- Туристические рекорды: пляжный отдых против экскурсионного
- Современные дикари. «Уберите машину из кадра»
- Золотое кольцо хороших дорог
- Информационный голод, или Зачем нужен туристический портал
- Стар и млад: кому интереснее внутренний туризм
- Как привлечь лояльных туристов
Число путешествий по России в 2021 году выросло почти в три раза относительно доковидного 2019 года, рассказал «Профилю» директор по маркетингу сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru Олег Козырев. Средний «общероссийский» чек вырос на 7% относительно прошлого года и на 18% относительно 2019-го и достиг 43 тыс. рублей.
Самыми популярными были пляжные направления: Адлер (37% от общего числа продаж по РФ), Анапа (10%) и Сочи (5%). Среди неприморских городов туристы чаще всего выбирали Красную поляну (6%), Санкт-Петербург (5%) и Калининград (3%). Неплохо продавались и другие направления. «Туроператоры экспериментируют. Появилось больше туров на Байкал, в Карелию, однако пока они у нас не пользуются большой популярностью», – отметил Олег Козырев.
Реальный сектор экономики переместил вектор внимания на развитие и содействие развитию туризма: создаются новые интересные объекты размещения, досуга и развлечений, регионы активно развивают туризм и индустрию гостеприимства, говорит президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. В 2021 году рекордные значения показали Крым и Краснодарский край, в 3–4 раза вырос турпоток в Калининградскую область, Карелию, на Алтай, в Башкирию, Бурятию и Хакасию – во многом благодаря своевременно отправленным чартерам.
«Сегодня федеральные и региональные органы власти содействуют продвижению регионов через проведение огромного количества конкурсов, различных мероприятий, направленных на знакомство россиян со страной», – отмечает Волков. Цены не всегда адекватны, признает он, особенно в курортных регионах или в новых глэмпингах. Но в будущем при растущей конкуренции они будут урегулированы сами по себе.
Пляжи в тумане: из-за чего подорожает летний отдых в 2022 году
Год был очень хорош для рынка внутреннего туризма, несмотря на разнообразные ковидные ограничения, согласен генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Результат зависел не столько от спроса – спрос был высокий по всей стране, – а от масштаба ограничений и времени на подготовку к ним. Каждый регион чудил по-своему. Некоторые вводили новые требования заблаговременно, другие – внезапно, в ночь перед началом их действия», – отметил он.
Это не могло не отразиться на турпотоке. Например, продажи в Краснодарский край, на который приходится значительная часть всего объема, в июле просели на 10% от уровня 2019 года из-за введения ПЦР, а в августе – на 30%, потому что люди не хотели вакцинироваться. В итоге регион вышел на уровень 2019 года, тогда как Крым, который не вводил никаких ограничений, поставил абсолютный исторический рекорд – 7–8 млн туристов за лето.
Экскурсионные направления приросли меньше, чем пляжные. Если анализировать запросы «Яндекса», то запрос «отели Сочи» вырос в два раза, а Москва и Санкт-Петербург – лишь на десятки процентов.
«Туристы открывали для себя Россию, некоторые добрались до таких медвежьих углов, о которых раньше и не слышали, например, в Хакасии. Но это не массовый поток, всего несколько тысяч человек, хотя для региона такая цифра достаточно заметна. Долину гейзеров, разрекламированную жемчужину Камчатки, посетило всего пять тысяч человек. В Дагестан мы в этом году отправили человек 500, а обычно не более 200», – рассказал Сергей Ромашкин.
Современные дикари
Впрочем, статистика туроператоров не дает полной картины. По оценкам ВЦИОМ, услугами Travel-бизнеса пользуется не более трети населения. Остальные предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно – передвигаться на собственных автомобилях и бронировать места проживания и экскурсии.
Интерес к Байкалу растет, однако общее количество приезжающих туда туристов пока находится на скромном уровне
Shutterstock/ FOTODOMТакая тенденция развивается уже лет 10, а в период коронавируса заметно выросла: к стремлению сэкономить добавилось желание отгородиться от толпы в аэропорту, самолете или поезде. К тому же личный автотранспорт повышает мобильность людей на отдыхе: туристы за две недели отпуска могут объехать весь регион, не задерживаясь в одном городе дольше, чем на два-три дня. Шаблонный отпуск «не вставая с пляжа» уходит в прошлое.
Такую активность можно оценивать по косвенным признакам, говорит Сергей Ромашкин. Например, в Крыму это загруженность аэропорта «Симферополь» и число проезжающих по Крымскому мосту. «Еще два года назад статистика была 60 на 40 в пользу аэропорта, а сейчас 65 на 35 в пользу моста. С учетом общего увеличения турпотока количество проезжающих по мосту увеличилось как минимум вдвое. Я думаю, что в целом по России происходят аналогичные процессы», – считает он.
Кроме того, рост числа туристов показывает загруженность парковок. Если несколько лет назад найти парковку, например в Суздале, было легко даже возле отеля, то сейчас места нужно бронировать заранее. «Весь исторический центр города превратился в перехватывающую парковку, а памятники древнерусской архитектуры невозможно сфотографировать без нескольких автомобилей в кадре. Мы несколько лет обсуждаем эту проблему с городскими властями, но решить пока не смогли», – рассказал Ромашкин.
Зоны роста
При этом сервис отечественной туриндустрии пока не удовлетворяет россиян. Больше всего жалоб по-прежнему касается сферы услуг. «Для развития внутреннего туризма необходимо работать над сервисом в объектах размещения и инфраструктурой вокруг, а также над соотношением цена–качество. Сейчас это вызывает больше всего вопросов», – подчеркивает Олег Козырев.
Сервис в российских отелях меняется там, где есть конкурентная среда, добавляет Алексей Волков. Как всегда, лидируют Краснодарский край, Москва и Санкт-Петербург. Еще одним хорошим примером служит Татарстан, в котором и столица, и сам регион выглядят достойно, как и индустрия гостеприимства. Их догоняет юбиляр этого года Нижний Новгород.
«Отдельно надо сказать, что мировые отельные сети в России работают лучше, чем за рубежом, по сервису и стандартам, за что заслуженно неоднократно получали признание от международных коллег, конкурсов и экспертов. Качество сервиса растет и в остальных объектах размещения и питания. Понятно, что это пока не относится к гостевым домам и частным объектам размещения, которые находятся вне правового поля, но мы надеемся, что с обновлением законодательной базы все изменится в лучшую сторону и сектор будет узаконен», – говорит Волков.
Транспортную стратегию до 2030 года утвердили в правительстве РФ
По его мнению, в скором времени в лучшую сторону изменится и туристическая инфраструктура: происходит синхронизация развития отрасли с Росавтодором, Минтрансом и Минстроем. Планируется строительство дорог ко всем туристическим объектам, благоустройство в городах, начиная с Крыма, Дальнего Востока и Большого Золотого кольца. Федеральное агентство по туризму уделяет особенное внимание этим макротерриториям, и в ближайшее десятилетие там произойдут колоссальные изменения.
«Безусловно, предстоит еще большая работа по развитию малой авиации, вертолетных перевозок, строительству железных и автодорог, но сегодня уже сделан огромный задел, чтобы у нас все получилось. А национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства" я вообще считаю «квантовым скачком» в развитии туризма, туристической инфраструктуры», – констатирует Алексей Волков.
Информационный голод
Туризм – комплексная отрасль. С одной стороны, он сильно подвержен влиянию процессов, которые происходят в целом в экономике и в других сферах, с другой – так или иначе влияет на смежные отрасли, отмечает начальник отдела Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина. Такой его характер обуславливает многие проблемы, источник которых лежит за пределами туриндустрии. Например, проблема транспортной доступности большого количества уникальных и очень привлекательных для туристов мест; негативное влияние кризиса на доходы населения и, как следствие, отказ от поездок, которые не являются первоочередными потребностями для человека; неблагоприятный инвестиционный климат для строительства туристической инфраструктуры и др.
Там, где нас нет: россияне раскритиковали отечественные курорты
«Актуальны и проблемы сугубо отраслевого характера, решение которых зачастую требует не значительных финансовых ресурсов, а регулярного внимания. К таким можно отнести, например, преимущественно низкий уровень сервиса на российских курортах или отсутствие позитивной информации о туристических местах как для внешнего, так и для внутреннего туриста», – убеждена она.
Недавно ВШЭ обнародовала результаты исследования региональных туристических порталов. Специалисты оценили информационные материалы и функционал интернет-ресурсов, посещаемость, наличие мобильного приложения и пользовательскую оценку. Как выяснилось, у четырех регионов – Кабардино-Балкария, Марий Эл, Белгородская и Еврейская автономная области – до сих пор нет туристических порталов. На многих сайтах весьма ограниченный функционал, отсутствует важная информация (например, о приспособленности объектов для посещения людьми с ограниченными возможностями здоровья), нет возможности купить билеты на транспорт и экскурсии. Мобильное приложение, наличие которого важно для современных туристов, имеется только у семи интернет-ресурсов.
По итогам исследования в топ-5 вышли турпорталы Санкт-Петербурга, Московской области, Национальный туристический портал Ростуризма, Russ Pass столичного комитета по туризму (федеральный охват) и ресурс Новосибирской области. Сайт Москвы оказался на 23-м месте, Крыма – на 11-м, Краснодарского края – на 52-м.
Временное явление
За два ковидных года внутренний туризм завоевал своих приверженцев, убежден Алексей Волков. Это произошло не только из-за пандемии и закрытых границ – изменилось само мировоззрение. Турист ищет места поближе, где можно комфортно отдохнуть. В связи с таким спросом увеличивается и количество вариантов размещения – кемпинги различного типа, новые отели, санатории. «Мы надеемся, что запрос на внутренний туризм будет развивать отрасль и экономику городов, регионов, страны в целом», – подчеркивает он.
После открытия границ, конечно, будет определенный отток, полагает Волков. Уже сейчас видно, что лидируют Египет, ОАЭ, Мальдивы, Сейшелы, Куба. Туда едут все больше россиян, в том числе на новогодние праздники. Но большая часть все же остается в стране: часто ездят, например, из Москвы во Владимирскую область, Ярославль и другие близлежащие регионы. Эксперт уверен, что число путешествующих по стране россиян будет только увеличиваться при сохранении уровня покупательской способности.
С открытием Египта спрос сконцентрировался на нем и Турции, на зиму активно бронируют Карибы и ОАЭ, рассказал Олег Козырев. Россия уже потеряла позиции. Если в I–II кварталах 2021 года ее доля составляла 40–50%, то по итогам октября–ноября она снова вернулась к доковидным значениям (8%).
Когда границы откроются, большая часть россиян ринется за рубеж, считает Сергей Ромашкин. Похожий опыт уже был в 2016 году, когда Турция закрылась и наш рынок получил несколько миллионов туристов. А когда она снова открылась, все они ушли обратно. В этом году Турция восстановилась только на 50%, вместо привычных семи млн она «собрала» с российского рынка не более 3,4 млн человек. Люди не воспользовались возможностью либо по финансовым соображениям, либо по коронавирусным, либо из-за нестабильности ситуации.
Вместе с тем, полагает Ромашкин, на российском туристическом рынке задержится несколько процентов из тех, кто успел поездить по стране. Регионы получили возможность устроить как бы промотуры для наших соотечественников, показать свои прелести и оставить о себе хорошие впечатления, чтобы люди в дальнейшем возвращались и рекомендовали их друзьям. А несколько процентов – это не менее миллиона туристов, что для начала вполне неплохо.
«Есть еще один аспект. Люди старшего поколения привыкли считать поездки за границу статусными, а по России – как бы путешествиями второго сорта. Эта группа с открытием границ, конечно, вернется к зарубежным турам. А россияне помоложе еще детьми успели попутешествовать с родителями по всему миру. Они не говорят с придыханием, что отдыхали в Монте-Карло, и с удовольствием рассказывают друзьям о поездке по России, если она была интересной, дала им новый опыт или возможность полюбоваться на красивую природу. Им все интересно попробовать. Эта группа более перспективная для отрасли внутреннего туризма, именно на нее нужно делать ставку», – считает Сергей Ромашкин.
Направления для развития
Из эффективных мер господдержки, оказавших влияние на рост спроса, участники рынка отмечают программу кешбэка, чартерные перелеты в новые регионы, грантовую поддержку Ростуризма.
Помимо них, отрасли нужны дополнительные средства на подготовку гидов-переводчиков, поскольку после открытия границ нужно быть готовыми к увеличению турпотока из других стран, говорит Алексей Волков. Также нужно увеличить помощь для хостелов, событийщиков (организаторы мероприятий, посвященных тому или иному событию. – «Профиль») и других субъектов индустрии гостеприимства, которые остались без поддержки в 2020 и 2021 годах. Кроме того, нужно включить в кешбэк возврат средств на транспортные услуги: например, в случае с Сибирью и Дальним Востоком они составляют 70–80% от стоимости всего тура.
Тяжелое пробуждение глубинки: как вернуть туристов в малые города России
«Необходимо привлечь все силы и средства для того, чтобы выработать легкий и понятный для всех механизм легализации всего сектора туротрасли, который находится вне правового поля. Например, взять за основу практику с самозанятыми. Это должно быть достаточно доступно и удобно для микробизнеса. Нужно увеличивать финансирование детского туризма, доработать программу детского отдыха и оздоровления, программу создания инфраструктуры для детей – восстановить все детские лагеря, построить новые (например, модульного типа), для того чтобы у 16 миллионов детей была возможность увидеть свою страну. Нужно работать с молодежью, которой насчитывается более 40 миллионов. Они тоже сегодня достаточно мало знают о стране, и нужно этому вопросу уделить максимальное внимание, поскольку в будущем они станут лояльными туристами», – уверен Волков.
По мнению Сергея Ромашкина, чтобы заинтересовать молодежь, отрасли необходимо перестроиться. Нельзя забывать, что это мобильное цифровое поколение – им нужны удобные сайты, где можно получить всю информацию о сервисе для путешествий и сопутствующих услугах, вайфай в каждой точке путешествия, чтобы моментально выкладывать фото и видео в соцсети.
Кроме того, каждому региону очень важно определить собственную целевую аудиторию и сконцентрироваться на продвижении турпродукта именно для нее. «Все почему-то ждут москвичей с толстыми кошельками, которые приедут и сразу завалят регион пятитысячными купюрами. На самом деле основная масса турпотока – это жители соседних регионов, которые, в отличие от москвичей, могут приехать несколько раз в год и при наличии хорошего сервиса оставить значительные суммы», – пояснил Ромашкин.
При должном внимании и эффективной государственной политике в сфере туризма можно достичь значительного эффекта, подчеркивает Ляйля Синятуллина. Заметное и систематическое внимание к отрасли на государственном уровне – это позитивный тренд, убеждена она. Развитие туризма будет иметь мультипликативный эффект для смежных отраслей и экономики в целом. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, вклад отрасли в ВВП России в 2020 году составил 2,7%. В странах с развитым туризмом этот показатель достигает 6–9%.