Профиль

Горе от диплома: почему российское образование не может обеспечить экономику специалистами

Действующая в России система высшего и среднего профессионального образования не соответствует вызовам, которые стоят перед отечественной экономикой. Как нынешним, так и перспективным. Такой вывод сделали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). На рынке труда сложился перекос в пользу гуманитариев с высшим образованием, тогда как хозяйству нужны технари и квалифицированные рабочие. Эксперты поясняют: в отечественной экономике за короткий срок произошли тектонические сдвиги, в результате спрос на одни специальности резко упал, на другие, наоборот, вырос.

Образование главный студентка вуз

©Игорь Иванко/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

Много политологов и мало айтишников

В последние два года ситуация с кадрами на рынке труда заметно ухудшилась, и в ближайшие годы проблема будет только усугубляться. Два года подряд уровень безработицы в стране обновляет исторические минимумы – в апреле 2024-го, по данным Росстата, он составил 2,6%. Проведенный Центробанком опрос руководителей предприятий показал, что в первом квартале 2024-го обеспеченность кадрами достигла минимума за всю историю наблюдений. Так или иначе дефицит кадров ощущают до 70% отечественных компаний.

Кроме того, на рынке труда существуют «мощнейшие структурные дисбалансы» между спросом и предложением специалистов – к такому выводу пришли эксперты ЦМАКП. Эти дисбалансы касаются как уровня образования, так и набора конкретных специальностей.

В Минобрнауки назвали топ-5 самых востребованных специальностей приемной кампании в 2024 году

Первой проблемой является «заметный избыток специалистов с высшим профобразованием при нехватке специалистов со средним профессиональным образованием». Согласно расчетам ЦМАКП, избыток специалистов с вузовскими дипломами оценивается примерно в 2,7 млн человек в период до 2035 года, а нехватка представителей рабочих профессий – в 3,6 млн человек.

Вторая проблема – дисбаланс в профессиональных группах людей с высшим образованием. Так, максимальный переизбыток специалистов отмечен в сегменте «политические науки и регионоведение» – здесь семикратное превышение числа выпускников над спросом. Следом практически вровень идут «управление в технических системах», «техносферная безопасность и природообустройство», «средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» – в этих группах предложение превышает спрос в 3–3,3 раза.

А вот топ-3 самых дефицитных профессий: «информационная безопасность» – удовлетворенность спроса здесь составляет 45%. Далее «оружие и системы вооружения» – удовлетворенность спроса 58%. Третье место делят «архитектура» и «нанотехнологии и наноматериалы» – удовлетворенность спроса 60%.

Кому ты нужен, работяга

На нехватку в экономике инженеров, технических специалистов и квалифицированных рабочих, а также на переизбыток маркетологов и экономистов некоторые чиновники и эксперты сетовали с середины 2010-х. Говорили о необходимости повышать престиж инженерных профессий. Только практических действий в этом направлении не предпринималось.

Корень проблемы не в том, что в России стало слишком много вузов и мало ПТУ, что маркетологов готовят, а инженеров – нет. Все это лишь следствие. Указанные дисбалансы в профподготовке отражают экономические реалии постсоветской России.

В Госдуме предложили запретить отчисление из вузов молодых матерей

До самого последнего времени отечественная экономика не предъявляла серьезного спроса на инженерные и технические специальности, пояснил «Профилю» директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александр Широв. Зарплаты в производственных секторах были ощутимо ниже, чем в сфере услуг, финансах и пр. То же самое касается специалистов со средним специальным образованием. «Разве был запрос на рабочие профессии с высоким уровнем оплаты труда? Нет, уровень оплаты был низким», – говорит эксперт.

Обнаружившиеся теперь диспропорции (много политологов – мало квалифицированных рабочих) стали следствием быстрых структурных перемен в отечественном хозяйстве. Ведение боевых действий, импортозамещение потребовали быстрой загрузки имеющихся производственных отраслей – предприятий оборонно-промышленного комплекса и т. д. Еще год назад на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что производство вооружений в РФ увеличилось в 2,7 раза, по некоторым позициям – в 10 раз, российские предприятия ОПК работают в две-три смены.

По данным Росстата, в четырех сегментах: производство мебели, полиграфия и копирование носителей информации, выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – рост производства в 2023 году составил от 21% до более 27%. Производство готовых металлических изделий выросло на 13,1%, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, – на 13,6%. А резкое наращивание производства потребовало большого количества рабочих, инженеров, технологов.

Подобную трансформацию наша экономика пережила в 1990-е с той разницей, что ситуация тогда развивалась в противоположном направлении. После распада СССР в течение двух-трех лет промышленное производство в стране сократилось примерно на 50%, в результате сотни тысяч инженеров и квалифицированных рабочих одномоментно стали никому не нужны. Зато начал формироваться спрос на бухгалтеров, офисных сотрудников. При этом многие вузы и работавшие еще ПТУ и техникумы продолжали по инерции выпускать специалистов-технарей. Наиболее квалифицированные и востребованные из них старались устроиться за границей, другим приходилось переучиваться либо работать не по специальности – от продавцов на рынках до челноков и офисных клерков.

На рынке труда сложился перекос в пользу гуманитариев с высшим образованием, тогда как стране нужны технари и квалифицированные рабочие

Виталий Аньков/РИА Новости

Промышленные качели

Теперь мы наблюдаем сдвиг в экономике условно со знаком плюс, а значит, снова есть потребность в рабочих и инженерах. Следовательно, требуется перестройка системы образования. Вот только эта система, как любой крупный механизм, штука весьма инертная и по щелчку пальцев в другую сторону крутиться не сможет. Сегодня получают дипломы люди, поступившие в вузы пять-шесть лет назад, когда мало того что предъявлялись иные требования к специалистам, мы вообще жили в другой реальности! Если реформировать систему образования (действия в этом направлении предпринимаются), то устойчивый результат мы получим где-то в течение десятилетия, говорит Александр Широв. А нашей промышленности специалисты нужны прямо сейчас – в этом и заключается драма.

Фальков: в новой системе образования будет минимальное число программ с обучением по 5,5–6 лет

Пока восполнить потребность в кадрах можно за счет перетока работников из других отраслей. Скажем, те, кто трудился не по специальности, могут вспомнить прежнюю профессию. Эксперты отмечают, что на рынке есть люди, получившие высшее техническое и профессиональное образование, – инженеры, представители рабочих профессий. Многие из них работают в сфере услуг, в коммерческом секторе. Скажем, техническое обслуживание торгово-развлекательных и бизнес-центров, сфера ЖКХ.

При условии роста зарплат в производстве многие из этих граждан могли бы отправиться на предприятия. Правда, уровень их подготовки по современным меркам может оказаться недостаточным, ведь их квалификация соответствует уровню экономики, которая была 10–15, а то и 20 лет назад.

Впрочем, и эта проблема решаема. Вспомним, как в 90-е появлялись многочисленные курсы бухгалтеров, маркетологов, турагентов и пр. А кто-то осваивал новые профессии learning by doing (англ. – обучение на практике). Сегодня немало компаний предлагают желающим выучиться на программиста, чтобы получить «востребованную и высокооплачиваемую профессию». Когда станет по-настоящему выгодно работать оператором станка с ЧПУ, наверняка появятся соответствующие курсы. Наконец, заинтересованные предприятия могут организовать их сами.

Люди и станки

Дефицит технических специалистов и рабочих – не единственная проблема. Как отмечают эксперты ИНП, в стране наблюдается дефицит промышленных мощностей. Многие из имеющихся линий загружены полностью – недаром работать на тех же военных заводах приходится в три смены. Поэтому дальнейшее наращивание производства требует прежде всего новых промышленных линий, а потом уже людей.

По словам Александра Широва, в конце 2023-го – начале 2024 года предприятия начали инвестировать в расширение своих мощностей. Но здесь, как и с образованием, вопрос на раз-два не решается. Средний инвестиционный лаг в российской экономике (время с момента инвестирования до начала производства) составляет около трех лет. Примерно столько строится среднее промышленное предприятие. Гигантские производства – еще дольше. Следовательно, результат инвестиций мы увидим в 2026–2027 годах, и тогда уже потребуются новые работники. Они как раз и могут быть подготовлены системой среднего специального и высшего образования – запас времени для этого есть. Тем более что современному производству нужны не просто работники, а высококвалифицированные специалисты. Подготовить таких без сети специальных учебных заведений вряд ли получится.

Сегодня наш рынок труда стал рынком работника, а обрабатывающие производства вновь становятся серьезным источником доходов. Значит, есть все условия, чтобы выстроить эффективную связку между образованием, бизнесом и развивающимся хозяйством. Нужно только, чтобы экономическая политика властей поддерживала рост в реальном секторе, тогда все будет сбалансировано самим рынком, а не государством.

И важный нюанс: многие ниши, освободившиеся после ухода иностранных компаний, уже заняты нашими производителями, то есть потребность в рабочих профессиях и инженерах сохранится даже при изменении внешнеполитической ситуации.

Самое читаемое
Exit mobile version