Айтелевизор
В феврале СМИ и техноблоги вновь стали активно обсуждать будущее Apple TV. О том, что компания из Купертино вот-вот должна устроить «революцию» телевидения, начали говорить еще лет 8 назад. Слухи о новом телевизоре от Apple, который должен изменить рынок ТВ, как iPhone перевернул весь рынок мобильных телефонов, со временем сошли на нет, однако медиаплеер Apple TV продолжает существовать, и скоро должно появиться его пятое поколение.
Первое поколение Apple TV было представлено в 2006 году. За более чем 10 лет медиаплеер стал независим от компьютера, обзавелся своей операционной системой, интегрировал многие видеосервисы, получил возможность превратиться в игровую консоль с отдельно продающимся контроллером. Однако Apple TV до сих пор не стал прорывом. Компания не раскрывает данные по продажам медиаплеера, но блогеры и эксперты сетуют на то, что Apple TV превратился в «большой iPhone» со множеством приложений, и компании нужно придумать своему продукту предназначение или вовсе отказаться от дорогого «хобби», которым стало для нее телевидение.
Разочарование связано с завышенными ожиданиями: предсказания о том, что Apple произведет «революцию в наших гостиных», до сих пор не сбылись. После изменивших индустрию плееров iPod, смартфонов iPhone и планшетов iPad от компании долгое время ожидали нового прорывного продукта — телевизора, машины и т.д. И именно в сфере телевидения прорыва ждали раньше всего, поскольку бурное развитие интернет-технологий сделало возможным изменение способов доставки и потребления ТВ-контента.
Однако на сегодняшний день «революция» ограничилась выпуском нескольких вяло конкурирующих гаджетов, способных дать более-менее удобный доступ к телеконтенту. Прежде всего, это Apple TV, Fire TV от Amazon и Roku от одноименной американской компании. Все три позволяют получить доступ к таким сервисам аренды и покупки видео, как Hulu и Netflix, а также менее известным ОТТ-сервисам (Over the Top — метод доставки видеоконтента на устройство пользователя напрямую через интернет). Roku и Fire TV могут проигрывать видео высокого разрешения 4K (порядка 4000 пикселей по горизонтали), и ожидается, что новый Apple TV сможет делать то же самое. Но для победы этого будет недостаточно, и компания рискует «проиграть гостиную», как сформулировали собеседники Bloomberg.
Недавнее решение Apple начать создавать собственный контент также не вызывает особого энтузиазма у некоторых экспертов и акционеров компании. Apple не знает, что делать со своим телевидением, говорят они.
Недореволюция
Главная претензия у пользователей, энтузиастов и журналистов к Apple TV и его конкурентам заключается в том, что они до сих пор не заменили старое кабельное телевидение и практику потребления телепрограмм, хотя возможности для этого уже есть. Интриги и ожиданий добавляет то, что мы живем в момент, когда определяется, каким же будет пресловутый «умный дом» будущего — и пока что шансы игроков рынка вырваться в лидеры примерно равны. Будущее ТВ зависит не от телекомпаний, а от инженеров и программистов Apple, Google, Amazon и других, пока не известных, компаний в Калифорнии или других частях мира. О готовящейся битве за «умный дом» и домашнее ТВ говорят давно, но пока ни одна из компаний не представила решения в духе Стива Джобса, менявшего правила игры на рынке во всем мире. Создается впечатления, что гиганты индустрии осторожничают и выжидают, пока кто-то из конкурентов сделает первый шаг.
Андрей Бояринов, генеральный директор компании MediaHills, которая занимается измерениями российской телевизионной аудитории, считает, что единственного победителя в ближайшее время не появится.
«Действительно, битва за внимание потребителя в самом разгаре, — считает эксперт. — Участники рынка пытаются перетянуть одеяло. Операторы связи стараются привязать потребителя к себе, создав уникальный сервис для своих клиентов, ОТТ-сервисы заманивают его в свою виртуальную реальность (утверждая, что оператор — это просто "труба" до них), а производители телевизоров и приставок убеждают, что они сами предоставят клиенту весь необходимый сервис. Не думаю, что в этой битве победит кто-то один, силы сопоставимы. По всей видимости, на рынке будут сосуществовать альтернативные решения, и потребитель будет выбирать то, что ему по душе».
Судя по всему, в ближайший год-два развитие телевидения будет по-прежнему не революционным, а эволюционным. Президент Kaltura Media and Telecom Шэй Девид в блоге на Huffington Post пишет, что кабельное телевидение с «линейной» трансляцией (передачи идут одна за другой согласно сетке вещания) в 2017 году не исчезнет, потребители не станут окончательно независимы от традиционных поставщиков телепрограмм, а технологиям виртуальной и альтернативной реальности в сфере телевидения пока придется подождать. Вместо этого продолжится консолидация рынка (операторы будут стремиться купить производителей контента), ОТТ-сервисы продолжат наступление на «старое» ТВ, продолжит расти роль программного обеспечения, поскольку видеоконтент все больше будет переходить «в облако».
Андрей Бояринов считает ТВ на смартфонах и планшетах, а также развитие интерактивности обычного телевизора основными трендами на ближайшие годы, в том числе в России.
«Сейчас очень активно развивается телесмотрение на альтернативных устройствах. Это, в первую очередь, смартфоны и планшеты. Традиционные операторы и ОТТ-сервисы активно осваивают эти решения, и можно ожидать настоящую революцию. Безусловно, обычный телевизор никуда не исчезнет (он очень удобен для длительного просмотра), просто станет более интерактивным и удобным», — говорит эксперт.
Прекрасное далекó
Все чаще звучат мысли о том, что будущее телевидения будет связано не с тем, кто поставляет контент, или на каком устройстве мы его потребляем, а со сменой парадигмы телепотребления. Об особой “экосистеме” Apple заговорили сразу после появления iPhone и iPad: гладкая синхронизация компьютеров Mac со смартфоном, планшетом и плеером, интерфейс операционной системы, работа Джонни Айва, главного дизайнера Apple — все это давало пользователю единый опыт, заставляло делать выбор в пользу продуктов компании из Купертино. Опыт использования (user experience) айфонов и маков по сути похоронил Nokia и заставил Microsoft пытаться совершенствовать интерфейсы своих продуктов.
Именно user experience определит будущих лидеров и в индустрии ТВ, поскольку уже подросло поколение, для которого и технология, и медиа второстепенны, а главную роль играет целостный опыт использования. Он должен быть полностью персонализируем и мобилен. Для этого требуется новая концептуальная модель телевидения, пишет Шэй Дэвид.
«Главной характеристикой телевидения будущего будет его персонализация, — говорит Андрей Бояринов. — Человеку не придется переключать сотни телеканалов в поисках интересной передачи или фильма. Система сама предложит посмотреть интересное с учетом предпочтений конкретного телезрителя, популярных новинок, времени дня и настроения. Выбор будет небольшой, но из действительно интересного. Да и реклама будет адаптирована под телезрителя — он не увидит рекламу детского питания, если не имеет детей, а интересуется модой».
Добавление, по примеру конкурентов, поддержки 4К-видео в Apple TV пятого поколения, таким образом, правил игры снова не изменит. Впрочем, пользователи к этому уже привыкли за 10 лет существования медиаплеера, не ставшего продуктом уровня iPhone.
На одном из популярных среди фанатов Apple сайте 9to5mac проводится опрос о том, сможет ли добавление 4К теоретически побудить купить пятую Apple TV. На момент написания этого текста 2/3 ответов — нет, не заставит, потому что нужны новые функции.
Вице-президент Apple Эдди Кью в разговоре с The Verge сказал, что Apple TV будет двигаться в сторону интерактивности. Но на что в ближайшие годы потратит Apple $246 млрд, пока остается только гадать.