Больше покупок по низким ценам
Расходы россиян на товары FMCG (товары повседневного спроса) в ноябре увеличились на 11,4% по сравнению с прошлогодними показателями, говорится в исследовании компании «Ромир». Рост трат произошел в большей степени за счет увеличения частоты покупок. Немаловажную роль сыграли большие ноябрьские распродажи – День холостяка (11 ноября) и «черная пятница» (25 ноября).
Так, по данным «Первого ОФД» (входит в группу ВТБ), 25 ноября россияне потратили в основных категориях распродаж более 13 млрд рублей – это на 11% больше, чем в 2021 году. Онлайн и офлайн-покупок оказалось одинаковое количество, при этом дистанционные заказы на треть превысили прошлогодние показатели. Количество купленных товаров увеличилось на 80%.
По данным «ЮKassa» (сервис для приема платежей финтех-компании «ЮMoney»), 25–27 ноября россияне оставили в интернет-магазинах на 22% больше по сравнению с прошлогодней распродажей. Это новый рекорд за последние шесть лет. По сравнению с обычными днями ноября оборот ретейлеров вырос на 72%, при этом в маркетплейсах – на 86%.
Как сообщает «МегаФон», мобильный интернет‑трафик на крупнейших онлайн‑площадках в период акции был в 3,3 раза выше по сравнению с 2021 годом.
Впрочем, россияне активно тратят деньги и вне больших распродаж. Так, за первые 9 дней ноября 2022-го число покупок на маркетплейсах оказалось в 26 раз больше, чем годом ранее. Об этом говорится в сообщении Московского кредитного банка. Обороты выросли в категориях: одежда и обувь, электроника, бытовая техника, ювелирные украшения и косметика. Также вырос спрос на услуги турагентств и бронирование отелей. Зато существенно снизился – на образовательные курсы.
При этом аналитики отмечают изменение потребительского выбора и смещение его в сторону товаров с более низкой ценой. Люди все чаще отдают предпочтение китайским и российским производителям.
Рекорды «черной пятницы»
Онлайн-ретейл отмечает ежегодный рост интереса россиян к распродажам, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. До пандемии объемы продаж в «черную пятницу» стабильно росли на 20–30% от года к году. В 2020-м, когда произошел резкий скачок развития интернет-торговли, за три дня традиционной акции рост продаж составил уже 87%, а 2021-м продажи увеличились более чем в два раза. Тогда сумма 85,7 млрд рублей казалось рекордной, однако 2022 год установил новую планку: с 25 по 27 ноября россияне заказали в интернете товаров на 111,3 млрд рублей.
Спрос на онлайн-покупку автозапчастей вырос за год в 23 раза
Большинство площадок отмечали рост в 1,5–2 раза по сравнению с прошлогодней акцией. При этом рост средних чеков отмечается только в отдельных категориях (автозапчасти, лекарства), в большинстве остальных они или снизились, или незначительно (на уровень инфляции) выросли – то есть товары онлайн люди стали заказывать чаще.
Ключевую роль здесь сыграли сразу несколько факторов, считает Соколов. В целом за последние годы, и в этом особенно, жители страны более рационально стали подходить к тратам. Зная, что на период «черной пятницы» приходятся максимальные скидки, многие планируют главные покупки года именно на это время. При этом онлайн-ретейлеры смогли обеспечить широкий и разнообразный ассортимент. «Пока классическую розницу лихорадило из-за закрытия ряда магазинов, интернет-площадки предлагали клиентам и товары ушедших брендов, и новые товары локальных производств, и новых импортеров в качестве альтернативы», – пояснил эксперт.
Кроме того, интернет дает возможность быстрого и удобного поиска и сравнения цен на товары, чем активно пользуются покупатели.
Отложенный спрос
Интерес россиян к распродажам подстегнуло сужение ассортимента, связанное с уходом западных компаний с российского рынка, полагает старший научный сотрудник Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Галина Баландина. Люди стремились закупить товары привычных брендов впрок, в чуть большем объеме, чем обычно. Кроме того, интерес к большим скидкам увеличился на фоне падающих доходов. Наконец, в предновогодние дни продажи всех товаров всегда возрастают.
Минпромторг создаст список непродовольственных товаров первой необходимости
Несмотря на то, что эксперты отмечают в 2022 году падение розничной продажи непродовольственных товаров, это не означает, что спрос сильно сократился. «Люди просто стали меньше покупать. Спрос откладывается, а в период снижения цен на распродажах этот отложенный спрос реализуется», – пояснила Баландина.
Покупательские стратегии сегодня связаны с сокращением затрат, рассказала директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. В октябре 2022 года 48% опрошенных «Ромир» россиян рассказали об ухудшении своего материального положения с марта, а еще 43% ожидают ухудшения в ближайшие шесть месяцев. Поэтому большая часть населения старается сэкономить, отказываясь от дорогостоящих покупок и перераспределяя бюджет в пользу самого необходимого. Этим и объясняется рост популярности распродаж.
При этом современный потребитель не терпит давления и манипуляций, подчеркнула эксперт. Люди легко переходят с площадки на площадку, из офлайна в онлайн, сравнивая цены на товары и выбирая лучшее предложение. В выигрыше оказываются платформы, отвечающие трем ключевым запросам покупателя: ценность денег, ценность времени и ценность ассортимента. «Если распродажа, которая дает хорошие скидки, не предоставляет широкого ассортимента, потребитель, скорее всего, предпочтет другую площадку, чтобы не тратить много времени на покупки», – пояснила Комиссарова.