С 12 января на самом севере Норвегии отключили вещание в диапазонах AM и FM. В течение года на цифровое радио перейдет вся страна. Очередь Осло наступит в сентябре. Местные радиостанции смогут вещать в диапазонах AM и FM еще 5 лет.
От успеха или неудачи норвежского эксперимента во многом будет зависеть будущее индустрии: в других странах подобные планы были заморожены.
В частности, в канадские регуляторы приостановили выдачу лицензий на цифровое радиовещание, потому что в течение 10 лет спрос на него был слишком мал, пишет Bloomberg. Похожая история произошла в Финляндии. В США, где был разработан и принят свой стандарт цифрового радио Radio HD, приемники могут принимать одновременно аналоговый и цифровой сигнал. В Швейцарии возможный переход состоится не раньше 2024 года. В Великобритании цифровые радиоприемники занимают 5-е место среди других технологий, позволяющих слушать радиопрограммы: после цифрового ТВ, интернета, смартфонов и планшетов (данные Bloomberg за 2016 год).
В Швеции цифровое радио стандарта DAB (принят в Европе) и вовсе считают устаревшим, и причина тому — интернет. Поэтому после двадцати лет обсуждений шведские власти решили отказаться от перехода на цифровое радиовещание летом 2015 года.
Цифровое радиовещание по сравнению с аналоговым позволяет добиться лучшего качества, а также добавить дополнительные функции, например, скачать песню на радиоприемник, транслировать изображение и даже видео.
«Цифровое вещание обеспечивает более высокое качество, — объяснил “Профилю” главный аналитик АНО «Модернизация» Эдуард Пройдаков. — Причина, среди прочего, в том, что природа цифрового звука такова, что он помехи на него влияют меньше, а сигнал восстановить легче».
Есть еще ряд преимуществ, продолжает эксперт. «С цифровым звуком легче работать: монтировать, редактировать и так далее, — говорит он. — Цифровой звук в целом технологичнее. Поэтому мне кажется, что общий переход на цифровое вещание совершенно неизбежен».
Однако за 30 лет, в течение которых велась разработка и стандартизация цифрового формата, у нового радиовещания появился серьезный конкурент в виде интернет-технологий. В частности, миллионы людей стали пользователями стриминговых музыкальных сервисов Spotify (40 млн пользователей по данным Bloomberg), Apple Music (20 млн пользователей) и других. Кроме того, распространение и развитие смартфонов сделали популярным формат подкастов — аудио- или видеозаписей, имеющих определенную тематику и, как правило, периодичность выпуска. Именно подкасты во многом напоминают традиционные радиопередачи. Наконец, почти все крупные радиостанции стали вещать в онлайне.
Одно из главных преимуществ новых музыкальных сервисов и подкастов — возможность их тонкой настройки «под себя». Пользователи могут не только создавать плейлисты, но и получать рекомендации, составленные на основе предпочтений, активности и т.п.
Таким образом, решение о полном переходе на цифровое радиовещание вызывает сомнения у регуляторов в европейских странах. Но поводы для сомнений дают не только новые интернет-технологии, но и консервативность аудитории. В самой Норвегии, согласно опросу общественного мнения, 66% жителей были не в восторге от идеи. Впрочем, в одной из самых благополучных стран мира DAB-приемники есть у 74% населения, так что с точки зрения техники проблем возникнуть не должно. Кстати, консервативность слушателей может помочь цифровому радиовещанию выдержать конкуренцию со стороны интернет-технологий.
«Поздно ли переходить на цифровое радио, когда есть интернет, — спорный вопрос, — считает Эдуард Пройдаков. — Полагаю, что произойдет слияние цифрового радиовещания и интернета. Безусловно, интернет-радио сейчас очень продвинулось и создает конкуренцию обычным радиостанциям. Но, с другой стороны, есть масса слушателей, и я — один из них, которые любят слушать радио, например, в машине, а в автомобилях с проблемами радиовещания через интернет справиться пока не всегда удается. Думаю, всегда будет достаточно большая аудитория, на которую этот сервис сможет рассчитывать».