- «Не обеспечивает качество»
- Без ЕГЭ – только по профилю
- Из портных в айтишники
- Аргументы за и против
- Когда вступит в силу
«Не обеспечивает качество»
По общим правилам, всем решившим поступать в вуз после окончания средней школы надо представить в приемную комиссию аттестат, выданный на основании результатов единого госэкзамена (ЕГЭ) по двум основным предметам – русский и математика – и двум предметам по выбору. Иногда придется пройти дополнительные вступительные испытания: экзамены или творческие конкурсы.
Два экзамена для аттестата: что меняется в правилах сдачи ОГЭ и поступления в колледж
Окончившим колледж, техникум или училище и получившим диплом о среднем профессиональном образовании с указанием приобретенной специальности и квалификации дорога к высшему образованию тоже не закрыта. Но до 2013 года поступать в вуз они могли только на основании результатов ЕГЭ, и лишь прием выпускников колледжей для обучения по сокращенным программам бакалавриата того же профиля осуществлялся по результатам установленных вузом вступительных испытаний.
В сентябре 2013-го вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ» (он действует и сейчас), который смягчил требования к этой категории абитуриентов: окончивших средние специальные учебные заведения (ссузы) зачисляют в высшее учебное заведение по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются самими вузами.
Такой подход «не обеспечивает качественный состав поступающих и не мотивирует гражданина к выбору одной специальности, по которой он будет осуществлять в дальнейшем свою трудовую деятельность», говорилось в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму в декабре прошлого года группой депутатов из всех фракций, кроме КПРФ. В апреле 2025-го он принят.
Без ЕГЭ – только по профилю
Право поступать в вуз по результатам вступительных испытаний, без сдачи ЕГЭ, останется только у тех, кто окончил колледж, направленность (профиль) которого соответствует направленности (профилю) программ бакалавриата или специалитета. Определение формы и перечня этих испытаний, а также того, насколько профиль колледжа соответствует профилю высшего учебного заведения, отдается на усмотрение вуза.
Как ставка на дешевый труд привела к сильнейшему дефициту кадров в РФ
При решении вопроса о степени соответствия, объяснял первый замглавы думского комитета по науке и высшему образованию, бывший ректор Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева Александр Мажуга (ЕР), будет проявлена «определенная гибкость». Например, выпускник медколледжа наверняка сможет пойти в педагогический университет учиться на преподавателя химии и биологии, не сдавая ЕГЭ.
В заключении профильного комитета есть ссылка на поручение президента Путина, данное им правительству еще в 2020 году: рассмотреть вопрос об установлении единых требований по приему в вузы, «независимо от формы и условий получения поступающими среднего общего образования» (в том числе в колледжах). В официальном отзыве кабинета министров на ставшую теперь законом инициативу депутатов утверждается, что она такой «единообразный прием» обеспечивает.
Новые правила, уверены в Госдуме, не приведут к негативным социальным последствиям, поскольку большая часть выпускников колледжей если и подают документы в вузы, то по профилю, а некоторые поступали в ссузы после окончания 11-го класса средней школы, то есть имеют результаты как минимум двух ЕГЭ (по русскому и математике). «Отучился на повара, а хочешь на врача поступать – сдавай ЕГЭ!» – так обрисовал суть нововведений спикер Вячеслав Володин.
Из портных в айтишники
В 2013 году поступающие в вузы выпускники средних специальных учебных заведений составляли 29% от общего приема, в 2017-м – 36%, а в 2024-м – уже 42%. Это более чем 424 тыс. абитуриентов, и почти половина из них – сразу после колледжа.
Запрос на интеллект: как изменится российское образование с развитием технологий
Правда, по данным Рособрнадзора, на дневные отделения вузов в прошлом году было зачислено лишь около 30% от общего числа выпускников ссузов, но это не имеет особого значения при определении требований к поступающим, говорится в заключении профильного комитета: «Вне зависимости от формы обучения всем лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ, подтверждающий получение соответствующего профессионального образования и квалификации». При этом, идя в средние специальные учебные заведения, около 100 тыс. выпускников школ изначально не планируют потом работать по специальности и используют колледжи и техникумы лишь для того, чтобы потом поступить в вуз без сдачи ЕГЭ, полагают в Госдуме.
«После того как на "Госуслугах" появился суперсервис "Поступление в вуз онлайн", мы обезличенно можем видеть каждого абитуриента и его путь – откуда пришел, куда поступает. Проанализировали весь массив данных за прошлый год и увидели картину по каждому направлению. Она неоднозначная», – рассказал «Профилю» Александр Мажуга.
94% идущих в медуниверситеты выпускников колледжей ранее учились по профилю, то есть на фармацевтов, медсестер, фельдшеров или акушеров (по всем направлениям, имеющим отношение к укрупненной группе «Здравоохранение»), и лишь 6% – это экономисты, юристы, технологи, «есть и живописцы, и портные, и автомеханики», говорит Мажуга.
Из числа выпускников ссузов, поступающих на юридические факультеты, по профилю ранее учились 70%, среди выбирающих IT-специальности – от 65% до 70%. Зато среди выпускников, получивших специальности, связанные с транспортом, сельским хозяйством, сферой образования, в профильные вузы подали документы лишь около 50%.
Аргументы за и против
«Подавляющее большинство медицинских и технических университетов давно принимают студентов на базе среднего профобразования в соответствии с профилем. Единичные случаи можно было вполне урегулировать и так», – заявил на пленарном заседании Госдумы первый замглавы профильного комитета Олег Смолин (КПРФ).
Действительно, и сегодня закон позволяет высшим учебным заведениям установить форму вступительного испытания для выпускников колледжей и техникумов, пояснил «Профилю» Мажуга: «Могут даже сказать, что берут только по результатам ЕГЭ, такие вузы есть, например Московский физико-технологический институт (МФТИ)». Но если речь заходит о не пользующихся популярностью у абитуриентов региональных вузах, на первое место у их руководства выходит необходимость обеспечить набор и сохранить бюджетное финансирование на прежнем уровне, что с жесткими требованиями к абитуриентам не всегда сочетается.
Экспертное сообщество, объединения ректоров и сообщества родителей школьников поддерживают новые правила, говорят в Госдуме. По словам Мажуги, «было достаточно много обращений родителей одиннадцатиклассников, которые оказывались в неравных условиях с теми, кто шел в вузы после колледжей, и их можно понять. Вы учитесь в школе, готовитесь и сдаете ЕГЭ, а при поступлении в университет не выдерживаете конкуренции с выпускником колледжа с, возможно, более слабой общеобразовательной подготовкой, который ЕГЭ не сдавал».
Категорически против нововведений выступила в Госдуме только фракция КПРФ. Среди негативных последствий коммунисты называли расширение сферы применения ЕГЭ и рост доходов репетиторов, к которым придется обращаться желающим поступить в непрофильный вуз. «По специальности трудятся всего 76% выпускников вузов, а после колледжей – лишь 62%, причем если говорить о рабочих специальностях – 56%. Неужели кто-то думает, что, если мы ограничим право на высшее образование, трудоустройство по специальности увеличится?» – спросил на пленарном заседании Олег Смолин.
Когда вступит в силу
Ведущий специалист Управления дополнительного образования МГУ им. М. В. Ломоносова Тимофей Воронин оценивает принятый закон положительно. «Несмотря на многочисленную критику, ЕГЭ уравнивает шансы школьников на поступление в ведущие вузы и регионов, и страны, так как при проведении вступительных испытаний нельзя полностью исключить фактор субъективной оценки. К тому же подобные испытания проводятся только в очном формате, что в некоторых случаях требует больших транспортных расходов от абитуриентов», – сказал Воронин «Профилю». По его мнению, вступительные экзамены заменить ЕГЭ полностью не могут, хотя это «весьма эффективный дополнительный инструмент проверки качества знаний абитуриентов».
Горе от диплома: почему российское образование не может обеспечить экономику специалистами
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов тоже считает закрепленную в законе меру в принципе правильной. «Значительная часть тех, кто боится сдавать ЕГЭ, решали проблему таким способом: пойти в колледж, а потом в вуз, – объясняет он. – И надо, конечно, эту историю прерывать». Однако получение среднего специального образования не лишает человека права «изменить свой профессиональный трек», напоминает эксперт: «Всякое бывает: отучился – и понял, что не его». Вот только после колледжа сдать ЕГЭ значительно сложнее, ведь общеобразовательные программы в школах и ссузах различаются, к тому же для поступления в вуз нужно на два экзамена больше.
Принятый закон вступит в силу с 1 сентября 2025-го, то есть приемная кампания 2026 года пойдет уже по новым правилам. Тем, кто оканчивает сейчас 11-й класс и собирался сдавать два госэкзамена, чтобы пойти в колледж, а уже оттуда – в вуз по другому профилю, не повезло. А те, кто оканчивает колледж и собирается в вуз не по профилю, можно сказать, вскочат в последний вагон.
Добавим, что в думском комитете по науке и высшему образованию обещают проанализировать результаты приемной кампании 2026 года и при необходимости сделать соответствующие выводы.