Профиль

Бизнес на сохранении

©

Закон сохраняет на период до 2019 года включительно тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленные на 2016-2018 годы для основной категории плательщиков, в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 10% — сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Как отмечается в сопроводительных документах к законопроекту, его реализация приведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2019 году в размере 805,97 миллиарда рублей, а установление тарифа в размере 10% от сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, напротив, увеличит объем поступлений на финансирование страховой пенсии в 2019 году на 318,17 миллиарда рублей. «Таким образом, реализация законопроекта потребует выделения средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2019 году в размере 487,8 миллиарда рублей», — говорится в финансовом обосновании проекта закона.

«Вообще, тариф по страховым взносам составляет 26%, но несколько лет назад решили, что это очень высокая ставка, и временно установили компромиссный вариант — 22% — в пределах налогооблагаемой базы, а сверх этого брали еще 10%, и в 2016 году, например, эти выпадающие доходы составляли 350 миллиардов рублей. Поскольку в правительстве делают прогнозы на будущее, то правительство определило выпадающие доходы между тарифом 26% и 22% в размере 800 миллиардов рублей, но эти самые 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, которые также оставили на прежнем уровне, наоборот, приносят бюджету 318,17 миллиарда рублей, поэтому в совокупности выпадающие доходы составляют 487,8 миллиарда рублей. Как раз эти 487,8 миллиарда и будут трансфертом, покрывающим эти выпадающие доходы», — пояснил «Профилю» заместитель директора института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Юрий Горлин.

Эксперт подчеркнул, что, невзирая на то, что изначально система была сбалансирована на тариф в 26%, всему бизнесу дали льготу, и он уже на протяжении нескольких лет платит 22% в пределах базы и 10% сверх базы. Помимо этой преференции, есть еще и другие отраслевые льготы для малого бизнеса, ИТ-сферы и СМИ. В 2016 году они обошлись бюджету в 50 миллиардов. «Все эти льготы, как правило, компенсируются за счет трансферты федерального бюджета. Это не столько поддержка пенсий, сколько бизнеса, промышленной и любой другой политики. То, что тариф остался на прежнем уровне, для бизнеса хорошо, но возместят эти деньги бюджету простые граждане», — отметил он. По мнению Горлина, любая субсидия или льгота не только искажает систему рыночного ценообразования, но и приводит к нерыночным ценам, что, в общей сложности, ведет к нерезультативному принятию решений и снижению эффективности. «Скорее всего, когда давали эти льготы, рассуждали с точки зрения того, что бизнес еще больше уйдет в тень. Возможно, этим компенсируются некие провалы в администрировании. Любое льготирование в итоге выливается в перекрестное субсидирование. Получается, что все общество субсидирует не только бизнес, но и дополнительно к этому еще и его отдельные виды, поскольку есть те, кто платит совсем по маленьким ставкам — еще ниже 22%. Это представители ИТ-сектора, индивидуальные предприниматели и некоторые другие. Бизнесу, конечно, легче: он платит меньше и становится более конкурентоспособным, но нужно учитывать, что за это в итоге заплатят все остальные», — подчеркнул он.

Самое читаемое
Exit mobile version