Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Контрафакту раскинули сети: как государство и частники борются с поддельной продукцией

Фальсифицированные товары «уходят» в социальные сети, а их прежнее место на маркетплейсах теперь все чаще занимают аналоги западной продукции, произведенные преимущественно в Китае. Формально все законно, ведь бренд уже другой, оригинальный и не подделка. Однако это создает серьезные препятствия для развития отечественного производства, стремящегося заменить импорт качественной российской продукцией.

Склад компании Ozon

©Егор Алеев/ТАСС
Содержание:

Остались без присмотра

Три года назад, с уходом западных брендов и введением параллельного импорта, российский рынок столкнулся с наплывом подделок. До февраля 2022 года торговцы контрафактом действовали с оглядкой, опасаясь претензий правообладателей. Но когда иностранные производители перестали отслеживать российский рынок, недобросовестным продавцам стало нечего бояться.

В 2022-м Федеральная таможенная служба (ФТС) изъяла 8,2 млн единиц фальсификата – на 15% больше, чем годом ранее. Исследование НИУ ВШЭ выявило, что более 40% потребителей приобретали контрафактную одежду и обувь, а около 30% – фальшивую парфюмерию и косметику. Подделки активно продавались также в ассортименте автозапчастей, игрушек, БАДов, техники и стройматериалов. Компания BrandMonitor по этому поводу сообщала, что рынок контрафактной продукции, например, в сфере люксовой одежды и обуви достиг 273 млрд рублей, а детских товаров – 30 млрд рублей. По данным аналитического агентства Gruzdev Analyze, в 2022 году доля поддельных автомобильных деталей на российском рынке выросла в два раза, достигнув рекордных 28%.

Основным местом концентрации контрафакта тогда стали маркетплейсы, где, по оценкам экспертов, более половины товаров были не оригинальными. При этом многие покупатели сознательно шли на приобретение подделок – их привлекала значительно более низкая цена таких изделий. В результате сложившейся ситуации проигрывали как легальные импортеры, так и государственный бюджет, который ежегодно недополучал около 400 млрд рублей налогов.

Маркировка и инспекция

Для борьбы с контрафактом правительство усилило цифровой контроль, в первую очередь через обязательную маркировку товаров, осуществляемую системой «Честный знак». Это позволяет прослеживать путь продукции от завода до покупателя. На данный момент маркировка охватывает 27 категорий товаров, еще в 16 проводятся пилотные проекты.

Как рассказали «Профилю» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), для получения кодов маркировки – уникальных цифровых идентификаторов, защищенных на уровне криптографии, – производители и импортеры должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», предоставив подробную информацию о компании и сертификатах на свою продукцию. Для их проверки реализована интеграция с реестрами Росаккредитации, и механизм постоянно совершенствуется для привязки разрешительных документов к конкретным единицам продукции.

Торговые центры не сдаются в борьбе с маркетплейсами за покупателей

«Компании, чья деятельность вызывает подозрения в рамках системы маркировки, могут столкнуться с выездными проверками. Представители «Честного знака» будут оценивать соответствие производства и продукции заявленной информации. В случае выявления рисков такие юридические лица могут лишиться возможности получать коды маркировки, а их продукция будет заблокирована», – предупреждают в ЦРПТ.

Результатом цифрового контроля стало существенное сокращение контрафактной продукции: по данным ФТС, за три года (2022–2024) ее выявленный объем уменьшился почти на треть, до 5,8 млн единиц. Наибольший эффект был достигнут в таких сегментах, как парфюмерия (снижение на 81,8%), спортивные товары (почти вдвое), одежда и обувь (более чем на треть). По словам члена комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по безопасности предпринимательской деятельности Игоря Герасимова, доля подделок на рынке сейчас не превышает 7%.

Обмен информацией

Сами маркетплейсы также взялись за борьбу с фальсификатом. Они запустили общую систему, куда стали собирать информацию о неоригинальных товарах, их продавцах, доказательства подделок. Благодаря этому онлайн-площадки теперь могут быстро находить и убирать контрафакт из каталогов, а также сообщать о выявленных случаях в государственные органы.

В Ozon подчеркивают, что продавать подделки и любую другую контрафактную продукцию на их площадке строго запрещено. Чтобы такого не происходило, компания использует целый арсенал средств. Представители маркетплейса рассказывают, что они не только вручную проверяют описания товаров, но и задействуют умные алгоритмы, включая машинное обучение и нейросети, кроме того, внимательно изучают, что пишут покупатели в отзывах. Если кто-то жалуется на подделку, Ozon быстро реагирует: сразу же просит продавца предоставить дополнительные документы на товар. Если продавец не успевает это сделать за три дня, то вещь убирают с витрины маркетплейса и она становится недоступна, пока не будут выяснены все детали ее производства.

Подобная система внедрена и у Wildberries. Как сообщает пресс-служба маркетплейса, компания сотрудничает с Росаккредитацией для обеспечения качества и безопасности своих товаров. Уже более 10 млн единиц продукции прошли проверку ведомства, и соответствующие сертификаты или декларации соответствия теперь доступны в карточках товаров, подтверждая их безопасность.

Кого заставят отвечать

Несмотря на предпринятые меры, положение дел с некоторыми видами продукции остается неудовлетворительным. По данным НИУ ВШЭ, за последние пять лет продажи поддельной бытовой техники увеличились вчетверо, ноутбуков и смартфонов – в десять раз, а игрушек – на треть.

Ситуацию в сфере онлайн-торговли призван улучшить федеральный закон №289-ФЗ, регулирующий деятельность платформ электронной коммерции. Он принят в конце июля и начнет действовать с 1 октября 2026 года.

Товарный патриотизм: как чиновники хотят заставить россиян полюбить локальные бренды

Согласно новым правилам, маркетплейсы будут обязаны предоставлять покупателям полную информацию о продавце товара, указывая, является он российским или иностранным. В карточке товара должны быть данные о сертификатах, разрешительной документации и маркировке. На платформы возлагается ответственность за контроль над ассортиментом, чтобы исключить появление в продаже запрещенных или несертифицированных товаров, а также за оперативное реагирование на жалобы покупателей о контрафактной продукции.

Как пояснили в ЦРПТ, за продажу продукции без необходимой маркировки к маркетплейсам будут применяться штрафные санкции, которые ранее касались только продавцов традиционных магазинов. Эксперты уверены, что новые требования закона положительно скажутся на легализации товаров онлайн-торговли.

Контрафакт ищет лазейки

В последнее время наблюдается тенденция переноса торговли поддельными или контрафактными товарами из традиционных интернет-магазинов в социальные сети. Такой сдвиг обусловлен двумя ключевыми факторами: широким охватом потенциальных потребителей и невозможностью во многих случаях идентифицировать виновных.

Исследование компании Gorodissky IP Security за 2024 год показало, что социальные сети доминируют, например, в распространении нелегальной бытовой химии, занимая 43% этого сегмента рынка. Количество объявлений о продаже подделок на таких онлайн-платформах в несколько раз превышает число предложений оригинальной продукции. Зарубежные мессенджеры также стали излюбленным местом для распространения контрафактной продукции. Ассортимент фальсификата там варьируется от безобидного ширпотреба до табачных изделий и медикаментов.

Новые вызовы

Главная трудность для российского рынка сегодня заключается уже не в поддельных товарах, а в наводнивших его недорогих аналогах западных брендов, составляющих 60–70% ассортимента, считает Игорь Герасимов. Китайские поставщики создают множество брендов-клонов, которые имитируют внешний вид и упаковку оригинальной продукции, но отличаются названием, что позволяет избегать обвинений в контрафакте. По словам эксперта, в таких условиях развитие отечественного производства сталкивается с серьезными препятствиями и проблема пока остается без должного внимания.

Артур Гафаров, директор Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ), разделяет эту точку зрения. Анализ данных по крупнейшим российским маркетплейсам за 2024 год в топ-5 непродовольственных категорий показывает, что доля отечественных товаров там не превышает трети, а в сегменте электроники и вовсе составляет всего 10%. Значительная часть оборота онлайн-торговли, по сути, работает на зарубежных производителей, преимущественно из Китая, а не на национальную экономику, заключает эксперт.

Самое читаемое
Exit mobile version