На всем протяжении своей истории Россия была и остается полиэтническим государством. Разнообразие национальных традиций потенциально является конкурентным преимуществом любого государства, поскольку несет в себе залог их взаимообогащения и, как следствие, становится важнейшим фактором, который обеспечивает поступательное развитие и общественный прогресс для всех народов, его населяющих.
В современной Российской Федерации живут без малого 200 народов. Если ставить задачу включить в школьную программу изучение истории каждого из них, то из системы общего образования придется удалять все остальные предметы. А если этого не делать, то будет ли с позиций этнического самосознания больших и малых неславянских народов России восприниматься в качестве Родины страна, в учебниках по истории которой они даже не упоминаются?
Почему слава и доблесть Александра Невского до сих пор не дают покоя ненавистникам русской истории
Дилемма сложная и даже за счет так называемого национально-регионального компонента школьных программ решается лишь отчасти. Однако, учитывая вышесказанное, какие-то шаги по исправлению ситуации представляются очевидными. Например, почему бы на форзаце школьных учебников по истории России просто не перечислить народы, входящие в ее состав в описываемый период. Что мешает назвать – и найти для этого место в учебнике, например, в виде приложения к нему – наиболее выдающихся героев, в том числе Советского Союза и России, представляющих ее этническое многообразие.
В контексте возвращения Крыма в «родную гавань» представляется вполне актуальным помещение в учебник по истории ХХ века рассказа об Ахмет-Хане Султане, летчике-асе Великой Отечественной войны, испытателе, освоившем более 100 летательных аппаратов после ее окончания, дважды Герое Советского Союза, гордиться которым по праву должны не только лакинский и крымскотатарский, но и все остальные народы России.
В этой связи важно отметить, что даже имевшая внутреннюю логику советская школьная программа по истории напрасно не объясняла, что второй по численности народ РСФСР, а именно татары, не имеет никакого отношения ни по языку, ни по происхождению к монголам. Может быть, тогда и в современном Татарстане поменьше бы заигрывали с Чингисханом и его наследниками, которые, по сути, были палачами их собственных (волжские булгары) предков, а заодно и предков многих тюркоязычных народов Восточной Европы (половцы, торки, берендеи и др.).
Начало нашествия
Столь обширное этнографическое отступление потребовалось для того, чтобы дать решительный отпор всем попыткам пересмотреть значение и разрушительные, катастрофические последствия Батыева погрома и установления системы ордынского ига и не обидеть при этом татар как самый многочисленный после русских народ России. Это было именно монгольское, а не тюркское нашествие и монгольское же, а не татарское иго.
В отечественной историографии сложилась определенная традиция объяснять причины поражения древнерусских земель феодальной раздробленностью и княжеским междоусобием. Это верно, но только в самых общих чертах. Процесс политического дробления некогда единого государства был объективным, и инициатором его была отнюдь не княжеская власть. Она только реагировала и подчинялась естественному социальному и политическому структурированию, идущему от способов объединения и самоуправления «земли». Победа же над войском монголов вовсе не зависела от способности князей создать совместное военное объединение.
После тяжелых битв против монгольских захватчиков русские войска были обескровлены
Ad Yvon/Romey & Jacobs/Mary Evans Picture Library/Vostock PhotoПарадокс эпохи феодальной раздробленности состоит в том, что с появлением профессиональных княжеских дружин отмирает традиция народного ополчения, которая некоторое время еще сохранялась в период Киевской Руси. Теперь вооруженная и профессиональная оборона является прямой функцией и обязанностью князя и его дружины. Подобные явления вообще присущи процессу государствообразования, возможному только при условии разделения труда. Во всей Европе основу национальных вооруженных сил также составляли королевские дружины. И подобных «армий» вполне хватало не только для эффективной защиты государства, но иногда и для захвата чужих территорий.
Что же касается межкняжеских столкновений, то они, как правило, не затрагивали остальное население, которое в них за редким исключением и не участвовало. Кстати, в первом столкновении с небольшим разведывательным отрядом татаро-монголов (под командованием темников Чингисхана Джебе и Субэдея находилось два собственно монгольских тумена и один набранный в Закавказье), произошедшем в 1223 году на реке Калке, приняла участие именно коалиция половецких и русских князей. Жестокое поражение последних наглядно показало, что отражение нового нашествия невозможно без применения новой тактической схемы.
Анализ динамики похода Батыя в пределы Северо-Восточной Руси говорит о стремлении хана подтолкнуть князей к объединению своих дружин, чтобы в одном генеральном сражении – а в своей победе он нисколько не сомневался – решить исход всей кампании, поскольку профессионального сопротивления в таком случае оказывать было бы некому. Похоже, что единственно правильная тактика заключалась в отказе от встречи с врагом в открытом пространстве, где монгольское конное войско не знало равных. Только укрепленные стены городов и крепостей могли сдержать натиск кочевников.
Владимир, мощная белокаменная крепость, оставленная князем Юрием Всеволодовичем для собирания ополчения на реке Сити, не устоял и трех дней. А вот маленький Торжок, не выведший свои полки в открытое поле, продержался две недели. Небольшой город Козельск, не имевший каменных оборонительных сооружений, в течение семи недель сдерживал ураганный натиск Батыевых полчищ. Город Данилов и крепость Холм остались непокоренными. Оценив неприступность крепости Кременец, Батый и вовсе отказался от ее штурма.
Беспрецедентная катастрофа
О численности войска Батыя, захватившего Русь в 1237–1241 годах, в научной литературе нет единого мнения. Утвердившаяся в исследованиях XIX столетия цифра 300 тыс. человек в современной историографии оспаривается многими исследователями. Одни, доверяя сообщениям восточных авторов, указывают на 120 тыс. человек, другие, основываясь на подсчетах возможности прокормить армию в условиях затяжного похода вдали от своего тыла, склоняются к мысли о 30–40 тыс. человек. Но в любом случае (хотя, как представляется, сообщения восточных источников вполне правдоподобны: начало похода Батыя пришлось на осень, т.е. на время, когда собран урожай) равноценное, исключительно конное войско не удалось бы собрать не только в русских землях, но и во всей Европе в целом.
Разорение Батыем Суздаля нашло отражение в древнерусских фресках
Historic Images/Vostock PhotoСо школьной скамьи, при первом же знакомстве с отечественной историей, в сознании навсегда откладываются чудовищные картины Батыева разорения. Однако целенаправленная популяризация и массовое издание в наше «малотиражное» время в миллионах экземпляров научной и художественной литературы так называемого евразийского направления, представляющей ордынское иго чуть ли не как благо, или серии книг математика и академика РАН А.Н. Фоменко, в которых факт нашествия отрицается вообще, заставляют еще раз напомнить о хорошо известных фактах.
Все дошедшие до нас письменные (включая китайские, арабские, иранские, армянские, грузинские и западноевропейские) источники однозначны и единодушны в оценке завоеваний монголов: катастрофа, настолько беспрецедентная по своим масштабам, что не поддается описанию. Разные русские летописные традиции описывают нашествие Батыя практически в одинаковых выражениях: «И не оста во граде ни един живых: вси равно умроша и едину чашу смертную пиша».
Известия письменных источников полностью подтверждаются и данными археологии. Из 1500 городов и укрепленных поселений домонгольской эпохи, открытых археологами, мы знаем по названиям около 300, потому что после нашествия они так и не были восстановлены. Самый яркий пример – современная Рязань (бывший Переяславль-Рязанский), которая не имеет никакого отношения к исторической древней Рязани, где сегодня находится небольшой поселок.
По результатам раскопок на месте древней столицы Рязанского княжества, проведенных известным археологом В.П. Даркевичем в 1977–1979 годах на подоле вблизи Оки, были открыты массовые захоронения, датируемые второй четвертью XIII века. Их изучение показало: из 143 вскрытых погребений (братских могил) большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 55 лет. Много детских захоронений – от грудных младенцев до детей 6–10 лет.
Схожая картина открывается и по результатам археологического изучения Киева. Украинский археолог П.П. Толочко насчитал в домонгольском Киеве 10 тыс. домов. В результате взятия его войсками Батыя археологически видны только горизонты пожарищ, уничтоживших практически всю городскую застройку. Проезжавший по Киевщине шесть лет спустя папский легат Плано Карпини так описал открывшуюся его глазам картину: «Произвели они (монголы. – Г.А.) великое избиение в земле Руссии, разрушали города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших в поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию».
Уже в XII веке нет ни одного экономического, социального или культурного показателя, по которому бы Древняя Русь уступала Западной Европе. Земледелие пришло к классическому двух-трехполью, необычайно разнообразными и развитыми были ремесло и торговля, страна покрылась сетью городов, по численности населения в несколько раз превосходивших города средневековой западноевропейской цивилизации. Киев, Новгород, Владимир имели население порядка 30–50 тысяч. Всего, по приблизительным подсчетам, в домонгольской Руси в XIII веке проживало около 11 млн человек. Такое количество населения восстановится лишь к XVII веку.
Князь, полководец, святой: наследие Александра Невского через 800 лет
Неменьший урон от нашествия понесла и Русская православная церковь. Самые величественные храмы и богатые монастыри строились в столицах, наиболее крупных городах или около них. После взятия города монголами оставалось только пепелище. Во всех 16 епископиях домонгольской Руси велось каменное строительство. В результате нашествия секрет мастерства русских зодчих был утерян. Когда в конце XV века Иван III затеял строительство Успенского собора, то своды храма рухнули и за помощью пришлось обращаться к иностранцам. В XIII же веке строили так, что, если сами не взорвали, стоит по сегодняшний день.
К этому можно добавить, что на кровоточащие земли была наложена дань, которая в сравнении с выплатами собственным князьям была в десятки раз больше. Правы были историки XIII века: масштабы постигшей катастрофы настолько велики, что просто не укладываются в сознании. Наверное, именно поэтому современной исторической наукой недостаточно учитываются последствия ордынского ига с точки зрения его влияния на последующее национально-государственное развитие России, вступавшее в прямое противоречие с предшествующим опытом и традициями.
Поэтому парадокс современных концепций, отрицающих сам факт нашествия и ига, а также их популярность в среде некоторой части творческой интеллигенции при таких однозначных данных исторических источников, видимо, следует объяснять с позиций не исторической науки, а психолого-социологических наук.
Автор – кандидат исторических наук, профессор МПГУ