- Зачем Владивостоку спутник
- Рабочие места и развитие туризма
- Арт-кластеры и инфраструктура
- Наукограды Дальнего Востока
Зачем Владивостоку спутник
В середине февраля вице-премьер – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев подтвердил, что строительство города-спутника Владивостока начнется в ближайшее время. «Это большое событие для Дальнего Востока, для нашей страны. Мы начинаем строить новый город, у нас есть возможность строить его правильно. Инвесторы есть, они заявились на достаточно большой объем инвестирования – это сотни миллиардов рублей», – отметил чиновник.
Соответствующее соглашение Минвостокразвития, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, правительство Приморского края, ВЭБ.РФ и ООО «Про Город» подписали в 2021 году на Восточном экономическом форуме. В 2022-м специалисты приступили к разработке мастер-плана нового города. Название ему так и не придумали, решив, что он войдет в состав столицы края.
Работа на весь XXI век: Путин рассказал о развитии Дальнего Востока и Арктики
В настоящий момент все готово к тому, чтобы перейти к стадии практической реализации амбициозного проекта. Стоит отметить, что последний раз на карте Приморья новый город появился 77 лет назад: в 1947 году вышло постановление об образовании Большого Камня. Так что событие действительно знаковое.
Для города, в котором будут жить и работать 80 тыс. человек, нашли место в 30 км от Владивостока – на полуострове Де-Фриз. Это территория Надеждинского муниципального района, которая по постановлению правительства РФ в мае прошлого года включена в ТОР «Приморье». На трех участках общей площадью 1,4 тыс. га намерены возвести 2,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости, создать пешеходную зону на берегу Амурского залива. Помимо этого проектом предусмотрено рекреационное развитие полуострова в целом.
Строительство города-спутника Владивостока – один из пунктов федеральной программы поддержки экономики и социальной сферы Дальнего Востока. Генеральные мастер-планы развития более двух десятков городов разработаны с целью повышения качества жизни людей, создания новых рабочих мест, высокотехнологичных производств, подготовки научных кадров.
Внимание федеральных властей к огромному региону, занимающему 40,6% территории страны, с населением 7,9 млн человек, что составляет 5,4% от общего числа жителей РФ, в условиях переориентации внешнеторговых связей с Запада на Восток приобретает особое значение. Благодаря поддержке за последние годы некоторые субъекты ДФО вышли в лидеры по темпам экономического роста.
Характерно, что именно здесь появились одни из первых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и территорий опережающего развития (ТОР). Они призваны переформатировать структуру региональной экономики, сделав ее в большей степени промышленно ориентированной. Перемены уже происходят – наметился сдвиг в пользу третичного (сфера услуг) и четвертичного (ИТ, наука и образование и креативные индустрии) секторов экономики.
Рабочие места и развитие туризма
В федеральную программу «Новый облик городов Дальнего Востока» включены 11 краевых и областных центров, девять городов с численностью жителей свыше 50 тыс. человек, три – с населением менее 50 тыс. человек, две столицы Байкало-Амурской магистрали (БАМ) – Тында и Северобайкальск. Реновация, предусмотренная в мастер-планах, позволит улучшить условия жизни более чем 4 млн дальневосточников.
Как подчеркнул Юрий Трутнев, в ДФО «более важной программы ни по объему вложений, ни по значимости для людей сейчас не существует». В качестве точек ускоренного роста выбраны высокотехнологичные и креативные секторы экономики, в которых создаются высокооплачиваемые рабочие места.
Что сдерживает логистический бум на восточных рубежах России
Поддержка федерального центра и местных властей открывает дополнительные возможности для малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, уверенный рост в последние годы демонстрирует индустрия туризма и гостеприимства. Росстат подсчитал, что в 2023-м Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов (годом ранее – 4,8 млн). Больше всего гостей приняли Приморский край (свыше 2 млн человек), Хабаровский край (1,27 млн) и Республика Бурятия (0,8 млн).
Согласно социологическим опросам, почти 50% россиян хотели бы отправиться в путешествие на край российской земли. Реализация мастер-планов развития дальневосточных городов в среднесрочной перспективе поможет повысить привлекательность этих регионов для внутреннего и въездного туризма. Города ради этого готовы преображаться, становиться интересными и современными, удобными для местных жителей и приезжих.
Уличное искусство (стрит-арт) своими средствами решает задачу. С 2022 года столица Приморья реализует проект «Метацентры: Владивосток без окраин». Арт-объекты не только украшают город, но и расширяют географию туристических маршрутов. Любопытно, что и другие регионы ДФО – Сахалинская область, Хабаровский и Камчатский края – идут тем же путем. Это дает основание считать, что стрит-арт является хоть и не обязательным, но важным компонентом мастер-планов дальневосточных городов.
Арт-кластеры и инфраструктура
Вклад креативных индустрий, связанных с производством творческих товаров и услуг, в экономику Дальнего Востока пока неочевиден. Между тем потенциал роста огромный, о чем свидетельствует пример Якутска.
В ноябре 2022-го в городе на месте бывшего мясокомбината организовали кластер «Квартал труда». Направления деятельности компаний-резидентов – анимация, кино, компьютерная графика, фото- и видеопродакшн, дизайн, архитектура и проектирование, изобразительное и исполнительское искусство и т. д. Мастер-план Якутска предусматривает также строительство многофункционального кинопавильона полного цикла «Сахакино».
В числе других приоритетных проектов столицы Якутии на ближайшие годы – мостовой переход через реку Лену, Арктический центр эпоса и искусств, Государственная филармония Якутии. А еще студенческий образовательно-производственный комплекс «Суперкампус», комплексное развитие территории жилой застройки и благоустройство городского пространства.
Весьма оригинально составлен мастер-план развития Благовещенска. В частности, бывшие казармы в центре города решили отдать художникам, архитекторам, дизайнерам и ИТ-специалистам. В 2026-м здесь начнет работать Центр развития креативных индустрий. Ну а с китайским городом Хэйхэ, что на правом берегу Амура, областной центр свяжет трансграничная подвесная дорога. Для удобства построят даже пассажирский терминал.
Страна Арсеньева: 150 лет знаменитому исследователю Дальнего Востока
В Петропавловске-Камчатском решено создать уникальный для ДФО арт-кластер «Икра». Среди других насущных задач – строительство планетария на Никольской сопке, парка «Култучное озеро», комплексное развитие территории «Петропавловская гавань» и другие обязательные для современного и комфортного города проекты.
Другой пример – мастер-план Читы. В столице Забайкалья запланировано более 60 системных мероприятий: ремонт и строительство более тысячи объектов, замена изношенных коммунальных сетей, ввод в эксплуатацию новых мощностей теплогенерации, расселение жителей аварийных бараков и домов и т. д.
Серьезные инвестиции в строительство жилья, транспортной и энергетической инфраструктуры получат Хабаровск, Биробиджан, Южно-Сахалинск и все остальные города, участвующие в программе. В общей сложности к реализации намечено более 500 проектов. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, потребности в финансировании превышают 4 трлн руб.
Наукограды Дальнего Востока
Мастер-планы развития городов ДФО направлены также на активизацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на базе вузов. Особая миссия у Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), который справил новоселье на острове Русский в 2012 году после саммита АТЭС.
Это настоящий город будущего, где продумано буквально все. На закрытой территории расположены учебные и административные корпуса, медицинский центр мирового уровня, научные лаборатории, конференц-залы, парковые и спортивные зоны, набережная, гостиницы, предприятия общественного питания, магазины, аптеки.
В рамках национального проекта «Наука и университеты» примерно по тем же принципам в России планируют построить 17 межвузовских кампусов и университетских городков. Три из них включены в мастер-планы дальневосточных городов – Южно-Сахалинска, Улан-Удэ и Хабаровска.
Кампус «СахалинTech», базой которого станут Сахалинский государственный университет (СахГУ) и региональные научно-исследовательские учреждения, планируется открыть в 2025 году. Построят учебно-образовательный корпус, научно-лабораторный блок, библиотеку, конгресс-холл и общественно-деловые пространства. Научная специализация «СахалинTech» – зеленая энергетика, климат, аква- и марикультура.
Межвузовский кампус мирового уровня «Байкал» в Улан-Удэ возведут на острове Счастья. Здесь ученые и студенты смогут реализовывать программы и исследования в сфере ИТ, биофармации, инжиниринга, агротехнических и креативных индустрий. Отличительная черта бурятского кампуса – ориентация на обучение иностранцев, в частности, студентов из Монголии.
В Хабаровске межвузовский кампус создадут на базе Тихоокеанского государственного университета (ТГУ). Он объединит сразу пять вузов: Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ), Хабаровский государственный институт культуры (ХГИК), Хабаровский государственный университет экономики и права (ХГУЭП), Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) и филиал Всероссийского государственного университета юстиции (ВГУЮ). В учебных корпусах появятся научно-образовательные кластеры по направлениям экология и биотехнологии, строительство и урбанистика, креативные индустрии, гуманитарные и цифровые технологии.
В мастер-планах развития Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Якутска, Читы также предусмотрено строительство кампусов. Можно сказать, что на Дальнем Востоке кампусам вузов отводится роль наукоградов, не уступающих по технической и научной базе аналогичным центрам, расположенным в других регионах страны, например, новосибирскому Академгородку. Все это важно для настоящего и будущего экономики и социальной сферы, а значит, для людей, которые живут, работают и учатся за тысячи километров от Москвы.
Автор – эксперт-стратег по развитию городов и территорий