Сниженные требования
О том, что целевое обучение превратилось в лазейку для коррупционных схем, говорили давно. И в первую очередь потому, что отбор абитуриентов был совершенно непрозрачным. Автор внесенного в Госдуму еще два года назад законопроекта Ирина Яровая в пояснительной записке констатировала: «Сложившаяся система целевого набора нарушает закрепленные принципы законодательства: целевое обучение недоступно всем гражданам Российской Федерации на конкурсной основе».
Требования к поступающим на целевое обучение были снижены. Так, в прошлом году министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал следующие цифры: «На медицинских специальностях средний балл у целевиков составляет 69,71, тогда как в рамках общего приема он выше – 76,1. На педагогических направлениях это 64,97 и 69,31 балла соответственно». В среднем разрыв составлял восемь-девять баллов ЕГЭ.
Кроме того, всплыла еще одна проблема. Обычный выпускник вуза, приступая к работе, получал заметно большую зарплату, нежели целевик, – по стране разница, по словам Валерия Фалькова, достигала 22,4%. О возможности такой дискриминации ученые предупреждали еще в конце нулевых, но от их слов отмахивались.
Все это привело к катастрофичной ситуации. В частности, по итогам 2022 года только 70% целевиков выполнили свою часть обязательств – пришли на предприятия, оплачивавшие их учебу, и заключили трудовые договоры. Число тех, кто, отработав положенные три года, уволился, вообще не учитывается. Таким образом, существовавшая программа целевого набора в наиболее нуждающиеся отрасли была фактически сорвана.
Повысить конкуренцию
Новая система призвана в первую очередь сделать конкурсный набор на целевое обучение прозрачным. Это подтвердили «Профилю» и в Министерстве труда и социальной защиты, и в Министерстве науки и высшего образования.
«Все желающие учиться по целевому набору смогут увидеть предложения работодателей в открытом доступе и откликнуться на них, что позволит повысить качество целевого приема и обеспечить заключение договоров с наиболее подготовленными абитуриентами», – объясняют в Минтруде.
Горе от диплома: почему российское образование не может обеспечить экономику специалистами
«Нововведения позволяют повысить разумную конкуренцию среди желающих поступить на целевые места. Таким образом растет и качество будущих специалистов, подготавливаемых в интересах работодателей», – уверены в Минобрнауки.
Принятие закона было вызвано необходимостью создания более технологичной и открытой системы для поступления на целевое обучение, рассказала «Профилю» сенатор Людмила Скаковская, доктор филологических наук, профессор, в недавнем прошлом ректор Тверского государственного университета. «Сегодня заказчик размещает предложение о целевом обучении на единой государственной платформе. Информация доступна всем желающим. Можно открыть портал, изучить предложения работодателя и выбрать любое, независимо от региона проживания, региона обучения и места работы. Лишь бы условия соответствовали ожиданиям», – пояснила она.
Реализовано это так: на портале «Работа России» открыт дополнительный раздел «Целевое обучение». В нем начиная с 1 мая этого года работодатели размещают предложения, указывая не только необходимую им специальность, но и условия труда абитуриента после окончания учебы (гарантированный размер оплаты, социальный пакет и прочее). Перечислены и меры поддержки студента. Будущий работодатель, например, может выплачивать стипендию, размер которой выше стандартной, – это зависит от возможностей организации и ее заинтересованности в выпускнике. При этом указывается конкретный факультет конкретного вуза, а также гарантированное место работы.
Так, лично я встретил объявление, где студенту при отсутствии академических задолженностей предложена стипендия 18,5 тыс. рублей, гарантируется производственная практика, а сразу после выпуска обещают трудоустройство с окладом значительно выше среднего, проживание в служебной квартире, льготу по оплате коммунальных услуг, ДМС и прочее. Учиться надо будет на факультете крупного профильного вуза в регионе, а работать предстоит в отдаленных районах арктической зоны РФ не менее пяти лет.
Впрочем, это, скорее, исключение. Большинство объявлений содержат формальные фразы: «стипендии за успеваемость не ниже минимальной государственной академической стипендии», «зарплата и другие выплаты в соответствии с локальными нормативными актами работодателя».
Вначале зачисление, потом договор
Каков порядок взаимодействия? Как рассказали «Профилю» в Минтруде РФ, сформированное работодателем предложение поступает на модерацию службы занятости. Сотрудники проверяют его на отсутствие противоречий действующему законодательству о целевом обучении, признаков дискриминации, информации, запрещенной к распространению. В случае успешного прохождения модерации предложение автоматически публикуется на портале «Работа России» и становится доступно абитуриентам из всех регионов. Также все предложения публикуются на портале «Госуслуги».
С 20 июня абитуриенты и их родители, выбрав заинтересовавший их вариант, могут подать заявку на целевое обучение в электронном виде на портале «Госуслуги». Заказчик увидит все заявки в своем личном кабинете.
Поступая на бюджетное или платное обучение, абитуриенты, как и прежде, имеют возможность отправить документы в пять вузов на пять факультетов. А вот по целевой квоте нужно выбрать лишь один конкурс и одного заказчика среди всех вузов, подчеркивают в Минобрнауки. До конца срока подачи документов абитуриент может изменить или отозвать заявление. После того как поступающий пройдет по конкурсу и будет зачислен в рамках целевой квоты, заказчик целевого обучения заключит с ним договор.
Выпускной балл: что показали результаты ЕГЭ и нужно ли возвращать вступительные экзамены в вузы
«Таким образом, исключена ситуация, когда договор заключен, а человек в вуз не поступил, – уточнили в Минобрнауки. – Ранее договор о целевом обучении заключался до поступления в вуз, и для поступления в рамках целевой квоты абитуриент должен был принести в вуз уже заключенный с заказчиком договор. Сейчас все данные видны в электронном виде».
Так как работодатель ограничивает факультеты и вузы, конкурс на целевое обучение становится слепым. В идеале в нем побеждают абитуриенты, набравшие большее количество баллов на ЕГЭ. Предполагается, что это значительно сократит разрыв между бюджетниками и целевиками, а также сохранит возможность попытаться поступить на платной основе.
По данным Минтруда, к 1 июля работодатели разместили уже более 75 тыс. предложений целевого обучения на 160 тыс. мест. Лидеры по количеству предложений Краснодарский край, Московская область, Москва, Пермский край, Республика Башкортостан. По количеству заказчиков в топ-5 вошли Краснодарский и Ставропольский края, Нижегородская и Ростовская области, Республика Татарстан. Крупнейшими заказчиками по-прежнему являются Минздрав России и крупные корпорации – «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», ОАО «РЖД».
Размещение подобных предложений на едином портале теперь является обязанностью, а не правом работодателя. Но есть исключения. Эта обязанность не распространяется «на целевое обучение в интересах безопасности государства, а также на случаи, если заказчиками являются, например, Служба внешней разведки, Генеральная прокуратура или Управление делами президента РФ, включая подведомственные ему организации», перечисляют в Минтруде. Также установленный порядок не распространяется на работодателей, входящих в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, который формируется в порядке, установленном правительством.
Цифровая платформа позволяет видеть все предложения по стране и выбирать регион для прохождения целевого обучения, говорит Людмила Скаковская. «Это дает уникальный шанс для выстраивания индивидуальной траектории, карьеры любому молодому человеку. Закон подписан более года назад, поэтому у вузов и работодателей было достаточно времени, чтобы построить и настроить все необходимые процессы. Трудностей они вызвать не должны», – резюмирует сенатор.
Первые итоги можно будет подводить по окончании приемной кампании – в октябре–ноябре. Но и в Совете Федерации, и в Минтруде, и в Минобрнауки рассчитывают, что прозрачный порядок целевого набора поставит барьер коррупционным схемам и повысит уровень студентов.
Дефицит профессиональных кадров продолжает нарастать. Особенно это заметно в медицине, не хватает и представителей рабочих профессий
Василий Шапошников/Коммерсантъ/Vostock PhotoГладко было на бумаге
Однако не все разделяют оптимизм чиновников. Главное, что не предусмотрено новым порядком, – личное знакомство будущих работника и работодателя. Ведь иногда целевой прием был способом создать или продлить крепкие трудовые династии. В других случаях мыслящий и профориентированный абитуриент был гораздо интереснее работодателю, чем отличник с высокими баллами, но не имеющий представления о будущей специальности.
«В последние годы наметилась тенденция, когда толковый абитуриент предпочитал взять кредит на образование, чем искать возможность получить направление на целевое обучение, – говорит ответственный секретарь приемной комиссии медицинского университета на условиях анонимности. – Просто потому, что целевое образование фактически превращается в рабство, препятствующее карьере. Даже многие работодатели предпочитали посодействовать школьнику и его родителям в получении такого кредита, чем делать из него целевика».
Отметим, что только Сбербанк в 2021 году выдал 25 тыс. кредитов на образование. В 2022-м это количество удвоилось, а в 2023-м суммарно составило 180 тыс. При том что в 2012-м, когда такой продукт появился на рынке, его популярность была минимальна, число образовательных кредитов не достигало тысячи. Аналогичная тенденция прослеживается и в других банках.
Согласно докладу правительства «О реализации государственной политики в сфере образования», в 2022 году в России насчитывалось 4 млн 130 тыс. студентов. В вузы тогда поступили 1,3 млн человек, из них на бюджетные места – 425,9 тыс., по программам целевого набора – 40,95 тыс. При этом надо понимать, что, например, в медицине 75% учащихся – целевики, в юриспруденции таких 85%. Среди железнодорожников 70% поступают по целевому набору, примерно столько же – среди педагогов. Есть даже специальности, прием на которые целевой на 100%.
По данным того же доклада, устраиваются на работу по специальности только 64% выпускников. Целевое обучение не является исключением (там, напомним, 70%). А дефицит профессиональных кадров продолжает нарастать. Особенно это заметно в медицине (в первичном звене) и в педагогике. На едином портале предложение о целевом обучении будущих учителей сопровождается пояснением: зарплата от 16,97 тыс. рублей. Подобный размер оплаты труда не добавляет привлекательности профессии. В медицинских вузах, по неофициальным данным, в прошлом году 25% целевых мест оказались невостребованными – на них просто не нашлось желающих. Эти места заполнили бюджетники.
С другой стороны, число мест, выделяемых для целевиков, неуклонно увеличивается. По данным Минобрнауки, в 2021–2023 годах рост по инженерным специальностям составил свыше 1,4 тыс., по медицинским – свыше 1,3 тыс., по педагогическим – более 1,2 тыс. Это коррелирует с числом не трудоустроенных по специальностям выпускников целевых наборов. Причем речь прежде всего о тех, кто не вышел на работу без уважительной причины, просто не явившись к работодателю. Объявлять их в розыск законных оснований нет, и эти вопросы сейчас решаются в судебном порядке, но пока не очень хорошо.
По мнению специалистов, проблема заключается в том числе в низкой профориентации школьников. Они зачастую не представляют себе реалии избираемой профессии. А поступив в вуз и поняв ошибку, не имеют возможности изменить направление. «В советские годы, когда все вузы обучали по единой программе и по единым учебникам, до третьего курса можно было перейти в другой вуз без больших сложностей, – замечает Людмила Скаковская. – Сегодня, когда в каждом институте своя программа, это практически невозможно, только вновь поступать на первый курс. За редким исключением, когда переход возможен внутри одного вуза».
Не меньшая проблема – качество профессорско-преподавательского состава вследствие падения престижа этой профессии. В СССР зарплата профессора соответствовала уровню директора завода. Сегодня средняя по стране зарплата преподавателя вуза – 101 тыс. рублей, но в реальности большинство педагогов получают меньше специалистов, на которых они учат. А борьба с коррупцией зачастую приобретает гротескные формы: на педагога, совмещающего учебную деятельность с профессиональной, смотрят косо, подозревая в неформальных связях. Что, в свою очередь, также вызывает отток талантливых учителей.
И последнее. Закон добавил прозрачности условиям целевого поступления в вузы, но и среди членов приемных комиссий, и среди работников департаментов кадров крупных госкорпораций по-прежнему популярно следующее мнение: «Если бы целевое обучение убрали, а эти места добавили к бюджетным, результат был бы точно такой же. Но без создания цифровых платформ, личных кабинетов и выделения специальных сотрудников как в департаментах кадров, так и в службе занятости. И без имитации бурной деятельности». На их взгляд, попытка улучшить процедуру прошла все этапы, кроме самого первого – получения мотивированного ответа на вопрос: зачем?
Впрочем, целевое обучение – лишь одна из возможностей абитуриентов, считают другие. Места, не занятые целевиками, отдаются в общий бюджетный прием. Ведь в нынешней ситуации абитуриенты, выбравшие целевое обучение, получают шанс на гарантированное рабочее место, а работодатели – возможность работать с будущим сотрудником уже во время его обучения.