19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Как государство пытается защитить социально уязвленных потребителей
инвалиды Минтруд Общество права потребителей рестораны Россия

Как государство пытается защитить социально уязвленных потребителей

Продавцов обяжут рассказывать клиентам-инвалидам о товарах и услугах в доступной для них форме. А отказ пустить в кафе или продать какую-то вещь со ссылкой на состояние здоровья или возраст будет караться штрафом. Такие новации для защиты социально уязвимой категории потребителей обсуждают в правительстве. Эксперты разошлись в оценке инициативы: одни считают ее полезной, а другие – дискриминационной.

Аморальные отказы

«На глазах у всех, в присутствии спутницы, с которой мужчина хотел провести время в кафе, его фактически выставили за дверь, разрешая пройти лишь при условии оставления собаки на улице. В качестве альтернативы паре предложили поужинать в летней беседке – на улице, несмотря на холодную пасмурную погоду»  – так описывала прокуратура Камчатского края произошедшее с инвалидом по зрению в мае 2018 года в городе Елизово. Его отказались пустить в кафе в сопровождении собаки-поводыря.

Итогом этой истории стали административные штрафы для кафе и его администратора за дискриминацию клиента – 90 тыс. и 2,5 тыс. рублей соответственно.

С незаконными отказами пожилые люди, инвалиды, дети чаще сталкиваются там, где выше ответственность продавца за качество услуг и безопасность клиентов, говорит адвокат АК «Бородин и партнеры» Олеся Спиричева. Это, по ее мнению, могут быть рестораны, некоторые развлекательные заведения, а также организации, оказывающие услуги в сфере экстремальных видов спорта (прыжки с парашютом, дайвинг и т. п.), где требуются постоянная концентрация внимания и физическая выносливость. Бывают и отказы в страховании жизни и здоровья. Но есть и аморальные случаи отказов, когда предприниматели думают, что появление пожилого человека или инвалида навредит имиджу их заведения.

Летом 2017 года президент РФ Владимир Путин поручил создать концепцию защиты прав потребителей и предусмотреть дополнительную защиту для пожилых граждан, детей и инвалидов. Вскоре Минтруд заявил о разработке поправок в закон о защите прав потребителей, обязывающих передать клиенту-инвалиду товар или оказать ему услугу, пригодную для него, если он известил продавца о своих потребностях, вызванных состоянием здоровья, возрастом. При этом информация об отдельных видах товаров по проекту должна была дублироваться для инвалидов звуковой информацией и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Коррективы в закон о туристической деятельности предусматривали, что туроператоры и агенты должны подбирать инвалидам по их просьбе гостиницы с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Они должны были затронуть большое число граждан, так как, по данным Минтруда, в России насчитывается только инвалидов более 12 миллионов человек. Среди них 190 тыс. инвалидов по слуху, примерно 320 тыс. колясочников, около 240 тыс. людей с нарушениями зрения.

Новые законопроекты призваны защитить права огромной группы граждан – более 42 миллионов пенсионеров и более 12 миллионов инвалидов

Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

Год спустя

Идеи министерства были скорректированы, следует из доработанных документов, с которыми ознакомился «Профиль». В скором времени они могут быть рассмотрены в правительстве, а затем внесены в Госдуму. Теперь в них идет речь о полномочии правительства устанавливать способы донесения информации о некоторых товарах или услугах клиентам из социально уязвимых категорий: детям, инвалидам и пожилым, которыми предлагается считать граждан старше 65 лет.

«Это означает, что, например, в магазинах должны предполагать, что покупателями могут стать пожилые люди или инвалиды, поэтому там должны быть специальные стенды или альбомы с информацией, набранной крупным шрифтом. Но какие-то конкретные формы донесения информации не предписываются, этот вопрос, как доносить нужную информацию, организация должна решить самостоятельно. Персонал же должен быть чутким по отношению к таким клиентам», – говорит председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Ограничение в покупках

В ходе доработки документов в них осталась первоначальная идея записать в законе запрет на отказ в обслуживании клиента из-за состояния его здоровья, ограничения жизнедеятельности, возраста. Однако по проекту запрет не будет безусловным: отказы возможны в случаях, предусмотренных законами и «иными нормативно-правовыми актами». Ограничения существуют и сейчас, заверяют разработчики, например, в авиаперевозках, на развлекательных аттракционах, при продаже отдельных товаров и услуг детям. Они связаны, как правило, с требованиями безопасности либо возрастными или медицинскими критериями. Перечислять конкретные товары и услуги, а также причины возможного недопуска к ним непосредственно в законе авторы не захотели, так как они очень многообразны.

По мнению Владимира Груздева, отказ предоставить услугу по причине возраста или здоровья клиента может быть правомерным, например, в ситуации, когда аттракцион рассчитан на взрослых людей с крепким здоровьем. Если же ситуация иная и какое-то заведение откажет в обслуживании, любой потребитель может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор либо в другие контрольно-надзорные и судебные органы. «Но для этого необходимо фиксировать факт отказа в обслуживании, например, внеся соответствующую запись в жалобную книгу, заручиться поддержкой свидетелей и так далее», – объясняет он.

По проекту Минтруда тем, кто необоснованно по причине инвалидности, возраста клиента откажет ему в услуге или продаже товара, будут грозить административные штрафы: должностным лицам, например, продавцам и администраторам – от 15 тыс. до 30 тыс. рублей, а компаниям – магазинам, кафе – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Необоснованные отказы могут и должны породить новые иски потребителей в защиту своих прав, считает Олеся Спиричева. «Но это неплохо, гораздо хуже, когда прав и гарантий нет, поэтому и защищать в суде нечего», – говорит она.

При этом авторы инициативы отказались от идеи закрепить специальные нормы по защите уязвимых потребителей в законодательстве о туризме. Это чрезмерно, так как сейчас туроператоры и турагенты и так пытаются максимально удовлетворить пожелания потенциального клиента, а в законе невозможно прописать все возможные потребности при поездке, например, у инвалида. Кроме того, в договоре прописываются все условия, а продавец турпутевки несет ответственность за предоставление недостоверной информации и ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

«Поскольку законопроект не содержит исключений, а закон «О защите прав потребителей» распространяется на туристические поездки, предлагаемые поправки будут касаться и сферы оказания туристических услуг», – объясняет Олеся Спиричева. Таким образом, туроператоры должны оказывать содействие инвалидам в выборе подходящего для них направления поездки и инфраструктуры.

Тем, кто необоснованно по причине инвалидности, возраста клиента откажет ему в услуге или продаже товара, будут грозить административные штрафы

Shutterstock/Fotodom

Кнут и пряник

Эксперты по-разному оценивают идеи Минтруда. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Александр Орлов считает, что законопроект излишен и все описанные в нем вопросы уже разрешены действующим законодательством. По его мнению, в том случае, если законопроект решает помимо сугубо правовых иные задачи – социальные, экономические, возможно, он разумен. Но в строго юридическом смысле данный проект очевидно избыточен».

«Во‑первых, кажется, что проект, который борется с дискриминацией, по сути, сам демонстрирует дискриминацию. Пожилые люди, не ограниченные в дееспособности, способны и выбрать товар самостоятельно, и получить о нем требуемую информацию. В противном случае суд назначает таким лицам опекунов, – напоминает Александр Орлов. – Во‑вторых, отказ любому потребителю и в данный момент незаконен. Такой запрет уже установлен в статье 426 Гражданского кодекса РФ. Возникает закономерный вопрос: зачем перечислять отдельные категории лиц?».

Александр Орлов обращает внимание на то, что предлагаемые штрафы в несколько раз выше, чем за иные нарушения прав потребителей, например, на получение достоверной информации о товаре, или за включение в договор условий, ущемляющих права клиента. «Штраф в размере 100 тыс. рублей составляет сумму, большую, нежели вся месячная выручка небольших магазинчиков, ориентированных как раз на сегмент пожилых людей. По крайней мере, некоторых из них», – отмечает он.

Возможно, санкции должны быть дифференцированы в зависимости от отрасли и сферы деятельности – где-то больше, а где-то меньше, предлагает альтернативу юрист из юркомпании «Дювернуа Лигал» Регина Дугаева. По ее словам, для этого нужно определить, в каких сферах чаще всего страдают пожилые граждане как потребители. И, кроме того, нужно совмещать санкционный подход с иными мерами регулирования, например, применительно к финансам и кредитованию – стимулировать к выдаче кредитов лицам в возрасте. В ином случае есть вероятность, что принятие указанных поправок к закону о защите прав потребителей несильно изменит текущую ситуацию и потребителям будут продолжать отказывать, но уже по иным формальным основаниям, считает она.

В целом же Регина Дугаева положительно оценивает инициативу Минтруда. По ее мнению, поправки в первую очередь нацелены на сферу финансовых услуг, где по причине пожилого возраста граждан банки нередко отказывают в предоставлении займов, потребительских кредитов. «Ранее Верховный суд РФ уже высказывал свою позицию по данному вопросу, и в деле банка «Зенит» пришел к выводу, что введение банком возрастных требований к заемщикам носит дискриминационный характер. Поэтому законопроект, по существу, закрепляет данный подход, но уже на законодательном уровне», – считает она.

Законопроекты поддержали Всероссийское общество инвалидов и Всероссийское общество глухих, говорится в сопроводительных материалах к проектам.

В поддержку документа высказывается и Олеся Спиричева, по мнению которой, предоставление дополнительных прав и гарантий социально уязвимым гражданам  – положительная тенденция в развитии законодательства, это предполагает возможность их судебной защиты. Владимир Груздев подчеркивает, что цель инициативы – социальная защита самых уязвимых категорий потребителей. В целом законодательство о защите прав потребителей распространяется одинаково на всех жителей страны. Проблемы в магазинах и ресторанах могут возникнуть у любого человека, объясняет он, но люди с ограниченными возможностями, дети, старики нуждаются в повышенной защите. Иногда их обманывают лишь потому, что это легко сделать.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».