Максим Перцовский, будущий основатель компании Getsy, был студентом Московского автодорожного института, но к моменту выпуска передумал посвящать жизнь автомобильным перевозкам и вместе с братом уехал в Лондон. Там Перцовский окончил полугодовые бизнес-курсы в Kaplan International College и, заряженный мечтой о собственной компании, вернулся в Москву. Вместе со своим школьным другом Филиппом Дробышевым, который тоже только что отучился в европейском колледже, Перцовский в апреле 2013 года запустил первый проект – программу лояльности для кафе, баров, театров и музеев столицы. В основе продукта было мобильное приложение, которое позволяло получать скидки и подарки от партнеров Getsy взамен check-in в их заведениях. Разработкой приложения занялся еще один друг основателей, французский программист Себастьян Блан.
Компания прошла первый раунд инвестирования, попав в «Академию стартапов Farminers» Игоря Мацанюка (основатель фонда IMI.VC, член совета директоров Game Insight) и получив 300 тыс. долларов для старта. За год работы основатели подключили к программе лояльности 43 точки Москвы. Но пользователи не спешили за подарками, поток клиентов в заведениях-партнерах рос слабо, приложение не приносило дохода. Через год после запуска, в апреле 2014 года, основатели решились на пивот – резкую смену бизнес-модели.
Осенью 2013 года компания Apple презентовала новую, 7‑ю версию iOs. Среди прочих радостей новой операционки в докладе компании упоминалась система Bluetooth low energy (Bluetooth с низким энергопотреблением). С ее помощью можно было связывать смартфоны с небольшими гаджетами – биконами (от англ. beacon – «маячок»). Особым образом запрограммированный маячок позволял передавать информацию на смартфон в зависимости от того, где находится его владелец. Побывав на этой закрытой презентации, Перцовский решил перенести американскую технологию в Россию.
Первым экспериментом стал проект, совместный с книжным магазином «Республика» в центре столицы. Вложения составили около 500 тыс. рублей, оставшихся от первых инвестиций в Getsy. На них компания закупила сами биконы (поставщиком стала польская компания Kontakt.io) и разработала новые функции для приложения «Республики». В магазине площадью 500 кв. м установили 10 маячков. Система работала так: человек проходил мимо полки с определенными товарами, маячок устанавливал связь с приложением «Республики» на смартфоне посетителя и присылал уведомления о скидках или специальных предложениях именно на эту группу товаров. Перемещаясь по магазину, покупатель получал новые уведомления в зависимости от того, рядом с какими товарами он оказывался. Сам магазин тоже был в выигрыше: получал подробную информацию о предпочтениях клиентов и мог корректировать их поведение, направляя к менее популярным полкам.
С музеем на одном языке
Главной инновацией системы «маячок+смартфон» стала навигация в закрытом помещении и привязка к локации. Основатели Getsy быстро поняли, что эти возможности можно использовать не только в ритейле. Среди перспектив были бесконтактные платежи через PayPal, альтернатива традиционным музейным аудиогидам и реализация глобальной идеи «Интернета вещей», когда каждый предмет сможет принимать и передавать сигнал через Всемирную сеть. Выбор пал на музейный вариант: обычные электронные гиды говорят не на всех языках, громоздкие и, что важно, платные. На Западе интерактивные мобильные гиды уже работают на многих музейных площадках (например, в музее Атенеум в Хельсинки и Бруклинском музее), в России подобных проектов еще никто не запускал.
Изучив опыт западных коллег, Перцовский пришел к выводу о том, что «маячковый» рынок не сформирован даже там. «Хотелось бы “слизать” уже работающую схему, но, к сожалению, не у кого», – улыбается Максим. Первое, с чем столкнулись бизнесмены, – выбор площадки. Вместо того чтобы пытаться договориться с отдельным музеем, Getsy вместе с агентством Insight One предложила партнерство MasterCard в рамках программы «MasterCard Бесценные города», которая работает в России с 2012 года. Программа обещает держателям карт MasterCard возможности, которые нельзя купить за деньги: благодаря партнерству программы с театрами, музеями, ресторанами и отелями в разных странах мира участники программы могут попасть на закрытые мероприятия, превью выставок, за кулисы концертных шоу. В России одним из партнеров этой программы стал Мультимедиа Арт Музей Москвы (МАММ). Обсудив идею нового проекта, партнеры заручились поддержкой МАММа. «Идея прекрасно вписалась в концепцию и стиль нашего музея. Основная аудитория МАММа – прогрессивная молодежь, которая хочет говорить с музеем на “своем” языке», – рассказывает представитель МАММа Екатерина Финогенова. Традиционных аудиогидов в музее раньше не было. Впрочем, большого притока новых посетителей благодаря системе биконов в МАММе не ждут – скорее, планируют удивить постоянных гостей. Через какое-то время после запуска гида через приложение можно будет купить билет на выставку или кинопоказ, обещают в МАММе.
Команда Getsy уже разработала коды для биконов, создала приложение МАММа и сейчас занимается установкой маячков в залах музея. Залов всего 7, а маячков 20 – по 2–3 на каждый зал. Приложение должно пройти модерацию в App Store и Google Play и к началу апреля, по словам основателей, заработать в полную силу. Приложение будет бесплатным для скачивания, но в будущем Getsy планирует запустить платные функции, на которых будет зарабатывать музей. Сама компания получит прибыль от разработки приложения и поддержки работы маячков.
Время больших историй
Россия еще не готова к повсеместному применению бикон-технологий, считает Николай Белоусов, основатель проекта Madrobots – магазина гаджетов из области «Интернета вещей». «Разговоры о применении технологии идут по всему миру, но конкретно для России это не самая релевантная тема. Внедрение биконов в музеях – скорее, пиар-шаг для привлечения молодой аудитории. Пользоваться подобным функционалом будет от силы 5–10% посетителей», – скептически говорит Белоусов. Биконы – перспективная технология, которая пока не получила широкого распространения в реальном мире, подтверждает Сергей Фрадков, управляющий партнер стартап-акселератора iDealMachine. «Существует много пилотных проектов, которые пытаются использовать ее для позиционирования внутри зданий, но реально работающих систем почти нет. Я думаю, что причина в отсутствии реальной нужды в этом конечных пользователей и тех, кто будет платить за внедрение. Информацию о выставке можно узнать, например, считав QR-код на табличке рядом с экспонатом», – продолжает Фрадков.
Тем не менее Максим Перцовский надеется, что биконы заменят электронные гиды сначала во всех крупных музеях столицы, а потом придут и в регионы. «Не нужно тешить себя детскими иллюзиями о том, что в России за такой короткий срок можно построить пресловутую “инновационную экономику”. Вместо этого стоит пытаться изменить систему, внедряя что-то новое в повседневную жизнь», – считает основатель Getsy. Несмотря на неутешительные прогнозы относительно всего отечественного digital-рынка, кризис Перцовского не пугает: для подобных небанальных проектов это время – самое удачное, считает он. «Мы сродни торжественно играющему оркестру на тонущем «Титанике». Общее настроение рынка тревожное, но именно в кризис обычно и рождаются большие истории», – патетичен бизнесмен.