Минус 2500 евро на человека
Первыми от пандемии пострадали корпоративные подарочные бюджеты. Около 20% компаний, которые раньше одаривали своих сотрудников на Новый год, решили от этого отказаться. Еще 15% купят подарки только для некоторых работников и важных партнеров.
Впрочем, и им, скорее всего, достанутся довольно скромные подношения. «Дарить статусные подарки ради подарков уже не модно – так же, как, например, не модно ходить в шубе. Сейчас в тренде – минимализм, экологичность, креатив и персонализация», – говорит эксперт в области экологии и устойчивого развития, руководитель проекта +1Город Ксения Топоркова.
Многие международные игроки, работающие в РФ, уже давно отказались от ценных подарков и ограничили их предельную стоимость. «В нашей компании – как в России, так и в мире, – действуют строгие комплаенс-правила, согласно которым нельзя дарить подарки дороже определенной суммы. Для разных стран и городов установлен свой лимит», – рассказывает бренд-менеджер Orange Business Services в России и СНГ Ирина Ерохова.
Добавить в вишлист: необычные гаджеты, которые будут актуальны в 2021 году
Дарить чрезмерно дорогие подарки в бизнес-среде вообще не рекомендуется, подтверждает специалист по деловому этикету и протоколу Анна Фокина.
В условиях всеобщего минимализма одним из немногих способов поощрить VIP-партнеров, клиентов или сотрудников были люксовые путешествия. Но и они пошли под нож из-за пандемии.
«Около 10 лет я сотрудничала с крупными немецкими заводами, которые поощряли руководителей дилерских сетей, топ-менеджеров участием в ежегодной конференции за рубежом. Но, по сути, конференция представляла из себя один день семинара и шесть дней отдыха в различных уголках нашей планеты – на Бали, в Бразилии, на Ямайке и так далее. Средний чек на подарок был 2500 евро», – рассказывает исполнительный директор Vinpearl Travel RU Екатерина Голубева. По ее словам, 2020-й – первый год, когда топ-менеджеры никуда не поехали.
Презенты, приготовленные коллегам и партнерам на этот раз, не сравнить с путешествием в экзотические страны. Среди подарков, о которых рассказали «Профилю» в российских и международных компаниях, – подушки с креативными надписями, кормушки для птиц, ручки и экопосуда из переработанных материалов, дизайнерские сувениры в виде животных, а также благотворительные сертификаты.
Для главных людей
Одаривать друг друга россияне в этом году тоже будут реже, чем раньше. Доля тех, кто никому ничего не собирается дарить, выросла с 11% до 15%, показал опрос сервиса SuperJob.
В первую очередь без подарков останутся коллеги: для них готовят презенты только 6% опрошенных против 12% в прошлом году. В условиях удаленки такое сокращение вполне ожидаемо: еще неизвестно, когда будет шанс вручить коллегам сувениры. Однако вместе с коллегами подарков лишилась и часть друзей (их планируют одаривать 17% вместо 24% годом ранее), а также некоторые родственники и вторые половинки.
Почти не пострадала от кризиса только одна категория подарков – себе любимым. В 2019 году потратиться на это планировали 11% респондентов. На фоне коронакризиса цифра почти не изменилась: баловать себя под Новый год собираются 10% россиян. Чаще всего о таких планах говорят женщины и молодежь. «Любовь к себе – островок стабильности в нашем беспокойном мире», – цитируют исследователи респондентов.
Зато гульнем
Оценки по поводу того, сколько денег граждане потратят на подарки, различаются от опроса к опросу. По данным SuperJob, в среднем по стране расходы составят 11,8 тыс. рублей – на 1,7 тыс. рублей меньше, чем в прошлом году. Бюджет меняется от региона к региону. Если в Москве он достигает 16 тыс. рублей, то в Уфе и Волгограде – не превышает 11,3–11,4 тыс.
Похожие цифры приводит Deloitte. По подсчетам экспертов, расходы на подарки сократятся с 10,98 до чуть более чем 10 тыс. рублей.
Однако большинство граждан потратят намного меньше. 59% опрошенных хотят уложиться в сумму до 5 тыс. рублей, показало исследование «Авито». Примерно каждый пятый запланировал подарочный бюджет в размере от 5 до 10 тыс. рублей. И только 12% готовы выложить больше 10 тыс.
В любом случае эти бюджеты довольно далеки от того, что жители страны на самом деле мечтают получить на Новый год. Рейтинг самых желанных подарков возглавляют автомобиль, недвижимость и отпуск. А вместо них под елкой окажутся сладости, сувениры, подарочные сертификаты, алкоголь и, в лучшем случае, гаджеты.
Но несмотря на разрыв между мечтами и кризисными реалиями, граждане намерены как следует проводить 2020-й. Сокращая траты на подарки, они увеличивают расходы на новогодний стол. Из праздничного бюджета в этом году на подарки пойдет только 40%, на само застолье – 44%. А то немногое, что останется, россияне потратят на развлечения.