Профиль

Половинчатые меры

Российские власти возобновили программу утилизации для авто старше 6 лет, она продлится до конца этого года. С ее помощью правительство планирует поддержать отечественный автопром. Согласно последним прогнозам, по итогам года автопродажи упадут на 12-18% по сравнению с благополучным 2013-ым.

©

Еще летом представители индустрии обратились в правительство с предложением возобновить программу утилизации и получили поддержку. Как сообщил Дмитрий Медведев, при сдаче старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый автовладельцы смогут получить скидки: до 40 тысяч рублей на легковые автомобили и до 350 тысяч — на грузовые. Утилизации подлежит любой автомобиль старше шести лет. Программа будет распространяться как на физических, так и на юридических лиц. По оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, в 2014 году это позволит дополнительно продать до 170 тысяч автомобилей.

Первая «антикризисная» программа утилизации автомобилей стартовала в 2010 году. Тогда по прошествии года было реализовано 489,4 тысяч автомобилей. «Можно констатировать, что программа оказалась более чем успешной, — вспоминает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. — Однако не стоит забывать о том факте, что тогда были совершенно другие экономические реалии. Сейчас эта инициатива может не оправдать ожиданий». По словам директора департамента корпоративных финансов QB Finance Николая Михайлова, в рамках программы удастся продать около 120 тысяч автомобилей из-за замедления экономики. «Поэтому эффект будет не таким большим, как полагают власти, — говорит эксперт. — Сейчас люди откладывают крупные покупки из-за неуверенности в завтрашнем дне, непонятно, что будет с работой, к тому же люди только что вернулись из отпусков».

По мнению аналитиков, ключевым препятствием для развития авторынка выступает ухудшение условий по кредитованию, а потребительские кредиты за последнее время существенно возросли в цене. С учетом того, что настоящие трудности для российского банковского сектора еще впереди, можно ожидать еще большего удорожания стоимости ссуд.

Поэтому более существенное влияние на покупательский спрос могла бы оказать программа льготного кредитования, в рамках которой государство могло бы компенсировать банкам весомую часть процентной ставки по автокредитам. Она действовала до начала этого года и давала возможность получить кредит на машину стоимостью до 750 тысяч рублей, по ставке ниже рынка (порядка 5% годовых). По словам экспертов, неплохими результатами 2013 год обязан именно этой программе, однако минпромторг не посчитал нужным ее возобновить. «Для получения большего эффекта от программы утилизации как раз было бы необходимо параллельно запустить льготную программу автокредитования. Сумма за сданный в утиль автомобиль могла бы пойти в качестве первоначального взноса на покупку нового авто, а льготная ставка по кредиту сделала бы покупку выгодной, но власти решили предпринять половинчатые меры», — считает аналитик BGM-групп Александр Шпалин.

К тому же эксперт не исключает, что саму программу утилизации необходимо будет продлить и на следующий год, поскольку фактически в регионах она сможет заработать в лучшем случае только через месяц: сначала деньги будут поступать в регион в виде субсидии, и только потом перечисляться автодилеру. Тем временем из-за спада ликвидности банки одобряют только заявки от высококлассных заемщиков, и автокредиты получает все меньшее число людей. По мнению Александра Шпалина, в результате эффект от господдержки будет несущественным: падение рынка новых автомобилей по итогам года лишь немного не достигнет прогнозируемого ранее уровня и составит 12-14%.

Самое читаемое
Exit mobile version