастроянни и другие) был в конкурсе Каннского фестиваля, а «Мужчина в ванне» — в конкурсе Локарно. «Метаморфозы» были представлены в венецианской программе «Горизонты».

В «Метаморфозах» Оноре ставит эксперимент. Уходит от драм, мюзиклов и романтических историй, чтобы экранизировать переложенные Овидием античные мифы и перенести их во Францию сегодняшнего дня. Главные герои: юная школьница Европа, а также Юпитер, Вакх и Орфей, которые показывают ей мир, населенный мифами.

Сам Оноре говорит о картине так: «Метаморфозы» — повод поговорить о том, как через сексуальность обнаруживает себя божественное, как боги спускаются на землю, чтобы испытывать влечение к смертным. Сегодня, когда мы говорим «бог», то подразумеваем христианского или мусульманского Бога, сравнения с которым не выдержит ни один человек. Ты всегда слишком несовершенен — он всегда здесь, чтобы указывать на твои недостатки. Греческие и римские боги были другими — они как люди, только гораздо хуже».

«Free Range — Баллада о принятии мира»

©

Смотреть трейлер

Третья полнометражная картина одного из главных современных эстонских режиссеров Вейко Ыунпуу, которая была показана в прошлогоднем Берлине. Его первый фильм «Осенний бал» завоевал награду «Горизонты» на Венецианском кинофестивале.

Кинокритик Фред пишет стебную рецензию на фильм самого Терренса Малика, что очень не нравится главному редактору. В результате Фред идет работать на автопогрузчик. Девушка героя от него беременна. Теперь он должен стать взрослым и ответственным. А хочется совершенно другого: свободы и молодости. Ыунпуу говорит, что для него визуальные образы и настроение гораздо важнее сюжета. «Баллада о принятии мира» — тому подтверждение: музыка 70-х, солнечные блики и 16-миллиметровая пленка делают этот фильм очень обаятельным.

Расписание и полная программа фестиваля — здесь.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама