«Детский сад стихов», 4+
В основе спектакля «Детский сад стихов» в Театре наций — одноименный поэтический сборник Роберта Льюиса Стивенсона. В постановке два главных персонажа — фея Кувшинка и фея Чабрец, девочка и мальчик, между которыми завязывается спор: кем лучше быть — ребенком или взрослым? Каждый из них приводит неоспоримые аргументы. Детям рассказывают сказки и держат на руках, что может быть чудеснее, — бросает фея Кувшинка. А взрослые могут пить кофе и ходить без шапки — парирует фея, точнее, «фей» Чабрец. Взрослые слишком серьезны, и у них никогда не бывает свободного времени — пылко и с какой-то даже обидой возражает Кувшинка. Зато взрослых никто не гонит в кровать по вечерам, а по утрам не заставляет есть такую невкусную полезную кашу — с гордостью объявляет Чабрец.
Их диалоги перемежаются то театром теней, то зажигательным рок-н-роллом, то лиричным вальсом в сопровождении удивительной красоты анимации и световых эффектов. Дети во время спектакля, разувшись, сидят на огромном матрасе, родителям же отводится место на двух рядах скамеек за ним. Так что для взрослых, наблюдающих одновременно за действием и за своими отпрысками, это спектакль в спектакле: дети то и дело ахают, восторженно вскрикивают и тянутся исследовать выпавший на авансцену искусственный снег. Поставила «Детский сад стихов» молодой режиссер Полина Стружкова, автор успешного, продолжающего собирать аншлаги спектакля «Мама-кот», вышедшего в Театре им. Маяковского в прошлом году.
Театр наций, ближайшие спектакли 27–28 декабря и 24–25 января
«Лев с седой бородой», 4+
Сказка-притча Тонино Гуэрры «Лев с седой бородой» рассказывает трогательную историю циркового льва Амадео, чья жизнь проходит в странствиях по городам и весям вместе с бродячей труппой. Он ее по-своему любит, но, будь его воля, не раздумывая променял бы на свободу и собственную семью. Сказка Гуэрры, так же как и созданный по ее мотивам одноименный мультфильм Андрея Хржановского, проникнута грустью и тоской по неосуществленным мечтам. Спектакль Елены Польди, на стыке интерактивного театра и «нового цирка», наоборот, исполнен ощущением чуда и детской уверенности в том, что все возможно. «Антикварный цирк», артисты которого участвуют в постановке, — это не только и не столько трюки, хотя их здесь достаточно. Их представления можно назвать «танцем воображения» или лирическим «воспоминанием о будущем» в духе любимого ими Феллини. Это настоящий мир сказочных образов, в котором дети живут, сами того не осознавая, и в который тайно мечтают вернуться взрослые.
Центр им. Вс. Мейерхольда, премьерные спектакли 25–28 декабря
«Ежик и Медвежонок», 4+
«Как хорошо, что ты нашелся», — сказал Медвежонок. — «Я пришел».— «Ты представляешь, если бы тебя совсем не было?» — «Вот я и пришел», — это из одной из сказок Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка, по которым поставлен детский спектакль в театре «Практика». «Для меня самое важное, что через его текст можно увидеть, какой мир на самом деле красивый, нежный и тонкий», — говорит режиссер постановки Светлана Иванова-Сергеева. Короткие сказки Козлова, каждую из которых можно рассказать за минуту, удивительно объемны — кажется, даже звезды, которые по ночам протирают Ежик и Медвежонок, осязаемы. Столь же объемен и осязаем мир, который возникает в маленьком и уютном зале «Практики» благодаря анимации Светланы Разгуляевой, чудесной Алисе Гребенщиковой, в чьем исполнении звучат эти истории, и тряпичным Ежику и Медвежонку, что появляются из больших карманов ее платья. Дети с первых минут влюбляются в простых и трогательных персонажей, которым нравится то же, что им самим, — снежинки, дрожащие лепестки деревьев, блики солнца в воде и шепот моря. Ну а взрослые — взрослые хотя бы на час вспоминают, что тоже когда-то были детьми.
Театр «Практика», ближайшие спектакли 13 и 21 декабря, 24, 25, 31 января
«Затерянный мир», 6+
«Затерянный мир» — зрелищный и высокотехнологичный музыкальный спектакль по мотивам романа Конан Дойла: здесь и сложная сценическая машинерия, и огромные куклы динозавров, на создание которых ушло три года, и компьютерная графика. И все же это не блокбастер, на который приходят ради спецэффектов. Режиссер Юрий Грымов прежде всего рассказывает человеческую историю о любви и дружбе. А еще — о духе приключений, романтике открытия неизвестного и потому необычайно привлекательного мира. И неважно, живут ли в нем настоящие динозавры или это все выдумки писателя и его эксцентричного героя профессора Челленджера. Главное — умение увлекаться, верить в невозможное и неправдоподобное. Ведь даже если на земле больше нет неизведанных областей и белых пятен, у человека остается его воображение, которое не знает границ пространства и времени и, если очень захотеть, без труда перенесет в затерянный мир динозавров, инопланетян или роботов.
Культурный центр «Москвич», ближайшие спектакли 26–31 декабря, 2–11 января
«Удивительное путешествие кролика Эдварда», 8+
Этот спектакль, в отличие от предыдущих, поставленных недавно, уже год значится в афише МХТ им. А.П. Чехова, где по-прежнему идет с полными залами. Герой сказки американской писательницы Кейт ДиКамилло — огромный фарфоровый кролик Эдвард, подаренный девочке Абилин ее бабушкой. Беззаветно любимый своей хозяйкой, которая видит в нем настоящего друга, сам Эдвард любит только себя. Но однажды, во время путешествия на корабле, он падает за борт — собственно, с этого начинаются его удивительные странствия от хозяина к хозяину. Постепенно Эдвард учится чувствовать, узнает, что такое привязанность, любовь, дружба, понимает, как это больно — расставаться и терять любимых. Особенно когда они уходят навсегда. Режиссер Глеб Черепанов, так же как и ДиКамилло, говорит с детьми на равных, без сентиментальности, не стараясь уберечь их от боли и разочарования. Да, жизнь порой причиняет страдания и все же она прекрасна: полна красок, музыки, танцев и обыкновенных чудес. И это, пожалуй, главное, что нужно знать об этом спектакле.
МХТ им. А.П. Чехова, ближайшие спектакли 30–31 декабря