- Госзаказ для водных путей
- В приоритете скорость и комфорт
- Почему кусаются цены
- Потенциал маршрутов
- Ренессанс глиссеров и крыльев
Госзаказ для водных путей
Приоритеты развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года определены Транспортной стратегией Российской Федерации, принятой в конце 2021-го. В августе 2023-го задачи были уточнены – президент Владимир Путин дал поручение правительству «разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации».
Программа предполагает создание системы речных маршрутов общей протяженностью 6,5 тыс. км, которая соединит Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское моря, Онежское и Ладожское озера. В первую очередь надо определить основные пункты для посадки (высадки) пассажиров, ежегодные объемы перевозок, количество и типы судов, которые будут в них задействованы.
Отчаливаем: какие новинки ждут пассажиров речных и морских круизов
Задачи масштабные и требуют системной работы. Общая протяженность внутренних водных путей превышает 101 тыс. км. К важнейшим транспортным артериям относятся реки Волга, Амур, Дон, Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Кама. В эксплуатации находится более 2,2 тыс. пассажирских и грузопассажирских судов, средний возраст которых превышает 40 лет.
Существует одно обстоятельство, определяющее особую значимость именно речного транспорта для Сибири и Дальнего Востока. Здесь в меньшей степени развита наземная транспортная инфраструктура, а в некоторых районах она отсутствует вовсе. Так, в Якутии протяженность внутренних водных путей составляет около 16,5 тыс. км, в Тюменской области – почти 12 тыс. км, в Иркутской области – около 8,7 тыс. км. Протяженность же железных дорог в этих регионах – 767 км, 877 км, 2,5 тыс. км соответственно.
Очевидно, что между населенными пунктами, расположенными на берегах рек, экономически целесообразно в период летней навигации перевозить пассажиров на теплоходах, зимой – на судах на воздушной подушке. Прокладывать через тайгу и болота автомобильные дороги и железнодорожные магистрали – очень долго и крайне затратно. И большой вопрос, окупятся ли когда-нибудь эти инвестиции в принципе.
В приоритете скорость и комфорт
По предварительной информации Минтранса, внутренним водным транспортом в 2023 году было перевезено 10,7 млн человек против 9 млн годом ранее. Лидерами по приросту пассажиропотока стали Амурский, Волжский и Московский бассейны. В европейской части РФ статистику улучшают в основном туристы и отдыхающие. По Москве-реке в прошлом году на круизных и прогулочных судах совершено 2,2 млн поездок – на 22% больше, чем в 2022-м. В том числе почти 320 тыс. человек (на 35% больше, чем годом ранее) отправились в речные круизы с Северного и Южного речных вокзалов Москвы.
В 2023 году в столице появился новый вид городского общественного транспорта – электрические аквабусы
Александр Легкий/PhotoXPress.ruМежду тем Транспортная стратегия предусматривает к 2030 году почти двукратный – до 19 млн человек – рост пассажиропотока на внутренних водных путях. При этом 65,8% должны составить транспортные перевозки, 31% – экскурсионно-прогулочные, 3% – туристические. Для достижения заявленных планов предполагается построить 360 современных речных судов.
В повестке дня, в частности, восстановление скоростных пассажирских перевозок по рекам и озерам. Проект курирует комиссия Минтранса, созданная в октябре 2023-го. Задачу рассчитывают решить в несколько этапов. В качестве пилотных выбраны три региона – Нижегородская область, Республика Татарстан и Республика Чувашия. Логика понятна: местные судоходные компании уже сделали выбор в пользу скоростных пассажирских перевозок, которые при определенных условиях могут составить конкуренцию железнодорожному и автомобильному транспорту.
Развитие полноценной речной маршрутной сети, по прогнозам экспертов, позволит в 2024 году перевезти скоростными судами в Нижегородской области 150 тыс. пассажиров, в Татарстане – 180 тыс., в Чувашии – 24 тыс.
Почему кусаются цены
Сдерживает восстановительный рост речного транспорта в целом и круизного флота в частности чрезмерно высокая стоимость услуг. Самое бюджетное путешествие в 2024-м можно совершить за 5,5 тыс. руб. с человека, самое дорогое обойдется приблизительно в 310 тыс. руб. Цены зависят не только от продолжительности круиза, но и от сезона (в апреле или октябре заметно дешевле), а также от класса обслуживания.
В прошлом году судоходные компании пересмотрели расценки, увеличив их в среднем на 10–12%. Подорожание круизов стало прямым следствием роста так называемых производственных издержек. Например, в ноябре 2023-го в годовом выражении существенно выросли цены на все виды бункеровочного топлива: на судовой мазут – более чем на 80%, на дизтопливо – на 22%.
Однако, поскольку выездной туризм из-за девальвации рубля и проблем с логистикой выглядит менее привлекательным, многие россияне по-прежнему выбирают путешествия по внутренним водным путям. Среди самых популярных в период навигации 2023 года были круизы из Москвы в Петербург, на Соловецкие острова, Валаам, в Тверь, Мышкин, Рыбинск и Углич.
Потенциал маршрутов
Можно назвать благополучной ситуацию в Московском бассейне и с местными пассажирскими перевозками. В 2023 году в столице появился новый вид городского общественного транспорта – электрические аквабусы. Они совершают рейсы (причем круглый год) по двум маршрутам. Регулярное движение было открыто 20 июня. За первый месяц аквабусами воспользовались более 60 тыс. человек. История показывает, что потенциал огромный: в 1980-х по Москве-реке перевозили до 5 млн пассажиров в год, тем самым снижалась нагрузка на наземный транспорт и метрополитен.
По данным Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), в будущем аналогичные проекты планируют реализовать в 18 регионах. География разнообразная: Ленинградская, Самарская, Саратовская, Астраханская и Иркутская области, Красноярский и Краснодарский края, Крым, Якутия и Бурятия. Потребности в инвестициях оцениваются в 30 млрд руб.: 20 млрд руб. – на закупку электросудов, 10 млрд – на создание береговой инфраструктуры.
В Подмосковье в прошлом году был отмечен рост пассажиропотока на 19%. Впрочем, в абсолютных цифрах успех не столь впечатляющий: речные поездки совершили всего около 5 тыс. человек. Желающим доступны три маршрута – по Москве-реке в районе Коломны и Лыткарино, по Оке в Серпухове. Для жителей и гостей этих городов рейс по реке – не столько вариант общественного транспорта, сколько прогулочный маршрут. Люди для развлечения катаются на теплоходах, благо стоимость поездки приемлемая – 35–86 руб., а пенсионеры, дети и другие льготники билеты приобретают с 50-процентной скидкой.
Совсем не для развлечений и отдыха речные перевозки нужны жителям отдаленных регионов. Например, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах пассажиропоток за год достигает 400 тыс. человек. Судоходная компания «Северречфлот», среди акционеров которой правительства субъектов Федерации, осуществляет дальние перевозки. Так, маршрут Березово – Салехард – Мужи – Березово составляет почти 600 км, маршрут Ханты-Мансийск – Березово – Ханты-Мансийск – около 570 км. Время в пути в один конец занимает около 12 часов.
Ренессанс глиссеров и крыльев
Будущее внутреннего водного транспорта в определяющей степени зависит от выполнения программы обновления флота. Сегодня средний возраст пассажирских судов в России превышает 40 лет. На многих линиях эксплуатируются корабли советской постройки. Например, в Петербурге туристов к Кронштадту и в Петергоф возят старенькие «Метеоры». Их можно было бы назвать «последними из могикан», если бы не перемены последних лет.
В Нижегородской области с 2018-го возобновлен серийный выпуск «Метеоров». Первый теплоход, способный перевозить до 120 пассажиров на расстояние 600 км с максимальной скоростью 75 км/ч, спустили на воду 3 августа 2021 года. Судно было построено по заказу «Северречфлота» и отправилось к месту работы – на реки Иртыш и Обь. Практически одновременно скоростные пассажирские теплоходы на подводных крыльях начали возвращаться на Волгу и Дон.
Еще раньше «Метеоров», в 2014 году, нижегородские корабелы возобновили строительство мелкосидящих судов на подводных крыльях типа «Валдай 45». Они предназначены для регулярных перевозок пассажиров по малым рекам и в верховьях больших рек. Во времена СССР эту нишу занимали суда проектов «Беларусь» и «Полесье». «Валдаи» вмещают 45 пассажиров, развивают скорость до 65 км/ч, дальность плавания – 400 км. На сегодняшний день построено почти два десятка судов.
В портфеле у конструкторов и судостроителей есть и другие весьма перспективные разработки. Так, в декабре 2023-го петербургское КБ «Инженерный центр судостроения» раскрыло некоторые подробности работы над проектом пассажирских судов серии «Заря». Их предшественники – скоростные глиссирующие теплоходы класса «Р» – с 1970-х серийно строил Московский судостроительный завод. Благодаря малой осадке (всего 0,5 м) и плоскому днищу эти суда, которые не без оснований назвали речными трамвайчиками, осуществляли перевозки прежде всего по малым рекам. Для посадки-высадки пассажиров надобности в пирсе вообще не было – теплоход просто нависал носом над пологим берегом.
Уникальные технические характеристики «Зари», как и полвека назад, актуальны для организации пассажирского сообщения по внутренним водным путям в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока. Поэтому на теплоходы нового поколения судовладельцы возлагают большие надежды. Хотя, конечно, реализацией нескольких удачных проектов и восстановлением судостроителями утраченных компетенций программа обновления и развития отечественного речного пассажирского флота не исчерпывается.
Автор – доцент Финансового университета при правительстве РФ