Профиль

Объектив на все руки

Как ни странно, история фоторынка полна драматизма и борьбы за выживания. И тем не менее это – история успеха. Однако за последнее десятилетие рынок фото и видеокамер изменился до неузнаваемости. Ушли в историю целые сегменты и появились новые. С появлением смартфонов массовые фотокамеры сдали позиции, но фотоиндустрия в целом ищет (и находит!) новые пути развития.

©

Плотоядные смартфоны

Согласно исследованиям различных компаний, доля фотографий, сделанных смартфонами и залитых в интернет в 2016 году, составила от 70% до 90%. Это наглядно иллюстрирует произошедшее с фоторынком. Массовое распространение мобильников с качественными камерами по эффекту можно сравнить разве что со сменой пленочной эры на цифровую. Кто не успел адаптироваться, остался только в нашей памяти.

Де-факто после распространения смартфонов перестала существовать ниша компактных камер, проще говоря, «мыльниц». Впрочем, в этом виноваты и сами фотопроизводители, которые в погоне за количеством мегапикселей потеряли главный козырь – качество картинки.

Если взять, скажем, древнюю «мыльничку» Canon A510, то снимки с нее были великолепны. А вот дальше с каждым поколением качество изображения стало падать. Когда появились смартфоны, встроенная камера стала одним из основных компонентов устройств, поэтому там-то камеры становились все лучше. При этом смартфоны могли сразу же отправить сделанный снимок другу или загрузить в соцсеть. Разумеется, продажи «мыльниц» стали падать огромными темпами. От этого в большей степени пострадала компания Canon, у которой этот сегмент давал серьезную долю бюджета. Впрочем, пострадали и другие игроки – Nikon, Sony, Olympus. Последняя компания, правда, оказалась проворнее других.

Японцы против японцев

©Pentax Corporation

Исторически так сложилось, что фоторынок практически полностью принадлежит японским компаниям. Но каждая из них выбрала свой путь, и пути эти сильно различаются. Лидеры рынка Canon и Nikon много лет «выезжают» за счет имиджа профессиональной техники. Действительно, все топовые зеркальные модели и широчайшая линейка качественной оптики сделали свое дело. Это как Mercedes – хоть у Sкласса и Aкласса мало общего, премиум-образ работает: «это же Mercedes!» Но сколько профессиональных фотокамер требует рынок? Многим ли нужны большие тяжелые камеры? Нет. Основные деньги делаются на массовых недорогих моделях, а смартфоны их «съели».

В то же время у конкурентов из Olympus еще недавно были серьезные проблемы, причем сразу по всем фронтам. Шестого февраля 2012 года бывший президент Olympus Цуеси Кикукава (Tsuyoshi Kikukawa) был арестован по делу о финансовых махинациях. Расследование было всеобъемлющим, а Цутоми Омори (Tsutomi Omori), возглавлявший подразделение Olympus, поставлявшее медицинское оборудование в Индию, был найден повешенным на ограждении в детском парке. Немудрено, что акции компании в таких условиях рухнули более чем на 50%.

Да и в плане разработки дела у Olympus шли невесело. Стандарт 4/3 (Four Thirds System), созданный совместно с Kodak, подразумевает ограничение размера матрицы. Кроп-фактор 2 (то есть размер сенсора в два раза меньше пленочного кадра) означал, с одной стороны, возможность создавать более компактные фотокамеры. С другой – по количеству «шумов», детализации, динамическому диапазону и другим параметрам камеры Olympus проигрывали конкурентам.

Но в Olympus нашелся тот гений (или группа гениев), который смог вычерпать всю воду из трюма и залатать пробоины. Раз мы не можем конкурировать напрямую, то надо создать свою нишу и стать лидерами там. Зеркальные камеры, которые в то время были «на коне», очень сложны технологически и дороги в производстве. Оптические, механические блоки, подвижное зеркало, видоискатель. А что если выпустить «мыльницу», но со сменной оптикой? – подумали в Olympus. Но не простую «мыльницу», которых тогда на рынке было пруд пруди, а пафосную, из хороших дорогих материалов, с элементами ретро в дизайне. И продавать это по цене полноценной зеркальной камеры. Риск? Безусловно. Но, думается, Olympus потому и решилась на этот шаг, что терять было нечего. Так появилась система micro 4/3 и целая ниша системных камер.

Но как заставить людей покупать «мыльницы» по цене зеркалок? Для производителя выгода очевидна – отказ от оптического и зеркального блоков колоссально сокращает затраты на производство, но зачем пользователям за это платить? Мы скажем, что такие камеры компактнее, легче и меньше, ну и они красивые – решили японцы. Любопытно, что в первой камере системы micro 4/3, Olympus PEN EP1, не было ни вспышки, ни видоискателя. Если установить на нее приличный объектив и вспышку, по габаритам и весу она становилась не особенно меньше «зеркалки». Но реклама, как известно, – двигатель торговли, а PEN стала эдаким атрибутом хипстеров.

©Samsung Group

На волне успеха первых моделей к системе micro 4/3 присоединилась Panasonic. Но она выбрала другой путь. Понимая, что «бодаться системами» с более крупными матрицами в плане качества фотографий не имеет смысла, разработчики сделали упор на видеосъемке. Покупатели системных камер Panasonic зачастую брали их именно как видеокамеры. И действительно, в этой ипостаси такие модели весьма хороши, и недостатки урезанной матрицы до определенной степени нивелируются.

В то же время корейская Samsung, у которой за плечами не было большого опыта в фотосфере, сотрудничала с японской Pentax, у которой опыта хоть отбавляй, а вот финансовое положение было неуверенным. Корейцы брали «зеркалки» Pentax, «допиливали» их в плане ПО, а в модели Samsung GX20 (и Pentax K20D) была уже установлена матрица корейского производства. И корейский клон был лучше оригинала японского бренда и конкурирующих моделей Sony, Canon и Nikon. Но, увидев успех Olympus, в Samsung не удержались от соблазна зайти на рынок «мыльниц» с байонетом (тип крепления объектива к фотокамере). Так сотрудничество с Pentax было прекращено, зато появилась система NX, которая, впрочем, тоже уже почила в бозе. Почему? Смартфоны производить еще дешевле, а, как уже упоминалось, львиная доля фотографий, залитых в интернет, именно ими и делается, так что Galaxy – корейское все.

©Shutterstock

История развития фотокамер Sony не менее интересна. У японцев были отдельные собственные успехи на рынке, но серьезного отдела не было. В июле 2006 года компания приобретает у Konica Minolta подразделение по разработке и производству фотокамер. В руки Sony переходят все наработки системы Alpha, которая ведет свою историю с далеких пленочных времен. Например, Sony заполучила массу пользователей – владельцев соответствующих объективов, так как они могли быть установлены на будущие зеркальные камеры Sony. Первая «зеркалка» Sony A100 была лишь немного доработанной Konica Minolta Dynax 5D.

Собственный стандарт компактных системных камер Sony создала в 2010 году – байонет получил название «E», а система – NEX. Зеркальная и компактная системы развивались параллельно, но имя Alpha было хорошо известно, и в Sony это хорошо понимали. Маркетологи подумали-подумали, и решили назвать новую полнокадровую компактную модель уже не NEX, а Alpha 7. Камера была дорогая, действительно неплохо снимала, хоть и не имела видоискателя. С тех пор «Alpha» перестала быть определением типа байонета.

При этом Sony никогда не была настолько успешна в профессиональном сегменте рынка, как Canon и Nikon, несмотря на наличие весьма удачных полнокадровых камер Sony A900/A850. Мудрые японцы снова решили идти своей дорогой и стали использовать опыт конкурентов из Panasonic. В итоге сегодня компактные системные Alpha – образцы для подражания в плане съемки видео, но и фото они делают весьма пристойные, хоть и сохранили все недостатки компактных камер – отсутствие оптического видоискателя и неудобное управление из-за маленького корпуса.

©Sony Corporation

По следам Фотофорума2017

А что же «зеркалки»? Сейчас их осталось три с половиной производителя. Это Pentax, Canon, Nikon и Sony. Последняя выпускает новые камеры с байонетом A – например, на проходившей с 20 по 23 апреля крупнейшей выставке в данной области на территории России можно было «живьем» увидеть последнюю полнокадровую модель семейства – Sony A99II. Но видоискатель у нее уже также электронный, поэтому Sony – это та сама «половинка».

Вспоминая то, как в прошлые годы можно было бродить по залам выставки день-другой, становилось печально от того, что осталось от былого величия. Причем посмотреть-то было на что, но вот площадь выставки сжалась донельзя. Также видно, у кого дела идут хорошо (или хотя бы пристойно), а у кого – из рук вон плохо. Очевидно, хуже всего дела идут у Canon, которая последние годы экономит бюджет и вообще не выставляется на Фотофоруме. Последнее время невеселое настроение царит и в стане Nikon, которая выпускает новые удачные модели, но при этом тоже в этом году решила сэкономить на рекламе.

Зато стенды Olympus, Sony и Fujifilm порадовали. Последняя, кстати, привезла на выставку первую в мире среднеформатную системную камеру Fujifilm GFX 50S. И эта компания также давно ушла из сегмента зеркальных камер. Тенденция, как говорится, налицо.

Экшн-камеры, коптеры и съемка на 360°

Другой немаловажной тенденцией, толкающей развитие рынка, является появление новых информационных технологий. Коптеры уже стали стандартом для аэросъемки различных событий и являются обязательным атрибутом для всех телеканалов. С учетом постепенно снижающейся стоимости летательные аппараты набирают все большую популярность.

©Pentax Corporation

Экшн-камеры – более зрелый сегмент, в котором в свое время главенствовала GoPro, но ошибки в новых моделях, снижение качества и развитие конкурентов поделили рынок. В этом году, кстати, продуктом года на Фотофоруме в номинации «Экшн-камера» была названа Sony FDR-X3000R.

Следующий бурно развивающийся сегмент – камеры, снимающие на 360°. Например, Samsung Gear 360, признанная на выставке лучшей. Сегодня у нас уже есть возможность за вменяемые деньги купить такую модель и снимать все, что происходит вокруг в реальном времени. Для просмотра отснятого видео можно пользоваться, например, шлемами виртуальной реальности или крутить «головой», мышкой на ПК, а для просмотра на экране обычного телевизора можно конвертировать панорамное видео в обычное. Поддержка форматов видео 360° уже стала стандартом для программ монтажа.

О перспективах

Очевидно, что фоторынок сегодня разделен на несколько крупных сегментов: профессиональный, камеры для съемки видео, «хипстерский» и развлекательный. К первому относятся зеркальные фотокамеры, а также компактные системные камеры, которые используются для съемки видео. Здесь бал правят Canon, Nikon, Sony и отчасти Pentax, хотя последняя – скорее система для увлеченных энтузиастов. Вряд ли можно ожидать здесь серьезного роста, хотя определенные перспективы открывает поддержка съемки видео в разрешении 4K. В свое время появление Canon 5D mark II всколыхнуло рынок Full HD-видеокамер, причем даже многие телеканалы перешли на съемку этой «зеркалкой». Аналогичная ситуация может сложиться и со съемкой Ultra HD. Пока эта ниша только формируется.

Появление фотокамер, умеющих снимать видео высочайшего качества, серьезно ударило по рынку видеокамер. «Снизу» их задавили все те же смартфоны, «сверху» – фотокамеры. Спрос на такие фотокамеры растет. Здесь как пример можно привести Sony A6500, A7s, Panasonic DMC-GH5EE-K. Рост будет продолжаться и дальше, но емкость рынка не особо велика, так что насыщение произойдет достаточно быстро. «Мажорный» сегмент системных компактов – наиболее лакомый кусок для компаний по причинам, описанным выше. Сегодня эти камеры успешно продают Olympus и Fujifilm, отчасти Sony. Попытки выйти на рынок активно предпринимают Canon и Nikon.

Однозначный рост ожидается в «развлекательном» сегменте. И это, пожалуй, будет главным вектором развития в ближайшее время. Там нет одного явного лидера, зато множество компаний, которые шлифуют свои продукты, пробуют новые подходы, внедряют технологии. Интересный процесс, за которым любопытно наблюдать, и именно там можно сделать хорошие деньги.

Самое читаемое
Exit mobile version