Профиль

Педагогическая дилемма: почему учителя не хотят работать в школах

Профессия учителя сегодня не считается престижной, отсюда хронический дефицит кадров в системе среднего образования. Решить проблему пока не удается, несмотря на усилия властей и высокий конкурс в профильные вузы. Почему дипломированные педагоги не стремятся работать в школе?

Учитель достает из коробки геометрические фигуры в классе математики

©Александр Кряжев/РИА Новости
Содержание:

С чувством кадрового голода

Существуют разные оценки потребности учреждений среднего образования в кадрах. Вице-премьер Татьяна Голикова исходит из того, что дефицит составляет порядка 11 тыс. человек. Со своей стороны, сотрудники Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС пару лет назад говорили, что школам требуется более 250 тыс. педагогов.

Перспективы удовлетворения кадрового голода неочевидны. Хотя педагогические вузы ежегодно выпускают около 73 тыс. учителей, только 33–34 тыс. из них начинают работать по специальности. Причем для некоторых трудоустройство в школу – решение временное и в чем-то вынужденное. В дальнейшем одни видят себя чиновниками, другие – менеджерами частных или государственных компаний, третьи – предпринимателями.

Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева, в прошлом глава Минобразования, объясняет происходящее перекосами в подготовке учительских кадров. Не так давно РАО провела анализ 2,5 тыс. образовательных педагогических программ 150 вузов. Выяснилось, что 55% программ относятся к гуманитарному направлению. Ну а гуманитарии без особых проблем могут найти себе работу где угодно.

Таким образом, высокий конкурс в пединституты 2023 года – 905 тыс. заявлений, поданных в приемные комиссии, 12 человек на место – сам по себе не свидетельствует о возвращении былого престижа профессии учителя в масштабах страны. Исключение – отдельные регионы, такие как Москва или Тюменская область, где четыре из пяти выпускников педагогических вузов действительно устраиваются на работу в школы. В большинстве же субъектов Федерации картина прямо противоположная.

Текучая ситуация

Официальные оценки на этот счет противоречивы. Так, ряд СМИ со ссылкой на февральский отчет Минпросвещения недавно сообщили, что в прошлом году уволились 193,5 тыс. учителей (14% от общей численности). Тем самым, мол, был обновлен антирекорд 2017 года, по итогам которого этот показатель составлял 141,8 тыс. Пресс-служба министерства разъяснила, что сам по себе факт увольнения еще не означает уход из профессии. За этим может стоять, например, смена места работы (в частности, трудоустройство в другую школу) или повышение в должности (учитель становится замдиректора).

Не жалейте денег: почему государство не должно скупиться на зарплаты бюджетникам

Действительно, в 2023 году на работу в школы взяли более 198 тыс. педагогических работников, следовательно, баланс сохранился положительный. Однако даже с учетом этого нельзя не признать: текучесть кадров чрезвычайно высока, что объективно свидетельствует о наличии системных проблем с комплектованием педагогических коллективов.

Признаки стабилизации ситуации были отмечены, пожалуй, только в 2020-м. В период пандемии COVID-19 отток учителей приостановился по объективным причинам. Школы перешли на дистанционную работу, что частично сняло избыточную бюрократическую нагрузку с педагогов. Кроме того, достаточно сложно менять работу, когда действует режим самоизоляции, а значит, нельзя попасть на очное собеседование к новому работодателю.

Свою роль сыграла и программа «Земский учитель», запущенная в том же году, по которой педагогам, проработавшим в сельской школе не менее пяти лет, стали выплачивать по 1 млн руб. Материальное стимулирование понадобилось для того, чтобы исправить дисбаланс на рынке труда. По данным Минпросвещения, в 2018–2022 годах количество учителей в городских поселениях росло, тогда как в сельской глубинке снижалось.

Не числом, так умением

Слова Татьяны Голиковой о том, что в школах не хватает всего 11 тыс. учителей, требуют разъяснения. Возможно, вице-премьер не учитывает, что педагоги работают фактически за двоих – в среднем каждый на 1,8 ставки. К этому их вынуждает не столько наличие свободного времени, сколько низкие зарплаты. И хронические переработки явно не лучшим образом влияют на качество учебного процесса.

Молодежь трудиться на износ не настроена, что косвенно подтверждает возрастная структура школьных коллективов. Из примерно 1,3 млн учителей лишь 10% – в возрасте до 30 лет и 10,2% – в возрасте 30–40 лет. Получается, что почти 80% педагогов уже разменяли пятый десяток. Среди них значительное число пенсионеров, которые продолжают учительствовать.

В свое время Ольга Васильева, ссылаясь на прогнозы, предупреждала, что к 2029-му учителей моложе 30 лет может остаться не более 6%. Если оперативно не предпринять меры, то в течение 10–15 лет кадровый голод в системе среднего образования обострится настолько, что преподавать некоторые предметы будет некому.

Затянувшийся эксперимент: получится ли платить бюджетникам больше при изменении системы оплаты труда

Меньше всего держатся за свое место учителя начальных классов: за последние 6–7 лет количество увольнений увеличилось на 70%. На втором месте – преподаватели русского языка и литературы (рост числа увольнений на 48,8%), на третьем – учителя биологии (41,7%). Топ-5 замыкают преподаватели математики (39,8%) и физической культуры (35,9%). Примечательно, что 93% учителей уходят по собственному желанию.

Наиболее остро проблема стоит в Астраханской области, Адыгее, Ленинградской области, Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Кадровый кризис, как представляется, связан в том числе с перманентной сменой министров образования. Если за три года в Астраханской области сменились три руководителя ведомства, то стоит ли ждать постоянства от школьных учителей?

В списке причин большой текучести кадров педагогических работников – огромный документооборот. Бюрократическую нагрузку обещали уменьшить, но реальных перемен до сих пор не произошло. Кроме того, на учителей оказывает давление администрация школы, а родители и ученики относятся подчас пренебрежительно. Падение престижа профессии – в чем-то закономерная реакция общества на попытку властей поставить школьное образование в один ряд с другими бесплатными и платными услугами.

Зарплата в рублях и процентах

Что касается системы оплаты труда, то в процентах картина вроде бы оптимистичная. Среднемесячная заработная плата педагогических работников, реализующих программы общего образования в государственных (муниципальных) организациях, в 2022 году в 80 регионах достигла целевого значения – 100% от размера среднемесячной заработной платы. При этом допускается пятипроцентное отклонение от целевого показателя. Только пять субъектов Федерации с «домашним заданием» не справились: Коми (зарплата учителей составляет 94,1% средней зарплаты по республике), Карачаево-Черкесская Республика (92,9%), Ненецкий автономный округ (92,7%), Томская область (91,8%), Забайкальский край (76,7%).

В абсолютных цифрах среднемесячная зарплата учителей выросла с 45,2 тыс. руб. в 2021 году до 49,7 тыс. руб. по итогам 2022-го. Формально это соответствует 98% среднемесячной заработной платы в экономике. В реальности все сложнее, что подтверждает исследование межрегионального профсоюза «Учитель», опубликованное осенью 2023 года (есть в распоряжении редакции).

Авторы утверждают, что в 40% регионов оклады (ставки) педагогических работников, не имеющих стажа и категории, колеблются в диапазоне от 3420 до 9580 руб., в 39% – от 9668 до 14 091 руб., в 9% – от 14 449 до 16 157 руб. Чтобы выжить, учителя, как было сказано выше, работают на 1,5–2 ставки. Выручает и классное руководство (доплата установлена в размере 5 тыс. руб.), кто-то подрабатывает репетиторством.

Отдельный разговор – несовершенство современной системы образования. Учебные программы перегружены, а об индивидуальном подходе говорить проблематично, когда в классе 30 и более учеников с разным уровнем знаний. Существующие методы оценки успеваемости школьников, а значит, и труда учителя далеки от совершенства. В результате творческий подход заменяет рутина. И как после этого удивляться, что педагоги ищут применение своим талантам где угодно, только не в школе?

Автор – доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Самое читаемое
Exit mobile version