Таблица умножения
Госдума в середине мая напомнила о запланированном изменении графика индексации страховых пенсий по старости. Если последние пять лет неработающие пенсионеры получали прибавку один раз в год – с 1 января, то в 2025-м Социальный фонд России (СФР) сделает это дважды: 1 февраля и 1 апреля. Вначале пенсии повысят на уровень прошлогодней инфляции, затем – на процент доходов от инвестиционного портфеля фонда.
Работающих пенсионеров и получателей социальных пенсий анонсированные перемены не затронут. Для одних ежегодная индексация страховой пенсии заморожена с 2016-го, для других по-прежнему будет проводиться один раз в год – с 1 апреля. Есть и третья категория – пенсионеры силовых министерств и ведомств, им в плановом порядке пенсии пересчитывают с 1 октября.
Проект об индексации пенсий работающих пенсионеров могут вскоре внести в Госдуму
По данным Счетной палаты, в бюджете СФР расходы на выплаты страховых пенсий составляют почти две трети. Так, за девять месяцев прошлого года из 9,7 трлн руб. фонд потратил на эти цели 6,4 трлн. По сравнению с аналогичным периодом 2022-го показатель вырос на 5,5%, при том что с 1 января 2023 года пенсии подняли на 4,8%. В результате средний размер ежемесячной выплаты составил 21 864 руб. С 1 января 2024 года, после индексации на 7,5%, сумма выросла до 23 224 руб.
Предстоящий переход к двухэтапной индексации страховых пенсий нельзя считать чем-то принципиально новым. До 2019-го в течение нескольких лет похожая схема уже работала, причем зарекомендовала себя не с лучшей стороны. В период с 2015 по 2018 год стоимость пенсионного балла увеличили всего один раз – в 2017-м. Рост во всех отношениях был символический – на 1,5%, при том что инфляция за четыре года составила 25,01%.
Проиндексировать стоимость пенсионного балла в большем размере не позволило финансовое положение предшественника СФР – Пенсионного фонда России (ПФР). Как известно, бюджет ведомства формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, конфискованных накоплений и активов коррупционеров и т. д. Практика показала, что не все источники гарантируют стабильное поступление средств на счета фонда.
Наперегонки с инфляцией
Во времена СССР такой проблемы не существовало, и однажды назначенные трудовые пенсии не подлежали пересмотру. Впервые индексацию провели в декабре 1990-го: решением Верховного Совета РСФСР из-за роста стоимости жизни минимальную пенсию подняли с 70 до 100 руб.
В 1992–1993 годах пенсии повышали в соответствии с указами президента, федеральными законами, постановлениями Верховного Совета РФ. В 1994–1997 годах индексации превратились в рутинную процедуру, причем системный подход отсутствовал. За год пенсии могли пересматривать по нескольку раз. Периодичность была закреплена Федеральным законом от 05.05.1994 № 2-ФЗ «О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно документу, пенсии подлежали «индексации или компенсации не реже одного раза в три месяца».
В общей сложности с 1992 по 2002 год пенсии повышали 27 раз. По нынешним меркам происходило это ударными темпами. Если в 1992-м средняя пенсия в РФ составляла 342 руб., то в 1998 году – 185 320 руб. до деноминации (185,32 руб. после деноминации). Таким образом, за несколько лет выплаты выросли почти в 542 раза.
Впрочем, бывшие труженики в конечном итоге богаче не стали. Практически сразу индексацию обнуляла инфляция, а в некоторые периоды – гиперинфляция. В частности, в 1992 году цены на товары и услуги выросли на рекордные 2500%. В результате в российском обществе на долгие годы пенсия стала синонимом если не нищеты, то уж точно бедности.
Реформы и их последствия
Власти неоднократно пытались изменить ситуацию к лучшему, но при этом не забывали каким-то образом сэкономить, решить за счет пенсионеров проблемы госбюджета. Так, в 2015-м была проведена реформа, по новым правилам пенсии подлежали ежегодной индексации на величину годовой инфляции.
Охота к перемене мест: где россияне хотят работать, а где – жить на пенсии
Однако уже в следующем году в отношении работающих пенсионеров эта норма перестала действовать. Заморозка индексации позиционировалась как одна из антикризисных мер. Отношение к ней не изменилось. Минфин все эти годы успешно торпедирует все попытки депутатов Госдумы отменить несправедливое с их точки зрения решение.
В 2018-м было объявлено о повышении возраста выхода на заслуженный отдых: мужчин – с 60 до 65 лет, женщин – с 55 до 60 лет. Во многом благодаря этому в бюджете ПФР появились необходимые ресурсы для ежегодного увеличения пенсий по старости неработающим пенсионерам темпами, опережающими инфляцию, – примерно на 1 тыс. руб. По требованию президента за шесть лет средний размер выплаты должен был вырасти с 14 114 руб. до 20 000 руб. «В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции», – уточнял Владимир Путин.
С 2019 по 2021 год страховые пенсии повысили на 7,05%, 6,6%, 6,3% соответственно. В 2022-м они были проиндексированы дважды – на 8,6% с 1 января и дополнительно на 10% с 1 июня. В 2023-м – на 4,8%, с 2024 года – на 7,5%. В общей сложности удалось поднять выплаты на 50,85% (при инфляции 39,98%). Таким образом, средняя страховая пенсия по старости сегодня, как было сказано выше, составляет 23 244 руб.
Поэтапное повышение
Источники финансирования вводимой с 2025-го ежегодной двойной индексации страховых пенсий неработающим пенсионерам определены. Выполнение обязательств должны обеспечить: рост ВВП, снижение инфляции (до 4–4,5%), увеличение налоговых сборов, использование государственных фондов и резервов.
С учетом этого сверстан бюджет СФР на ближайшую трехлетку. На 2024 год доходы фонда утверждены в объеме 16,019 трлн руб., расходы – 16,178 трлн, дефицит – 159 млрд руб. Прогнозируемые доходы на 2025 и 2026 годы – 16,414 трлн и 17,387 трлн руб., расходы – 16,294 трлн и 17,255 трлн руб., профицит – 120 млрд и 132 млрд руб. соответственно.
Исходя из этих ожиданий Минтруд и запланировал поэтапное повышение пенсий. В 2025 году – на 4% с 1 февраля, на 3,8% – с 1 апреля. В 2026-м –на 4% и на 2,8% соответственно. Стоимость пенсионного коэффициента (сейчас он составляет 133,05 руб.) повысят в следующем году до 139,04 руб. с 1 февраля и до 142,1 руб. с 1 апреля; в 2026-м – до 147,78 руб. и затем до 151,18 руб. Дважды в год решено индексировать и фиксированную выплату, которая в настоящее время составляет 8134 руб. 88 коп.
Однако ситуация в отечественной экономике развивается не совсем так, как рассчитывали правительство и ЦБ. Финансовым властям пока не удается сдержать рост потребительских цен. В комментарии к макропрогнозу, опубликованном регулятором в мае, отмечено, что инфляция в годовом выражении во втором квартале ожидается на уровне 7,7%. Аналогичный показатель был зафиксирован по итогам первых трех месяцев 2024-го.
Если во втором полугодии негативный тренд сохранится, то по итогам года товары и услуги в России подорожают заметно больше прогнозных 4–4,5%, которые заложены в основу планов повышения всех видов пенсий на 2025–2026 годы. Поскольку по действующему законодательству индексация не может быть ниже инфляции, при таком раскладе на 2025 год ее придется пересмотреть в сторону повышения.
Автор – доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ