Профиль

Попробуй догони: когда начнут штрафовать нарушителей на электросамокатах

С каждым годом на улицах городов появляется все больше электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Пешеходы свое отношение к ним в основном определяют словами «бесит» и «запретить». О необходимости ужесточения ответственности говорят и в Госдуме. Комплексно решить проблемы СИМ на федеральном уровне в этом году в России, похоже, не получится. А вот законопроект о штрафах за нарушения ПДД водителями СИМ может быть принят, хотя полноценно заработает лишь после введения обязательной регистрации всех такого рода транспортных средств.

Сотрудник ДПС во время оформления протокола с водителем самоката

© Александр Казаков/Коммерсантъ/Vostock Photo
Содержание:

Изменения в ПДД и КоАП

1 марта 2023 года в Правила дорожного движения (ПДД) был внесен термин «средства индивидуальной мобильности». К ним относятся электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, электровелосипеды и иные транспортные средства, имеющие одно или несколько колес и электрический двигатель. Обычные самокаты, велосипеды, скейтборды и роликовые коньки под это определение не подпадают. Для управления СИМ водительские права не нужны.

Куда всё катится: как средства индивидуальной мобильности изменили жизнь горожан

Раз появились ПДД для средств индивидуальной мобильности, должна быть и ответственность за их нарушение. Осенью прошлого года правительство утвердило подготовленную Минтрансом дорожную карту – план мероприятий по дополнительному регулированию развития и безопасного использования СИМ. Первым значился пункт о разработке и принятии к 29 декабря 2023-го закона о внесении изменений в Кодекс административных правонарушений (КоАП). Но лишь 17 апреля 2024 года в Госдуму был внесен проект на эту тему, имеющий шансы быть принятым: группа сенаторов предложила дополнить КоАП шестью новыми статьями и внести изменения в 12 действующих статей.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что с 2020 года число средств индивидуальной мобильности в России увеличилось в пять раз. На начало 2023-го насчитывалось больше 750 тыс. единиц СИМ, в том числе в прокате – 192 тысячи (из них в Москве – 40 тыс.). Более свежих данных нет.

Журнал «Безопасность дорожного движения» (издание МВД) в марте 2024-го опубликовал такие данные: за прошлый год аварийность с участием СИМ выросла более чем втрое (до 3,1 тыс.), число раненых в таких ДТП также увеличилось втрое (3177 человек), число погибших – более чем в два раза (43 человека). Один из погибших был пешеходом, остальные – водители СИМ.

Помеха для пешеходов и автомобилей

По мнению сенаторов, за езду на электросамокатах и прочих средствах индивидуальной мобильности весом больше 35 кг по тротуарам и пешеходным зонам нужно штрафовать на 3–3,5 тыс. рублей. За пересечение проезжей части с нарушением ПДД (то есть за проезд на СИМ по пешеходному переходу) – на сумму от 2 до 2,5 тыс. рублей. Такие же штрафы, по мнению сенаторов, надо вводить для водителей СИМ за «создание помех» на тротуарах и пешеходных дорожках в парках. За превышение скорости будет грозить штраф на сумму от 500 руб. до 5 тыс. рублей, а за управление СИМ в состоянии опьянения и отказ от медосвидетельствования – на 20–30 тыс. рублей.

В каких-то случаях законопроект приравнивает СИМ к другим транспортным средствам, а в каких-то – к пешеходам. Например, штрафовать самокатчиков за невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке планируется на те же 500–800 рублей, что и автомобилистов. Но за оставление места ДТП наказанием для них будет штраф 4–5 тыс. рублей, а не лишение прав на год-полтора либо арест до 15 суток. Зато, как и пешеходам, водителям СИМ разрешено при соблюдении правил двигаться по тротуарам.

Самокатный полк: в России ищут способы регулирования рынка СИМ

«Законопроект направлен на дифференциацию и конкретизацию мер административной ответственности с учетом характера совершенного нарушения», – объяснил «Профилю» один из авторов инициативы, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. По его словам, целью введения наказания являются предупреждение совершения новых правонарушений и обеспечение безопасности пешеходов.

Администрировать штрафы будет полиция. Одновременно предусмотрена возможность передачи части полномочий по рассмотрению некоторых категорий дел органам власти регионов.

Правительство поддержало сенаторов, предложив, впрочем, соотнести размер штрафов со степенью общественной вредности соответствующих правонарушений и дополнительно проработать вопросы о способах фиксации нарушений и их пресечения.

Кстати, в Госдуме с конца февраля лежит, дожидаясь официального отзыва правительства, еще один законопроект о внесении изменений в КоАП. Его подготовила Мосгордума: столичные власти хотели, чтобы наказания для нарушителей на СИМ вступили в силу к началу нового сезона – 1 апреля 2024 года. Не вышло.

Штрафы сейчас – регистрация потом

Внесения изменений в КоАП недостаточно для ужесточения ответственности пользователей мобильных средств передвижения. Существует проблема с регистрацией СИМ, напомнил в разговоре с «Профилем» сенатор Андрей Кутепов. Еще в декабре прошлого года по итогам обсуждения в комитете СФ по экономической политике в правительство были направлены развернутые предложения на эту тему.

«В числе вопросов, требующих решения, мы указали разработку механизма идентификации пользователей СИМ и возможность их верификации через Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также разработку правовой базы, предусматривающей в том числе создание реестра учета СИМ и установление требований по регистрации в этом реестре», – рассказал Кутепов. Тема идентификации пользователей СИМ, продолжает он, поднималась и в Законодательном собрании Санкт-Петербурга в связи с обсуждением вопроса о страховании в этом сегменте.

Но из дорожной карты и плана законопроектной работы правительства на 2024 год следует, что Минтранс должен представить соответствующий проект лишь к декабрю. Внесения его в Госдуму стоит ждать только в марте 2025-го.

Привязка к местности: какую дорожную инфраструктуру нужно создать для электросамокатов

Между тем свой законопроект об обязательной регистрации и арендных, и частных электросамокатов с обязательным присвоением им регистрационного номера еще прошлой осенью внесли в Госдуму депутаты-справороссы. Но профильный комитет по транспорту, признав тему актуальной, предложил его отклонить и подождать правительственный вариант. Один из авторов инициативы, Михаил Делягин, посетовал: пока Минтранс подготовит свой законопроект, будет искалечено несколько сотен человек, а кто-то погибнет.

«Классическая история, когда 40-летний мальчик в пятницу вечером заходит в бар, а в два часа ночи субботы выходит из бара, ломает свой самокат о проходящую мимо женщину и идет домой. И доказать нельзя ничего», – говорит Делягин. Впрочем, даже без введения обязательной регистрации принятие закона о штрафах даст положительный эффект, считает депутат: «Кто-то будет бояться на всякий случай – что лицо узнают по камере».

«Принимая во внимание рост аварийности с участием самокатов и общественный запрос на запрет их использования на тротуарах, административную ответственность за нарушение ПДД необходимо установить уже сейчас», – уверен Андрей Клишас. По его словам, и без регистрации сотрудники полиции смогут выписывать штрафы при непосредственном выявлении нарушения, а «в дальнейшем в отраслевое законодательство и ПДД будут внесены изменения о фото- и видеофиксации таких нарушений».

Медленно, но верно

Не дождавшись федерального регулирования, власти крупных городов пытаются в сотрудничестве с кикшеринговым бизнесом упорядочить стихию своими средствами. Например, в Москве арендные самокаты стали оснащать номерными знаками. Количество «медленных зон» в парках и пешеходных пространствах увеличено с 250 до 300. В конце апреля к ним добавились еще 20 улиц, где вблизи ночных ресторанов, кафе и баров скорость арендованных самокатов будет автоматически снижаться до 10 км/час (с понедельника по среду с 20.00 до 03.00, с четверга по воскресенье – с 18.00 до 03.00).

28 апреля глава Дептранса столицы Максим Ликсутов объявил, что за месяц с начала сезона арендаторы СИМ получили 15 тысяч штрафов за проезд по пешеходному переходу, парковку в неположенном месте, езду на одном самокате вдвоем и другие нарушения ПДД и условий договора аренды.

Владельцев частных самокатов пока не штрафуют – нет юридических оснований. Пробелы в законодательстве остаются, говорит адвокат Елизавета Селезнева, но это вопрос времени, и уже в скором будущем они будут заполнены.

Впрочем, пробелы есть не только в законодательстве: на всю страну построено около 5 тыс. км велодорожек, приоритетных для движения в том числе СИМ. Для сравнения: в Германии – около 80 тыс. км таких выделенных дорожек.

Самое читаемое
Exit mobile version