Профиль

Галина Петрушина: "Ученику обычной школы ЕГЭ по физике без репетитора не сдать"

Учитель физики Галина Петрушина

Галина Петрушина

©Из личного архива

Содержание:

Рассуждать некогда: запиши и запомни

– Многие технические вузы в прошлом году столкнулись с уменьшением числа абитуриентов, сдающих вступительный экзамен по физике. И это в ситуации, когда остро не хватает хороших инженеров. В чем причина? Дефицит учителей? Мало часов? Плохие программы?

– Я вижу проблему в том, что, во-первых, очень сократилось количество часов на этот предмет. В старших классах оставили два часа на физику и один (!) на химию. Конечно, есть школы с углубленным изучением естественно-научных предметов, и там времени дается больше. Но, к сожалению, таких школ немного. И конкурс туда очень высокий.

– Сколько часов физики было в старших классах советской школы?

Грустные уроки: почему у географии запредельно низкий статус в школе

– Ровно в два раза больше, чем сейчас: четыре плюс час астрономии. И значительно больше было практики. Последний раздел школьного курса так и назывался: практикум. Именно тогда я проводила много разных лабораторных работ. Ведь с чего начинается изучение естествознания? С наблюдения. Потом следуют эксперимент, измерения и только в конце делаются выводы. Сейчас же все начинается и кончается выводами. Чтобы как-то преодолеть это, в последние годы работы в школе я начала давать лабораторную работу не в середине темы, а в начале. Дальше следовали измерения, и только после этого делались выводы. В результате появлялся закон.

– А сейчас – сразу выводы?

– Ну да. Не остается времени на практику. Написали формулу, но смысла дети не понимают. Потому что нам некогда словесно проговаривать материал. Ведь решить задачу – это найти выход из создавшейся ситуации исходя из тех данных, которые есть. Но из-за выделенных на физику двух часов в неделю размышлять над задачей некогда. Я понимаю, что сейчас развиваются презентации, показы слайдов. Использовать современные методы изучения, наверное, замечательно, но устного объяснения это не заменяет. Если раньше я спрашивала: как ты думаешь, от чего зависит скорость испарения жидкости? И мы разговаривали об этом (это же природа, она нас окружает). Я говорила: испарение происходит при любой температуре, ты белье повесил, оно все равно высохнет. Если жарко, побыстрее будет. И дети сами находили ответы на вопросы. А сейчас мы только перечисляем, от чего это зависит – запиши и запомни.

– В такой ситуации выхода два: либо сокращать программу, либо увеличивать часы.

– А программа уже сокращена до предела. Именно по причине уменьшения часов.

«Я за ЕГЭ»

– Видимо, без репетитора что-то понять в физике, а тем более сдать ЕГЭ, вообще нереально?

– Если человек обучается в базовой школе, то нереально.

– С какого класса начинают прибегать к помощи репетиторов по физике?

– Все зависит от достатка родителей. Многие начинают с 9-го класса. Там ОГЭ. Но с 10–11-го – однозначно. Есть, конечно, очень талантливые школьники, которые способны и сами подготовиться к ЕГЭ, но, к сожалению, их немного. Существуют сайты, где задания уже выполнены. Но, приходя к репетитору, дети спрашивают: а как они это решили? Потому что размышлений, откуда так получилось, там нет.

– А как вы относитесь к ЕГЭ?

Леонид Кацва: "Без знания истории всегда рискуешь стать жертвой манипуляции"

– Я за ЕГЭ. И не только потому, что каждый может попробовать себя, независимо от места проживания. Сам экзамен по физике с годами трансформировался и стал очень неплохим. Это ерунда, что там нужно просто галочки поставить. Если раньше в некоторых заданиях писали: выберите из предложенных два верных утверждения, то теперь нужно выбрать все верные утверждения. То есть изначально человек не знает, сколько их. И задачи, которые в ЕГЭ сгруппированы в самом конце, очень сложные. Там смешано сразу несколько тем. И без их решения невозможно набрать высокие баллы.

– Сколько человек из класса в среднем сдают ЕГЭ по физике?

– Классы очень разные, и ответить однозначно нельзя. Последняя школа, в которой я работала, была обычная, без углубленного изучения физики. Но директор давал мне достаточное количество элективных часов, и в послеурочное время я могла готовить своих физиков на хорошем уровне. Поэтому бывшая ученица, которая сейчас преподает у моего внука-одиннадцатиклассника, оказалась настоящим учителем. Иначе она бы не набрала высоких баллов для поступления в вуз.

Учителя старой закваски увольняются

– В чем причина нехватки учителей по естественно-научным предметам?

– Если человек добросовестно относится к своей работе, он не может халтурить. И понимая, что преподавать так, как он считает нужным, невозможно, уходит. Родители считают: если у сына пятерка по физике, значит, можно не волноваться. Но пятерки-то везде разные. Бывает, что приходит новый ученик в школу с пятеркой, а я бы ему и тройки не поставила. Молодые учителя проще на это смотрят (их и самих так учили), для них это норма. И еще – времени для творчества практически не осталось. Учитель загнан в узкие рамки.

– Например, что от учителя сегодня требуют?

– Нужно уже в начале учебного года написать весь учебный план, а в электронные дневники записать домашние задания на весь год вперед. Если раньше была такая схема: сначала тематическое планирование, потом – поурочное, то сейчас поурочное планирование должно быть составлено уже в начале года! Чуть ли не перед летним отпуском.

– Скорее всего, такие правила нужны чиновникам: им проще сделать вид, что процесс образования находится под их неусыпным контролем. А когда есть формальные критерии, контролировать легче. Да и отчитываться перед еще более высоким начальством тоже удобней.

– Честно говоря, я вообще не понимаю, зачем все это. Ситуация ведь меняется, как можно спланировать все на год вперед? Допустим, я заболела, или какая-то тема хорошо пошла, и мы быстро с ней справились, а другая – хуже, и нужно подольше посидеть. И я где-то на час больше возьму, а где-то – на часок меньше. А теперь, если следовать таким правилам, это невозможно.

– Торжествует подход счетовода: посчитали часы, записали на год вперед «домашку»…

– Да. К тому же учитель тратит на это массу времени. А потом еще надо кучу отчетов в электронном виде составить по темам. Сейчас и категорию учителю назначают по результату его деятельности. Причем тоже по формальному результату: сколько уроков он дал, количество открытых уроков, выступления педагога перед другими учителями, сколько у него отличников, сколько хорошистов. Но, извините: а если у меня в классе нет выдающихся детей? Где я возьму этих отличников? А получается, что, если у меня их нет, я – плохой учитель. Одно дело, когда мне набрали класс сильных школьников, и другое дело – слабых.

Нужна ли физика гуманитариям, и что думал об этом Пушкин

– Мне кажется, что в 10–11-х классах физикой по-настоящему занимаются только те, кому она нужна для ЕГЭ. А что делают остальные?

– На уроках присутствуют все. Но тут необходим индивидуальный подход. Могу сказать на своем опыте. Когда класс писал контрольную, я давала тем, кто сдает ЕГЭ, одни задания, а тем, кому он не нужен – другие. Одним нужно было решить шесть задач, а другим – три. Я объявляла об этом заранее.

Бывают исключения. У меня был ученик, закончивший школу с золотой медалью (у него за плечами уже психфак университета). Несмотря на то, что он был гуманитарием, он всегда говорил: нет, Галина Петровна, дайте мне то задание, которые вы даете будущим физикам. Но он, кроме пятерок, никогда ничего другого не получал. Многое от человека зависит.

– И все-таки, может быть, гуманитариям, которым физика точно не нужна, не стоит тратить на нее время?

– Я не согласна с этим. Когда мы заканчиваем курс, там есть уроки «Современная физическая картина мира». Я ребятам говорю: обратите внимание на слово «современная». Через десять лет эта картина изменится. Ведь и атом когда-то считался неделимым. Мы в школе даем базу – минимум. Некоторые даже в 9-м классе не знают, в какой вуз они пойдут. А вдруг им физика понравится? Я считаю, что на уровне школы каждый вполне может с этим предметом справиться. Другое дело, чтобы ребенку это еще и понравилось. Чтобы он успел погрузиться в предмет. А погружаться некогда.

– Для поступления во многие инженерные вузы достаточно набрать весьма низкий балл по физике. Сколько баллов по ЕГЭ хватит для поступления в сильный вуз и сколько – в средненький?

– Думаю, что у сильного вуза должно быть за 80 баллов. Проходной балл в инженерные вузы снизили, потому что сдают плохо. Замкнутый круг: если завысить балл, не наберешь вообще никого. А более высокий балл не набирают потому, что общий уровень упал.

– Моя сестра, преподающая в военно-инженерном университете физику, сказала, что поступивших к ним первокурсников они целый год доводили до уровня 11-го класса. Иначе продолжать изучать материал невозможно…

– Так и есть. Если кто-то обучался в физматшколе, у него таких проблем не будет. А после простой базовой школы это сложновато.

– Учителя-гуманитарии говорят, что в школьных программах необходимо учитывать взаимосвязи истории–литературы–географии. Но сегодня этого не происходит. А как у вас с физикой–химией–биологией–математикой?

– И у нас такого взаимопроникновения не происходит. А сейчас это необходимо. Помимо связей физики с химией, посмотрите, что происходит в медицине! Не будешь знать лапароскопии, никогда не сделаешь хирургическую операцию; микроскопы не сможешь использовать, бионические протезы всевозможные. Биология, изучение нервной системы тоже завязаны с физикой.

– Насколько это взаимопроникновение учитывает школьная программа?

– Она на этом не зацикливается. Есть замечательная книга «Физика в живой природе и медицине», – я даже вечер такой в школе проводила, и газеты дети выпускали. У нас была «Неделя физики». На двери каждого кабинета прилепляли что-то «физическое», связывающее химию, биологию, историю и т.д. с физикой. Кабинет литературы украшала «физика в лирике». Там были цитаты из литературных произведений, где описаны физические явления: из Паустовского, Ильфа и Петрова, Жюля Верна, Блока, Пушкина, Бианки…

– Например?

– Пожалуйста! Из Александра Беляева («Звезда КЭЦ»). «Я начал раздеваться. И вдруг почувствовал, что физический закон – "сила действия равна силе противодействия" – обнаруживается здесь в чистом виде, не затемненный земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращаются в "реактивные приборы". Я отбросил костюм, говоря по-земному "вниз", а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».

Ирина Лукьянова: «Я не уверена, что детям стоит читать "Муму"»

Я спрашиваю ученика: ты знаешь, кто это написал? Он говорит: нет. А какой закон тут описан? – Третий закон Ньютона.

Или Александр Блок:

«Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Таков наш безначальный мир.
Сей конус – наша ночь земная.
За ней – опять, опять эфир
Планета плавит золотая…»

Это объяснение солнечного затмения. Причина в том, что свет распространяется прямолинейно в однородной среде.

Или Пушкин:

«Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей».

Тут речь идет об относительности механического движения.

– А как дети реагируют?

– Прекрасно. И удивляются, и хохочут, и смеются. Оказывается, эти поэты кой-чего знали.

Самое читаемое
Exit mobile version