Профиль

Никак не сдается корыстный «Платон»

Российские власти, похоже, обрели нового серьезного политического противника в лице дальнобойщиков, протестующих против введения автоматизированной системы «Платон» по сбору специального налога с большегрузного транспорта. 3 декабря Минтранс объявил, что никаких причин отказываться от «Платона» нет, а президент Путин, на которого дальнобойщики возлагали особые надежды, выступая в тот же день с ежегодным посланием, не упомянул их протесты даже словом. В итоге дальнобойщики твердо объявили о проведении всеобщей акции протеста в Москве, которая до этого долго откладывалась.

©

Российские власти, похоже, обрели нового серьезного политического противника в лице дальнобойщиков. Почти месяц последние разрозненными забастовками пытались заставить правительство пойти хоть на какой-то компромисс по работе автоматизированной системы «Платон», созданной для сбора специального налога с большегрузного транспорта. Поначалу чиновники вроде как откликнулись, начав переговоры, но на минувшей неделе на них был поставлен крест. 3 декабря глава Минтранса Максим Соколов объявил, что никаких причин отказываться от «Платона» нет, а президент Путин, на которого дальнобойщики возлагали особые надежды, выступая в тот же день с ежегодным посланием, не упомянул их протесты даже словом. Последнее обстоятельство задело водителей особенно – ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что тот в курсе ситуации вокруг «Платона». В итоге дальнобойщики твердо объявили о проведении всеобщей акции протеста в Москве, которая до этого долго откладывалась.

Когда и как она должна состояться, к моменту сдачи номера в печать оставалось неясно. С учетом того, что большинство участников добирались издалека и с большим трудом, преодолевая полицейские кордоны, назывались разные даты начиная с 5 декабря. В идеале дальнобойщики собирались организовать на МКАД «улитку» – перекрыть движение, не нарушая ПДД, выстроив свои фуры в медленно движущиеся колонны. Но, поскольку с выездом на МКАД также ожидались проблемы, многие шоферы были готовы дать о себе знать и на других дорогах. К тому же с четверга, опасаясь полицейской слежки и провокаций, активисты дорожных протестов перешли в режим радио (дальнобойщики активно используют для связи между собой рации) и телефонной тишины.

С учетом всех этих приготовлений и нарастающих страстей представлялось маловероятным, что дальнобойщики ограничатся одноразовой кратковременной акцией протеста. Тем более что многим в силу разных причин – по личным обстоятельствам или под давлением правоохранительных органов – пришлось остаться в своих регионах, и там отдельные митинги и пикеты продолжались практически ежедневно. А кое-где протесты перестали носить мирный характер. Так, утром 2 декабря неизвестные попытались поджечь офис «Платона» в Оренбурге, устроив перестрелку с охраной из пневматического оружия.

Тем временем в скандал вокруг работы «Платона» к исходу минувшей недели были вовлечены уже все возможные политические силы, представители которых порой явно не знали, как выпутываться из создавшейся ситуации. Так, тот же пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на риторический, по сути, вопрос, почему оператором «Платона» стала компания именно Игоря Ротенберга – сына одного из ближайших друзей Владимира Путина, на полном серьезе начал рассказывать, что личное знакомство Ротенберга с президентом в этом вопросе не сыграло никакой роли. «Есть Ростех (его, кстати, возглавляет другой соратник Путина – Сергей Чемезов. – «Профиль»), Росавтодор и Минтранс. Честно говоря, мы же этим в Кремле не занимаемся. Поэтому на этот вопрос я не могу ответить», – рассказал Песков журналистам.

В непростом положении оказался и глава Минтранса Максим Соколов. Сам он несколько раз заявил, что система «Платон» работает в штатном режиме и никаких сбоев не наблюдается (в первые дни работы сайт системы все время зависал, а также произвольно списывал с дальнобойщиков крупные суммы). Но на сайте Минтранса попутно появилась новость о совещании, которое 2 декабря провел первый замглавы ведомства Евгений Дитрих. Его участники «отметили, что все еще требует дополнительных мер <…> налаживание круглосуточной бесперебойной работы сайта и личного кабинета системы «Платон», и необходимо «разработать регламент взаимодействия с оператором системы «Платон» в случае некорректного списания средств». По итогам же совещания представители транспортных компаний передали «обобщенный список технических ошибок в работе «Платона».

Разные инициативы выдвигали и депутаты Госдумы. В пятницу в срочном порядке они рассматривали поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которые специально для дальнобойщиков предлагают приравнять автопробеги с транспарантами и плакатами к демонстрациям, а палаточные городки – к пикетированиям. Одновременно так же экстренно были внесены поправки к закону «Об автомобильных дорогах» и в КоАП, которыми Минтранс предполагал смягчить эффект от введения «Платона». В частности, речь идет о снижении штрафов за неоплаченный проезд большегрузного транспорта по дорогам в 100 раз – с 450 тыс. до 5 тыс. рублей. А депутаты от КПРФ, в свою очередь, предложили объявить мораторий на «Платон» до 2017 года (то есть ввести его в действие уже после очередных выборов в Госдуму).

«Администрировать государственный дорожный сбор почему-то поручено частной фирме, которая по своему статусу не имеет права выполнять государственные функции, – отметили авторы законопроекта. – Введенный дорожный сбор на большегрузные автомобили является третьим налогообложением на одно и то же транспортное средство… Такого, чтобы платить по одному и тому же поводу три раза, нет ни в мировой, ни в какой другой практике!»

Нашлись противники «Платона» и среди губернаторов. 2 декабря глава Приморского края Владимир Миклушевский, по сообщению его пресс-службы, предложил правительству на год отложить взимание платы с большегрузного транспорта. Одновременно проблемами дальнобойщиков занялся и Совет по правам человека при президенте РФ. Довершила же картину, сложившуюся после запуска «Платона», новость из Литвы, власти которой тоже объявили о введении на своей территории дополнительных сборов с российских фур. Согласно двустороннему соглашению между Россией и Литвой, заключенному еще в начале 1990-х годов, большегрузный транспорт обеих стран на обоюдной основе освобождался от дорожных сборов. Поскольку литовские машины попали под действие «Платона», власти страны объявили, что с 15 декабря аналогичная плата будет взиматься и с российских в Литве.

Самое читаемое
Exit mobile version