Профиль

Путешествие непреодолимой силы

Неожиданное прекращение авиасообщения с Египтом поставило российский турбизнес и самих туристов в крайне тяжелое положение. По самым скромным оценкам, убытки ведущих туроператоров в ближайшие месяцы могут составить более $200 млн, а потери простых граждан из-за пропажи уже выкупленных туров вообще пока никто не считал. При этом правительство так пока и не определилось, в каком масштабе и как именно будет и будет ли вообще оказана помощь туристической отрасли из-за закрытия самого популярного направления зимнего отдыха. Эксперты не исключают, что в перспективе это может привести к новой серии банкротств крупных туристических компаний.

©

Решение российского руководства прервать авиасообщение с Египтом в самом начале зимнего сезона отпусков бесповоротно поломало привычный уклад жизни отечественного туристического бизнеса и самих туристов. Даже через неделю, прошедшую с подписания соответствующего указа президента Путина, никто толком не смог оценить наиболее вероятные последствия и даже масштабы произошедшего. Одни судорожно подсчитывали количество потерянных клиентов и «зависших» в Египте капиталов (счет идет на сотни миллионов долларов), другие лихорадочно искали способы спасения денег, уже заплаченных за путешествия к Красному морю, или альтернативы запланированному отдыху.

При этом перспективы для всех рисовались крайне туманные. Чиновники в ответ на просьбы турбизнеса о компенсации убытков выдвигали порой самые невероятные предложения вроде проектов по созданию альтернативы Египту в Крыму или компенсации «египетских потерь» за счет субсидий в развитие внутрироссийского туризма, включая маршруты «Золотого кольца». Простые же граждане гадали, может ли указ президента относиться к форс-мажорным обстоятельствам (что делает маловероятным получение даже символических компенсаций за пропавшие туры), а также оценивали, на сколько порядков дороже зимний отдых в других теплых, но куда более далеких странах.

Единственное, что уже очевидно, – с Египтом россиянам приходится прощаться довольно надолго. Об этом представители правительства, включая премьера Медведева, заявили не раз. Изначально поводом для прекращения полетов в Египет стала катастрофа российского лайнера А‑321 авиакомпании «Когалымавиа», разбившегося 31 октября на севере Синайского полуострова во время рейса из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Хотя официально причина трагедии до сих пор не названа, по основной версии – на борту самолета была заложена бомба. В связи с этим российская сторона сначала объявила мораторий на полеты в Египет до окончания расследования катастрофы А‑321, а 8 ноября президент Путин своим указом ввел запрет на авиаперевозки в Египет уже вообще «в целях обеспечения национальной безопасности РФ, защиты граждан РФ от преступных и иных противоправных действий». Чуть позже министр транспорта пояснил, что египетская сторона оказалась не в состоянии обеспечить в аэропортах уровень безопасности международного класса. Глава администрации президента Сергей Иванов, со своей стороны, уточнил: «За неделю, как утверждают некоторые СМИ, изменить систему безопасности во всех аэропортах, куда летают российские самолеты, невозможно. На это требуется несколько месяцев».

Египетская арифметика

Первой проблемой, с которой столкнулись российские чиновники после прекращения авиасообщения с Египтом, стала такая простая вещь, как подсчет находящихся в этой стране туристов, которых теперь надлежало безопасно отправить на родину. Как оказалось, в онлайн-режиме ранее никто этим не занимался.

По данным Ростуризма, в 2014 году Египет с туристическими целями посетили 2,56 млн россиян, в первом полугодии 2015‑го – 1,055 млн. По оценкам экспертов, в среднем из России туда вылетали по 50 тыс. туристов в неделю или 200–250 тыс. в месяц. Причем в условиях кризиса Египет стал самым популярным туристическим направлением, опередив Турцию. Так, по данным агентства «ОнлайнТур», на него пришлось 34% всех проданных этой осенью путевок (для сравнения: 15% – на Турцию, 10–12% – на Таиланд, по 8% – на ОАЭ и Вьетнам).

Поначалу в СМИ фигурировали противоречивые оценки российского присутствия в Египте: глава Ростуризма Олег Сафонов назвал цифру 45 тыс. человек, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе – 70 тыс. человек. Наконец участники рынка пришли к общему знаменателю – 80 тыс. человек. Эту считающуюся окончательной оценку на прошлой неделе подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович.

©Фото: Shutterstock

В первые дни после разрыва туристических отношений с Египтом в Россию возвращались в среднем по 10 тыс. человек ежедневно. По словам главного редактора отраслевого портала «Турдом.ру» Дмитрия Даниленко, завершить эвакуацию 99% русских туристов планируется к середине этой недели. Большинство туристов, как и обещали власти, возвращаются в плановом порядке, в соответствии с изначально определенными датами. «В конце, возможно, будут оптимизировать процесс, объединяя какие-то вывозные рейсы. Так что некоторым могут предложить поменять дату обратного вылета на более раннюю, компенсировав разницу. Как это в деталях будет решаться, пока неясно», – сообщил он.

Наибольшие трудности у туроператоров, впрочем, вызывает не вывоз уже отдохнувших в Египте россиян, а разрешение ситуации с клиентами, которые должны были туда отправиться как раз в эти дни. «В Египет глубина продаж небольшая – большинство туров приобреталось за 2–3 недели до поездки, – говорит Даниленко. – Так что раскуплены туры до конца ноября плюс некоторый объем новогодних бронирований, который в этом году начался позже обычного». Хотя некоторые клиенты начали бронировать отели на февраль и даже март.

Сколько человек уже приобрели путевки в Египет и не смогут теперь туда поехать, точно пока неизвестно. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) называют цифру 140 тыс., в Ассоциации туроператоров России – около 150 тыс., а в Ростуризме – 160 тыс. человек. Самую смелую оценку на прошлой неделе привел представитель Египетской федерации туристических палат Али Гнейм: «На Рождество (католическое) и Новый год у нас было около 250 тысяч бронирований из России в Шарм-эль-Шейхе и Хургаде».

Подальше и подороже

Удастся ли этим людям вернуть уплаченные деньги? Эксперты отвечают однозначно – нет. «Сейчас туристы получить свои средства обратно никак не смогут, – рассказал «Профилю» директор ассоциации «Турпомощь» Александр Асауленко. – Когда это станет возможным – не могу сказать. Надо понимать, что у туроператоров и турагентов этих денег сейчас нет. Эти деньги находятся половина в Египте, половина у наших авиационных компаний».

В такой ситуации сами туроператоры пропагандируют альтернативные судебным разбирательствам пути разрешения споров с владельцами «сгоревших» путевок в Египет. Здесь возможны два варианта – согласиться на предложенный туроператором тур в другую страну с возможной доплатой или заморозить свои счета на депозите компании, которые можно будет использовать в будущем, после восстановления воздушного сообщения с Египтом.

©Фото: Владимир Смирнов⁄ТАСС

Детали подобных предложений отличаются у разных туроператоров. Так, в ряде компаний («Анекс Тур», «Бриско», Coral Travel, TUI) предлагают сменить Египет на Турцию без доплаты. Турция, как правило, стоит дороже, но там сезон уже заканчивается, погода не вполне пляжная (на этой неделе в Анталье синоптики обещают днем +24–250 С, ночью – +11–120 С), а скоро вообще испортится. «По возможности мы повышали категорию номера клиентам, пострадавшим от ситуации с Египтом», – сказала «Профилю» представитель «Анекс Тура» Елена Кокоева. «Стараемся предлагать более качественные отели. Пришлось адаптировать ценообразование по Турции, чтобы у клиента с любым бюджетом была возможность подобрать вариант», – сообщила Юлия Полесовая из «Бриско».

Можно выбрать и другие направления – Индию, Таиланд, Вьетнам, Испанию, ОАЭ, Австрию, Андорру, Болгарию, Италию, Кипр, Сербию, Финляндию, Черногорию, Чехию и даже родные российские курорты. Правда, только в последнем случае это обойдется без доплат, которые на других направлениях могут быть весьма существенными. Время на размышление туроператоры также отводят разное: Coral Travel и Sunmar Tours – целый год, с датой завершения поездки до 5 ноября 2016 года, TUI – до 31 марта. Более жесткие условия предложил «Библио Глобус»: либо поездка на Кипр с доплатой, либо заморозка средств в счет бронирования исключительно по Египту после возобновления авиасообщения.

«Вариант с заменой смягчает потери туроператоров, – пояснил «Профилю» президент РСТ Юрий Барзыкин. – Конечно, организовать поездку в условную Турцию – это тоже расходы, но, по крайней мере, это не живые деньги, которые нужно выдать клиенту здесь и сейчас. Главная проблема рынка – нехватка оборотных средств, все деньги «в работе». А взять дополнительные средства, когда банки кредитуют под 20–30% годовых, неоткуда. Владельцы же турецких отелей и авиакомпании свои деньги в счет будущих туристов уже получили, средства лежат на их депозитах. И теперь туроператоры их используют».

РСТ рекомендует туристам выбирать замену направления, отметил Барзыкин. С такой же рекомендацией выступил Роспотребнадзор. «Всем заинтересованным гражданам рекомендуется не отказываться от предложений туроператоров и турагентов об изменении заключенного договора в целях достижения разумного взаимоприемлемого решения, которое позволит избежать обращения в суд», – говорится в сообщении ведомства. В итоге если в начале прошлой недели лишь малая доля туристов соглашалась на такой вариант (Дворкович поначалу оценивал ее в 20%), то к концу недели туроператоры «Бриско» и «Пегас» рапортовали о достижении компромисса более чем с 50% клиентов. «Процент туристов, соглашающихся на замену, увеличивается по мере того, как у них проясняется картина происходящего, и информационный фон здесь играет значительную роль», – отметил Дмитрий Даниленко.

©Фото: Руслан Шамуков⁄ТАСС

С оптимизмом смотрят в будущее и региональные операторы. «Большинство клиентов перебронировали туры. Мы предлагаем Гоа, Таиланд, Вьетнам, кто-то даже выбирает Сочи, кто-то Крым. Поэтому в данный момент у нас все нормально», – сообщила замгендиректора туристической компании «Спутник» (Ростов‑на-Дону) Ирина Егорова. «Переориентация идет на более восточные направления – Вьетнам и Таиланд. Особых проблем нет. Люди понимают ситуацию и согласны ждать или менять направления, деньги назад никто не просит», – сообщила представитель туркомпании «Байкалия» (Иркутск) Анна Маринцева. «С теми, кто не полетел, мы практически разобрались. Возврата и компенсаций никто не требует, я рада, что люди отнеслись с пониманием. Ни одной даже попытки решать свои проблемы в суде. Люди понимают, что это не злой умысел оператора или агента, а продиктованная безопасностью мера», – поведала гендиректор «Розы Ветров НН» (Нижний Новгород) Мария Свиридова.

При этом участники рынка фиксируют рост цен на такие альтернативные направления. «С 10 ноября уже было повышение цен на Таиланд и Вьетнам. В Таиланд они выросли примерно на 20–35%», – признала Ирина Егорова. В АТОР отметили рост цен по турецкому и кипрскому направлениям. Тренд на подорожание констатировал и Дворкович: «Туры в другие страны, конечно, будут более дорогими, чем были раньше, так как операторы пытаются свои издержки частично возместить».

©Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости

Судебные упражнения

Что касается перспективности самого простого способа разрешения ситуации – возврата денег за пропавшие туры, то здесь мнения сторон разошлись диаметрально. Представители туриндустрии, понятно, категорически против. «В силу специфики туристического бизнеса, а также в соответствии с правовыми основаниями возврат полной стоимости тура невозможен», – говорится в сообщении на сайте АТОР. «Вернется меньше половины, намного меньше, – считает Дмитрий Даниленко. – Оператор может что-то вернуть, если тур выкуплен на большую глубину. Если же поездка должна была состояться в ближайшие дни, то он выставит свои расходы почти в стопроцентном размере, и вернется только небольшая сумма, так что конфликты наверняка будут». В «Бриско» уклонились от ответа, какой процент от внесенных средств может получить клиент. «Готовой формулы нет. Здесь берутся во внимание параметры тура – дата заезда, дата создания бронирования. Применяем индивидуальный подход, при этом максимально идем навстречу», – сказала представитель туроператора Юлия Полесовая.

«Библио Глобус» предложил клиентам возвращать деньги в судебном порядке в 30‑дневный срок. Однако Даниленко считает это бесперспективным занятием. «Если дело дойдет до суда, оператор без проблем обоснует свои расходы. Они это умеют», – отметил он.

Между тем юристы полагают, что туроператоры явно сгущают краски, рекламируя выгодные им альтернативные предложения, тогда как шансы добиться возврата своих денег абсолютно реальны, хотя для этого и придется, возможно, постараться. И здесь все упирается в особенности толкования норм закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

Статья 14 этого закона устанавливает, что, если уполномоченный федеральный орган государственной власти подтвердил возникновение угрозы безопасности жизни и здоровью туриста в стране пребывания, гражданин имеет право в судебном порядке требовать расторжения договора и возврата уплаченных за путевку денег. «Процедура возмещения представляется следующей – человек обращается в суд, ссылается на какие-то обстоятельства наличия угрозы безопасности, доказывает их с помощью определенных актов органов государственной власти, а суд оценивает, насколько эти доводы весомы – прямо ли они говорят об угрозе безопасности или носят рекомендательный и предположительный характер. Если угроза безопасности признается реальной и доказанной, клиент должен получить свои деньги назад, – говорит адвокат общественной организации «Клуб защиты прав туриста» Маргарита Еремеева. – Естественно, человеку никто не мешает предварительно обратиться напрямую к самому туроператору с просьбой возместить деньги, и мы это рекомендуем. Но не факт, что туроператор на это пойдет. В законе речь идет именно о судебном порядке решения таких вопросов».

Согласно закону, государственным органом, уполномоченным принимать решения о степени опасности посещения туристами тех или иных стран, является Ростуризм, который, в свою очередь, ориентируется на указания МИД. Но в истории с Египтом, по словам Еремеевой, ситуация сложилась неоднозначная, и ранее ничего подобного не было.

©Фото: Артем Коротаев⁄ТАСС
Сначала, 5 ноября, Ростуризм сообщал, что получил от египетской стороны заверения в принятии мер по обеспечению максимальной безопасности российских туристов. Потом, 6 ноября, когда было оглашено предварительное решение о приостановлении авиасообщения с Египтом, появлялись лишь нейтральные информационные сообщения. 8 ноября последовал специальный указ президента о запрете на перевозку российскими авиакомпаниями туристов в Египет. «Но и тогда Ростуризм дал рекомендацию только туроператорам – на время воздержаться от продаж турпутевок в Египет, – отметила адвокат. – Однако прямого запрета или предостережения для граждан РФ на посещение Египта не было – как от Ростуризма, так и от МИД. Поэтому вопрос, насколько весомы указ президента и рекомендация Ростуризма при расторжении договоров, в принципе может стать предметом обсуждения в суде».

С одной стороны, по словам Еремеевой, указ президента можно рассматривать как акт должностного лица, равнозначный рекомендации МИД, и тогда действует статья 14 закона о туризме. При таком толковании граждане имеют право получить все свои деньги за пропавшие путевки. С другой стороны, указ президента может рассматриваться вне контекста этой нормы как форс-мажорные обстоятельства – ведь авиаперевозки были прекращены независимо от воли и возможностей туроператоров, и, соответственно, для них это является обстоятельством непреодолимой силы. В таком случае туристы, купившие путевки в Египет, по мнению адвоката, смогут получить деньги только за вычетом уже понесенных туроператорами расходов.

«Определение размеров этих расходов – вопрос отдельный, – говорит Еремеева. – В случае с Египтом, который является массовым направлением, сложность заключается в том, что туроператоры, как правило, заранее выкупают билеты и номера в отелях и уже потом реализуют их клиентам. И подтверждение заселения и произведенных оплат производится не по каждому отдельному человеку, а списками, с массой сопроводительных документов. Поэтому здесь придется детально выяснять и высчитывать, когда именно и какие затраты понес туроператор по конкретному клиенту. При этом будет учитываться и тот факт, что в такие затраты по закону не могут включаться расходы, произведенные до заключения договора то есть туроператор не может списать на затраты на отдельного туриста те средства, за счет которых он, например, заранее выкупил номера в отеле.

Но когда человек приходит из-за пропавшей путевки к туроператору, понятно, никаких документов ему никто не показывает. Обычно людям дают формальный ответ, иногда даже устно, и соглашаются выплатить условную сумму. И проверить здесь ничего невозможно. При обращении же в суд туроператор уже будет обязан предоставить все финансовые документы, и если их не будет, претензии обычно удовлетворяются в полном объеме – ввиду отсутствия доказательств понесенных расходов. Поэтому надо быть готовым к тому, что в суде туроператоры будут также отстаивать свою позицию».

По словам Еремеевой, из обращающихся к ним за консультациями редко кто задает вопрос, как правильно составить документы для переноса поездки на другой срок или в другую страну – чаще интересуются, как деньги вернуть. «Очевидно, далее большинство таких граждан разделятся на две категории, – говорит адвокат. – Те, кто смогут получить от туроператоров хотя бы половину стоимости, на этом, скорее всего, успокоятся. Ну а те, кому вообще ничего не выплатят или предложат символические суммы, вооружившись консультациями юристов, в будущем сформируют судебную практику. Думаю, таких будет довольно много – и в Москве, и в регионах».

Пропавшие миллионы

В какие потери и последствия все это в итоге выльется для туриндустрии, эксперты пока гадают. По оценкам совладельца и коммерческого директора туроператора Tez Tour Александра Буртина, только по рейсам, которые летают в Египет пустыми, ущерб уже составил 1,5 млрд рублей. Какие суммы зависли на депозитах – имеются в виду деньги, заранее переведенные отелям за проживание туристов в будущем, – операторы пока не подсчитывали.

По словам экспертов, у всех ситуация разная – кто-то бронировал гостиницы до декабря и на новогодние праздники, а кто-то – до марта 2016 года. Так, туроператор «Пегас Туристик» сообщил о том, что в египетских отелях у него сейчас оказалось 300 млн рублей. «Пока после переговоров с правительством Египта удалось договориться, что депозиты российских туроператоров будут сохранены на счетах. В дальнейшем они будут использоваться при возобновлении авиасообщения», – рассказали в Ростуризме.

В целом убытки отрасли могут составить $200 млн, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. «Мы в письме к вице-премьеру Аркадию Дворковичу давали оценочную цифру, опираясь на опыт 2011 года, – сказала она «Профилю». – Тогда был запрет полетов на три месяца, и убыток составил около $200 млн». По данным АТОР, в этом году на египетских курортах отдыхает от 100 тысяч до 250 тысяч россиян в месяц, и до Нового года уже продано примерно 150 тысяч путевок при средней стоимости $600. И если авиасообщение не будет возобновлено, потери отрасли составят не менее $200 млн.

©Фото: Виталий Белоусов⁄ТАСС

Представители туриндустрии подняли вопрос об оказании отрасли прямой господдержки, но уже на прошлой неделе правительство дало понять, что рассчитывать на это не стоит. «Мы хотим привязать (субсидии) к расширению внутреннего туризма, а не просто компенсировать потери от несостоявшихся зарубежных туров», – сказал Аркадий Дворкович 11 ноября в ходе «правительственного часа» в Госдуме. Что именно он имел в виду, осталось не очень понятно, и в итоге завязалась заочная и не очень осмысленная полемика.

«Россия может предложить туристам, которые не поехали в Египет и не располагают большими средствами на отдых, экскурсионные туры – «Золотое кольцо», например, Казань, Санкт-Петербург, но их нельзя назвать альтернативой Египту, – возразила правительству Майя Ломидзе. – Там круглый год светит солнце и можно купаться в море. У нас в России нет региона, который мог бы предложить такие же условия».

Директор РСТ Барзыкин, в свою очередь, пояснил, что поддержка внутреннего туризма в данном случае будет заключаться в перенаправлении средств туроператоров, которые они заплатили авиаперевозчикам за будущие рейсы в Египет. Подразумевается, что операторы смогут расплатиться ими по внутренним перевозкам. Как отметил Барзыкин, нынешняя ситуация затронула интересы девяти крупных туроператоров, которые работали на египетском направлении, и они уже сформулировали свои предложения. В частности, они предложили меры по дальнейшему субсидированию или льготному кредитованию операторов, возможность переноса уже оплаченных рейсов на более поздние сроки без штрафных санкций и освобождение авиакомпаний, вывозящих граждан, от аэропортовых сборов с египетской стороны. «Кроме того, есть предложение сформировать правовую основу, закрепляющую юридический статус туристов, имеющих туры в Египет, и порядок аннулирования туров», – сказал Барзыкин. Но как в правительстве отнеслись к этим инициативам и вообще знают ли о них, также осталось непонятно.

Нестраховой случай

В таких обстоятельствах начались разговоры о возможном банкротстве туроператоров. Эксперты отмечают, что крупные компании, которые работали на египетском направлении, конечно, были застрахованы, однако это может и не помочь. «Пока профессиональное сообщество пришло к выводу, что вывоз россиян из Египта не является страховым случаем по страхованию ответственности туроператора, – говорит Кирилл Сгибнев, заместитель гендиректора страховой компании «Евроинс», входящей в «Объединение по страхованию ответственности туроператоров». – Ситуация приравнена к форс-мажорным обстоятельствам, а значит, бизнес-сообщество за нее не отвечает. Так, в статье 401 ГК РФ сказано, что если лицо, не исполнившее свои обязательства (туроператор), докажет, что имели место обстоятельства непреодолимой силы, то ответственность с него снимается. А в статье 18 закона «О противодействии терроризму» сказано, что возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Вывод – ущерб должно компенсировать государство».

Впрочем, Сгибнев признает, что чиновники попытаются переложить ответственность на плечи страховщиков, и потому конечным арбитром в вопросе возможного банкротства станет правительство. «Будут ли банкротства туроператоров? Страховщики обсуждают этот вопрос, – отметил эксперт. – Предварительно прогнозы хорошие. По сути, все зависит от того, насколько быстро возобновят авиасообщение с Египтом. Самый неприятный момент в том, что основные туроператоры работают не только на себя, но также предоставляют блоки мест в самолетах турагентствам, перепродают гостиничные номера и т. д. Так что, если будет банкротство даже одного-двух операторов, это потянет за собой практически весь выездной туризм. Есть и небольшие региональные турагентства, которые занимались только Египтом. Мелкие игроки со стопроцентной вероятностью закроются еще до конца ноября. Но мы исходим из того, что правительство, принимая решение о запрете полетов в Египет, просчитало все риски и сейчас проявит ответственный подход, чтобы избежать резонансной ситуации в отрасли и стране».

Самое читаемое
Exit mobile version