- Нужны квалифицированные рабочие
- Общее основное и среднее
- Приоритет для местных жителей
- Ограничение или перспектива?
- «Именно школа вытягивает Ломоносовых»
Нужны квалифицированные рабочие
Законопроект, принятый в первом чтении 12 февраля, был внесен в Госдуму группой депутатов из разных фракций. Второе и третье чтения не заставят себя долго ждать: конец учебного года уже близко. Инициативу разработали по итогам осеннего обсуждения на пленарном заседании проблем развития среднего профессионального образования (СПО). Спикер Вячеслав Володин привел тогда такие цифры: с 2016 по 2022 год на 12,5% стали меньше готовить квалифицированных рабочих и служащих. «Приток на рынок труда квалифицированных кадров уменьшается», – заявил он.
Министр просвещения Сергей Кравцов напомнил, что президентом Путиным поставлена задача по достижению технологического лидерства России, и с 2025 года начинается реализация нацпроекта «Кадры». Сегодня в стране работает 3,5 тыс. колледжей, в них обучаются 3,7 млн студентов. В 1990-е эти учреждения передали с федерального и отраслевого уровней на региональный, а в 2013-м отказались от подготовки рабочих на уровне начального профессионального образования.
По данным Минпросвещения, в колледжи сейчас идут 62,5% девятиклассников. В прошлом году 56% из них выбрали технические специальности, но этого, по словам Кравцова, мало.
Курирующий образование вице-премьер Дмитрий Чернышенко поддержал идею депутатов упростить порядок поступления в учреждения СПО «на местах, именно в своих регионах: где родился, там и пригодился».
Общее основное и среднее
Ст. 43 Конституции гарантирует каждому право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего (9 классов) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование является в России обязательным. Среднее общее (11 классов) – нет.
Как ставка на дешевый труд привела к сильнейшему дефициту кадров в РФ
Для получения аттестата об окончании девяти классов нужно сдать два обязательных экзамена (русский язык и математика) и два экзамена по выбору. Но ежегодно, по данным Рособрнадзора, около 100 тыс. детей после окончания 9-го класса не продолжают обучение в школе и никуда не поступают. Причины разные, в их числе (помимо нежелания и слабого аттестата) отсутствие свободных бюджетных мест по нужной специальности в колледжах рядом с домом и невозможность переехать для продолжения обучения.
Законопроект предлагает в 2025 году в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской и Ростовской областях и в Северной Осетии опробовать другие правила проведения государственной итоговой аттестации (ГИА-9) и приема на обучение в 10-й класс и колледжи.
«Такой перечень пилотных регионов не случаен: новый порядок должен быть отработан с учетом уровня социально-экономического развития субъектов РФ, структуры экономики и производственного комплекса. Поэтому нужны и «промышленные субъекты», и «сельскохозяйственные», с тем чтобы в случае успешности пилота в дальнейшем тиражировать этот порядок на всю страну», – объяснила «Профилю» Наталья Кравченко, председатель комиссии Общественной палаты по просвещению и воспитанию. В Москве и Петербурге, по ее словам, из-за высокого конкурса аттестатов в лучшие колледжи не могут попасть выпускники 9-х классов со средними оценками, в результате они идут в 10-й класс и затем пополняют ряды студентов слабых вузов.
Для получения аттестата об основном общем образовании в пилотных регионах будет достаточно успешно сдать только два экзамена – русский язык и математику. Сдавшие четыре экзамена смогут пойти в 10-й класс. Сдавшие только два – нет, зато их возьмут в колледж.
Приоритет для местных жителей
Из текста законопроекта следует, что регионы сами решат, какое минимальное количество баллов по обязательным предметам необходимо для получения аттестата. Рекомендации Рособрнадзора могут учитываться, но на местах появится возможность снизить порог, чтобы максимальное количество обучающихся смогло получить аттестат об основном общем образовании, объясняла глава думского комитета по просвещению Ирина Белых (ЕР). Форма, порядок, сроки проведения экзаменов и их содержание по-прежнему будут определяться в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ», речь идет лишь об «отдельных дополнительных положениях, предоставляющих дополнительные возможности», говорила она.
Власти субъекта РФ и муниципалитеты (средние школы – в их ведении) смогут также устанавливать перечни предметов, результаты экзаменов по которым будут учитываться при приеме на обучение в специализированные классы или школы. Сдача четырех экзаменов в данном случае не гарантирует попадания в 10-й класс: регионы и тут установят порядок определения достаточного для этого минимального количества баллов.
Допускается сдача дополнительных вступительных испытаний в колледжи по отдельным профессиям и специальностям. Кроме того, участник пилотного проекта вправе установить приоритетный порядок приема в учреждение СПО для местных жителей. «Из неуспешных (не сдавших четыре экзамена. – «Профиль») детей, которые обязательно есть в каждом регионе, только 30% идут в 9-й класс на повторное обучение, потому что по закону для этого нужно заявление родителей, а его часто нет. Для нас важно, чтобы они тоже попробовали силы и нашли свое место в колледжах», – говорит Белых.
«Законопроект только кажется простым. В нем заложено сразу несколько механизмов: и завершение 9-го класса, и государственная итоговая аттестация, и поступление в учреждения СПО, и прием в 10-й класс. Главное – расширение доступности среднего профессионального образования, выстраивание индивидуальных траекторий обучения ребят и в СПО, и в школах», – подчеркнула депутат. По ее словам, регионов, которые изъявляют желание войти в пилотный проект, становится все больше, и «здесь важно не только оценить мощности их систем СПО, но и понимать, какая огромная работа по подготовке нормативно-правовой базы должна быть проведена на местах».
Ограничение или перспектива?
Думские комитеты и правительство поддержали инициативу, но с замечаниями. Комитет по науке и высшему образованию признал, что ее реализация «позволит снизить нагрузку на обучающихся при подготовке к государственной итоговой аттестации <…> и уменьшит затраты родителей, связанные с указанной подготовкой, в случае если их дети не планируют обучение по образовательным программам среднего общего образования». Вместе с тем из ст. 43 Конституции и положений закона «Об образовании в РФ» следует, что «равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения», говорится в заключении.
Запрос на интеллект: как изменится российское образование с развитием технологий
Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства тоже счел планируемые изменения «создающими неравные условия для обучающихся». В правительстве считают, что целесообразно прописать в законопроекте механизмы продолжения образования для тех, кто не набрал необходимого количества баллов для поступления на профильное обучение в 10-й класс или в учреждения СПО либо не прошел вступительные испытания в колледж там, где они есть.
В первом чтении «за» голосовали все фракции, кроме КПРФ. «Мы получаем ограничение права на полноценное среднее образование и снижение общекультурного уровня страны, потому что теперь в старшие классы будут отбирать детей по результатам этого самого ОГЭ, если закон не будет исправлен», – заявил коммунист Олег Смолин.
«Глубокое заблуждение, что дети хотят учиться в 10–11-х классах, но им не дают, – не согласилась независимый депутат Оксана Дмитриева. – Уже в 9-м классе многие выбирают переход в колледж, а потом, так как колледжи при вузах, они в вузах продолжают образование. Как раз эта система позволяет даже детям из семей с более низким доходом одновременно и учиться, и работать».
Вице-спикер Виктория Абрамченко (ЕР) напомнила: из прогноза Минтруда на период до 2030 года следует, что почти 70% кадровой потребности – квалифицированные рабочие и служащие. Законопроект упростит получение среднего профессионального образования по тем направлениям, где остро ощущается дефицит кадров, а это обрабатывающая промышленность, строительство и транспорт.
«Именно школа вытягивает Ломоносовых»
Такие правила (два экзамена для не желающих идти в 10-й класс) следовало бы установить только для поступления в колледжи на рабочие профессии, считает Наталья Кравченко. Сейчас в среднем профессиональном образовании существует перекос в сторону специальностей, не связанных с рабочими профессиями, объясняет она: «В 2023 году доля таких выпускников среднего звена составила 59%, из них 23% – юристы, экономисты, управленцы. Большая часть студентов СПО осваивают 3–4-летние программы подготовки специалистов по таким программам, как графический дизайн, информационные системы и программирование, индустрия гостеприимства, реклама и т. д.». Школьники с очень высокими баллами аттестата идут на эти специальности, чтобы избежать натаскивания на ЕГЭ в 10–11-м классах, говорит Кравченко. Затем, продолжает она, большинство из них все равно поступают в вуз, часто на заочное отделение, «то есть система профобразования в этом случае дублирует вузовские программы, а государство тратит деньги и на инфраструктуру колледжей, и на инфраструктуру вузов».
Горе от диплома: почему российское образование не может обеспечить экономику специалистами
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов напомнил «Профилю» о советском опыте, когда после 8-го класса «для всех было одинаковое количество экзаменов, независимо от того, собираешься ли ты продолжать обучение в средней школе либо идешь в ПТУ, где готовили к рабочим профессиям». Реализация нововведений, по его мнению, «сориентирует на лень больший контингент детей, и мы можем спровоцировать ухудшение качества среднего образования в 9-х классах». При острой нехватке учителей это автоматически приведет к снижению требований со стороны школ к детям, которых теперь можно не «вытягивать», полагает эксперт.
«Этот эксперимент отражает текущие потребности экономики, но экономика будущего связана с другим уровнем квалификации. У нас и сейчас проблема с тем, что многие школьники плохо осваивают естественные предметы, а ранняя профилизация, которую некоторые регионы, и Москва в том числе, уже применяют, ситуацию усугубляет», – говорит Сафонов.
По его мнению, проведение подобного эксперимента было бы приемлемо, если бы сопровождалось мерами финансовой поддержки учителей за работу с отстающими. Тогда школьники, не сдавшие предметы на определенный балл, все равно поступали бы на обучение рабочим профессиям, но с лучшей базовой подготовкой. «Мы останавливаем социальные лифты. Ситуация в семьях бывает разная: сам школьник иногда, может, и хотел бы продолжать образование, но возможностей для занятий нет. И именно школа, работа учителя позволяет вытягивать таких Ломоносовых», – объясняет экономист.
Между тем в правительстве уже разрабатывают модель возрождения начального профессионального образования – того, что раньше называлось ПТУ, – со сроком обучения рабочим специальностям от 6 до 12 месяцев. Это, видимо, станет еще одной опцией для сдавших два экзамена в 9-м классе.