- Противодействие мошенникам
- Десять тысяч плюс
- «Не вижу никаких сложностей»
- История реестра блогеров
- Применение будет выборочным?
Противодействие мошенникам
Первые сообщения о том, что власти хотят поставить под контроль блогеров, появились в середине июля со ссылкой на источники в Роскомнадзоре (РКН). Вскоре затея была оформлена поправками к законопроекту совсем на другую тему – о регулировании оборота сим-карт (сейчас он уже принят Госдумой и одобрен Советом Федерации).
Глава думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн (ЕР) объяснял: мессенджеры давно по сути те же операторы связи, основное число соединений идет через них, туда мигрировал мошеннический трафик. Поэтому, в частности, в профильном комитете называли закрепление обязанности соцсетей предоставлять по запросу РКН и (или) ФСБ сведения о пользователях имеющим отношение к борьбе с преступностью. Какие именно сведения и в каком порядке предоставлять, потом установит правительство.
Кроме того, с ноября 2024-го мессенджеры должны будут не допускать без согласия пользователей получение сообщений от неопределяемых ими лиц. «Если человека нет в вашей телефонной книжке, он вам позвонить или написать не сможет», – уточнял Хинштейн.
Десять тысяч плюс
Слова «блогер» в принятом законе нет. В нем говорится о пользователях мессенджеров и соцсетей, имеющих аудиторию более десяти тысяч (речь идет о постоянных подписчиках, уточняли депутаты), – они должны будут после 1 ноября 2024 года подавать о себе сведения в РКН. Подавших внесут в особый перечень, но как он будет формироваться, пока неизвестно. «Регистрация необременительна, простая формочка будет», – говорил в Госдуме глава Минцифры Максут Шадаев. Как минимум сообщать о себе, видимо, придется фамилию, имя, отчество и контактный номер телефона, к которому привязана страница. Широкой публике сведения о собственниках каналов выдаваться не будут, только государство узнает, кто скрывается за анонимной аватаркой.
Ударили рублем: какое наказание ждет нарушителей закона о запрете рекламы на ресурсах иноагентов
На блогеров «10 тысяч плюс», как и на всех пользователей соцсетей, давно уже возложена обязанность не распространять запрещенную в России информацию. Теперь все они будут обязаны не распространять – то есть не репостить – еще и информацию других блогеров «10 тысяч плюс», которые в РКН подавать сведения о себе не пожелали. Цитировать можно, заверил журналистов Хинштейн.
Как обычный гражданин сможет отличить законопослушных авторов от тех, кто регистрироваться должен, но не стал? Популярные каналы, выполнившие требования российского законодательства и включенные в перечень, будут особым образом маркироваться. Порядок маркировки установит правительство. По словам Хинштейна, «это будет некий значок верификации».
«Мы проводим кампанию по повышению прозрачности. Некоторые каналы по влиянию и аудитории сопоставимы со СМИ, но заставлять их регистрироваться в качестве СМИ, нам кажется, тоже перебор будет. При этом какая-то открытость информации о собственниках должна быть», – объяснил цели нововведений глава Минцифры.
Вопрос, почему за точку отсчета взяты именно десять тысяч подписчиков, возникал неоднократно. Замглавы Минцифры Алена Руденко на пленарном заседании Госдумы объяснила: решение о том, что такое массовый канал, принималось в ходе «ряда совещаний с заинтересованными федеральными органами власти».
«Не вижу никаких сложностей»
Блогерам, не выполнившим новые требования, с 1 января 2025 года обещаны кары. Российским компаниям запретят размещать на их страницах свою рекламу. Если Федеральная антимонопольная служба (ФАС) установит нарушение запрета – оштрафует. При этом самим незарегистрированным блогерам размещать у себя рекламу можно, а вот просить о донатах, сообщать сведения о возможных способах такого финансирования (номер счета, ссылка на Boosty) нельзя.
Мало не покажется: за какие еще преступления будет грозить конфискация имущества
Одновременно, то есть с 1 января 2025-го, появится новая обязанность и у владельцев соцсетей: «ограничить доступ к персональной странице до выполнения создавшим ее пользователем соцсети требования» о деанонимизации в течение суток после получения соответствующего письма РКН.
Все социальные сети и все мессенджеры, работающие в России, обязаны исполнять новые правила, пояснил журналистам Максут Шадаев. «И YouTube тоже», – подчеркнул он.
С 2021 года Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей. Сейчас в нем 15 ресурсов: «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, «Дзен», RuTube, Twitch, Discord и Yappy. В этот реестр попадают ресурсы, на которых пользователи распространяют информацию при помощи персональных страниц, присутствует реклама, направленная на отечественных потребителей, а ежедневная посещаемость составляет более 500 тыс. россиян в сутки.
Регистрировать блоги и Telegram-каналы придется и депутатам, и сенаторам, и вообще всем политикам, набравшим более 10 тыс. подписчиков. «Не вижу никаких сложностей ни для себя, ни для кого из моих коллег направить сведения в РКН и указать, что да, я Хинштейн Александр Евсеевич, вот мой номер телефона, к нему привязан этот канал», – заявил глава профильного комитета на пленарном заседании.
В Telegram у него более 122 тыс. подписчиков, у спикера Госдумы Вячеслава Володина – почти 1,2 млн. У лидера КПРФ Геннадия Зюганова – 6,7 тыс. (правда, от его имени ведется несколько каналов), у Сергея Миронова (СР) – около 73 тыс., у Леонида Слуцкого (ЛДПР) – около 200 тыс., у Алексея Нечаева («Новые люди») – около 40 тыс. У спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко почти 8,7 тыс. подписчиков, у сенатора Андрея Клишаса – 15,8 тыс. У главы Чечни Рамзана Кадырова в Telegram более 2 млн подписчиков, у замглавы Совета безопасности Дмитрия Медведева – почти 1,4 млн. Но далеко не все политики администрируют свои каналы и блоги сами.
История реестра блогеров
Это не первая попытка российского государства поставить под контроль блогосферу. В мае 2014-го был принят и 1 августа того же года вступил в силу закон, который сразу прозвали «законом о блогерах». Он касался «владельцев сайта или страницы в сети интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей».
Грязь в эфире: как законодатели будут бороться с распространением треш-стримов
В отдельных моментах тот закон приравнял блогеров к журналистам. Например, от них требовались регистрация в специальном реестре Роскомнадзора, соблюдение запрета на матерные слова и даже «проверка достоверности размещенной общедоступной информации до ее размещения». В качестве бонуса разрешалось зарабатывать на рекламе. Выйти из реестра можно было, подав заявление о прекращении деятельности. Кроме того, РКН сам должен был исключать из реестра тех, у кого посещаемость в течение полугода недотягивала до заданных параметров.
Закон взбудоражил интернет-сообщество: вопросов к расплывчатым требованиям было больше, чем ответов. До четверти первых заявок о включении в реестр признали спамом, потому что в них содержались ненормативная лексика, неполная или недостоверная информация.
«РКН грамотно тогда себя повел, не сразу предприняв карательные меры, а проведя серию мероприятий, где расшифровывал этот закон и те права, которые он блогерам давал, – вспоминает основатель рекламного холдинга The Business Pill Игорь Малинин. – Но на тот момент не было технических возможностей отслеживать блогеров – где они сидят, на какой площадке».
В 2017 году регистрацию блогеров признали неэффективной, а разработанный механизм контроля за ними – неработающим и от затеи отказались. На тот момент в реестре было 2208 записей, львиная доля – о пользователях «ВКонтакте». Многие стремились попасть в реестр ради монетизации, как бы получая подтверждение своей популярности, считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
Применение будет выборочным?
Эксперты, с которыми поговорил «Профиль», особого оптимизма по поводу нынешней попытки упорядочить блогосферу не испытывают, но прогнозы давать не берутся. Тем более что вопросов опять больше, чем ответов, и надо как минимум подождать подзаконных актов.
«С учетом напряженной международной обстановки и информационной войны для меня лично как представителя индустрии появление такого закона не было неожиданным, – признается Игорь Малинин. – По сравнению с 2014 годом технологии ушли далеко вперед и позволяют, к примеру, замедлять работу какой-то платформы, как это происходит сейчас с YouTube, что дает власти рычаг давления на конкретную сеть».
Работать с пометкой: как в России будут регламентировать деятельность блогеров
Интернет-ресурсы, чтобы не идти на конфронтацию с властями, возможно, и введут у себя систему маркировки блогеров, как того требует закон, но «это вопрос переговоров РКН с каждой конкретной площадкой», отмечает эксперт. С другой стороны, среди общемирового количества пользователей Сети доля российских может быть не такой уж большой, и в этом случае платформы могут неохотно идти на уступки, пытаясь защитить своих пользователей. К тому же многие площадки зарегистрированы за рубежом, и Telegram в том числе, что осложняет государству применение мер воздействия. А полностью лишить кого-то монетизации в соцсетях, по мнению Малинина, будет довольно трудно: есть способы запреты обойти.
«Было бы правильно не заниматься карательными мерами, а в первую очередь вести разъяснительную работу. Большое количество популярных авторов в интернете – не юристы, не журналисты, и им разъяснения точно потребуются», – уверен эксперт.
Директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян не считает инициативу направленной против западных платформ и независимых блогеров. «Это имеет непосредственное отношение к многочисленным Telegram-каналам военкоров, анонимных авторов, у которых якобы есть инсайды, то есть к тем, кто продолжает работать в российском правовом поле и зарабатывает здесь на рекламе», – говорит он. Речь идет о некотором упорядочивании условно анонимной блогосферы. «Контролировать всю эту разношерстную публику станет заметно проще. Можно моментально лишить дохода любого блогера, переведя в категорию нежелательного», – замечает эксперт. Нормы закона написаны так, что применение их будет выборочным, контролировать станут конкретных владельцев каналов и страничек, уверен Казарян.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, в свою очередь, полагает, что всё прописанное в законе полностью выполняться не может. «С точки зрения техники и администрирования есть масса проблем: фейковые аккаунты, фейковые подписчики, трудности с идентификацией человека, который страничку ведет», – перечисляет эксперт. Полагаться на сознательность самих блогеров, по его мнению, не стоит, и пока никаких серьезных средств принуждения к ним, кроме как через владельца самой сети, не видно.
«У нас и так уже принято огромное количество законов, которые позволяют всё регулировать, но они массово не исполняются. Не знаю, насколько вообще государству стоит тратить на это ресурсы. Но судить об эффективности такого шага очень трудно, если не знаешь конечной цели движения», – резюмирует Мариничев. По его мнению, нет смысла, например, стараться поставить под контроль блогеров из YouTube, если его замедляют, а в перспективе могут вообще заблокировать.