Смена брендов
Отечественная бьюти-индустрия переживает сложности не первый год. Так, в пандемию салоны красоты закрывались один за другим. За время простоя многие из них растеряли клиентскую базу. Когда коронавирусные ограничения сняли, сфера начала потихоньку восстанавливаться. Однако затем грянули санкции. Многие зарубежные поставщики отказались работать с российскими салонами красоты, а те, что остались на нашем рынке, взвинтили цены на профессиональную косметику.
Между тем большинство бьюти-услуг выполняется на иностранных аппаратах с использованием зарубежных расходных материалов. Это гель-лаки, пилки, шампуни, красители, инъекции. Даже перчатки и одноразовые шапочки завозились из-за границы.
Во многих клиниках эстетической медицины и салонах красоты доля импортных препаратов составляет до 80–90%. В основном все необходимое поставляли из США и европейских стран, часть – из Южной Кореи и Израиля. После того как иностранные компании прекратили сотрудничество, пришлось искать новых поставщиков.
Салоны красоты и клиники с хорошей репутацией заказывают продукцию через представителей бренда, на котором они работают, рассказывает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирина Фатьянова.
Если марка ушла из России, возникает проблема: поиск аналога или закупка через посредников. «Первый вариант грозит потерей клиентов, приверженных определенному бренду. Второй – дополнительной наценкой и риском приобрести контрафактную продукцию, – объясняет она. – В этой ситуации получают дополнительное преимущество частные специалисты, так называемые самозанятые. Например, косметологи, работающие на дому».
«Если говорить о декоративной косметике и парфюмерии, то наш рынок покинули такие марки, как L'Oreal, Lancôme, Giorgio Armani, Ralph Lauren, Urban Decay, Garnier, Maybelline NY и другие, – перечисляет Фатьянова. – Заменить их сложно». В сфере ногтевого сервиса потери не столь существенны, но цены на исходные материалы тоже выросли – на 20–30%.
Ухоженность требует средств
Уход с рынка основных поставщиков, усложнение логистических цепочек, необходимость переобучать мастеров для работы на новых материалах и оборудовании – все это заставило центры красоты переписать прайс-листы.
Так, если в марте прошлого года самые популярные оздоровительные и бьюти-услуги в среднем стоили 6,9 тыс. руб., то в марте 2023-го – 8,3 тыс. руб., подсчитали аналитики маркетплейса услуг YouDo.com и МТС-банка для РИА Новости. При расчете учитывалась стоимость услуг косметолога, бьюти-мастера, диетолога, нутрициолога и фитнес-тренера.
Лидерами стали Москва и Московская область – средняя стоимость услуг для красоты и оздоровления весной составила 15,7 тыс. руб. (против 14,3 тыс. руб. годом ранее), Ростовская область – 14,4 тыс. руб. (вместо 12 тыс.), Санкт-Петербург и Ленинградская область – 13,8 тыс. руб.
Поток клиентов весной прошлого года просел, отмечают представители бьюти-индустрии, но спустя два-три месяца восстановился. Ну а лето – традиционно горячая пора в бьюти-индустрии, и 2023-й не стал исключением.
С наступлением сезона отпусков спрос на услуги красоты вырос на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали аналитики «Авито услуг». В среднем россиянки тратят на полный комплекс популярных процедур от 7,5 тыс. руб.
«Наибольшая динамика роста спроса за это время была отмечена среди жителей Екатеринбурга (+90%), Сочи (+89%), Новосибирска (+84%) и Казани (+83%). В Москве и Санкт-Петербурге рост составил +71% и +84% соответственно», – говорится в исследовании.
Спрос на процедуры для ресниц и бровей летом увеличился более чем вдвое. В среднем наращивание ресниц стоит около 2 тыс. руб., ламинирование бровей – от 1,5 тыс. руб. Пользуются спросом также услуги парикмахеров-стилистов (+74%), мастеров по маникюру и педикюру (+71%).
В салон за настроением
На рынке товаров для бьюти-индустрии сейчас наблюдаются две тенденции. Во-первых, идет усиление позиций косметических средств из КНР, Израиля и Южной Кореи. «Они, за исключением китайских, знакомы нашему населению. Многие салоны красоты работают на препаратах из этих стран. В сложившейся ситуации велика вероятность того, что на отечественном рынке бенефициаром станет продукция именно из азиатских государств», – считает Ирина Фатьянова.
Во-вторых, растет спрос на российскую косметику – с начала этого года он увеличился более чем в 30 раз. «Прежде всего речь идет о средствах ухода, причем более 2/3 из них относятся к стоимостной категории ниже среднего, – уточняет эксперт. – К тому же последние несколько лет на внутреннем рынке активно развиваются такие марки уходовой косметики, как ART&FACT, Natura Siberica, SmoRodina, OK Beauty, Levrana, Savonry, Botavikos, Beauty Minimalist, ELSKA, Ecolatier и многие другие». Большая часть из них относится к категории Bio. Российские поставщики адаптировались к ситуации и постепенно занимают освободившиеся ниши.
Переходят на отечественную продукцию маникюрные салоны. «Если раньше были популярны европейские марки гель-лаков, то сейчас чаще используем наши. Тем более что выбор позволяет», – говорит владелица сети студий маникюра в Санкт-Петербурге Александра Вайленко.
Больше работают с российской продукцией мастера перманентного макияжа и ламинирования. «По качеству она не уступает западной, – отмечает специалист Анна из Москвы. – Но не дешевле».
Высокая стоимость связана с тем, что наши производители профессиональной косметики сильно зависят от импортного сырья, а узнаваемость брендов пока невысокая и локальная. Выход на новые сегменты рынка требует существенных финансовых вливаний в рекламу и продвижение. Кроме того, многие компании на фоне ажиотажа повысили цены на свою продукцию на несколько десятков процентов.
И все же, как отмечают эксперты, россиянки не намерены экономить на уходе за собой, даже если бьюти-услуги обходятся им в изрядную сумму. «В среднем сегменте спрос на процедуры не упал, – констатирует Александра Вайленко. – Наши женщины ходили и продолжают ходить в салон не только за красотой, но и за настроением, поддержанием уверенности и гармонии».