Профиль

Симбиоз прав и ответственности

Глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила о завершении доработки проекта закона о регулировании интернет-торговли. Согласно документу, агрегаторы освобождаются от обязанностей и ответственности продавца, а клиент должен предъявлять претензии о качестве продукта непосредственно поставщику. Эксперты пояснили, что в основу законопроекта легли новые требования и зона ответственности товарного агрегатора в сфере защиты прав потребителей. Данный подход ориентирован на исполнение поручения президента по разработке программы мер по развитию цифровой экономики в стране.

©

«Сегодня мы живем уже в мире электронной коммерции... Для этого нужно менять законодательство, нужно регулирование государственное этих новых вызовов, чтобы они не стали рисками для потребителя. Есть проекты законов, и есть один из них, который очень скоро будет принят, потому что он полностью согласован, это об ответственности как продавцов на интернет-площадках, так и агрегаторов, которые эти интернет-площадки предоставляют», — сообщила руководитель Ростоптребнадзора Анна Попова.

Она также отметила, что вопрос регулирования интернет-торговли — достаточно новый для страны, в связи с чем на его разработку пришлось потратить много усилий. «Сегодня пока ни одно государство радикального средства не нашло, но шаги делают все, и Российская Федерация — в их числе», — отметила она.

В рамках послания Федеральному собранию президент поручил до 1 июня 2017 года подготовить программу мер для развития цифровой экономики в России, а, по прогнозам министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, программа технологического развития России, направленная на переход к цифровой экономике, должна быть готова в первом полугодии 2017 года.

«В законопроекте вводится такое понятие, как товарный агрегатор, и предъявляются требования к нему и зона его ответственности, с целью защиты прав потребителей. Это самая важная новация в этом законе. Существует производитель, потребитель, и их полномочия в законопроекте были прописаны, а права товарного агрегатора, который является достаточно информационной сущностью, — нет, хотя в коммерческие взаимоотношения потребитель вступает именно с агрегатором. Для того чтобы убрать эти коллизии и ввести правильные акценты в законодательстве, и был разработан этот законопроект», — рассказал «Профилю» интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Омбудсмен отметил, что в процессе разработки законопроекта документ имел очень много различных версий, и некоторые из них категорически не устраивали интернет-бизнес, поскольку представляли угрозу для существования товарных агрегаторов как класса.

«Именно поэтому согласования между ведомствами, в частности, с Роспотребнадзором длились очень долго, практически год. Надо отдать им должное — они очень внимательно отнеслись к нашим замечаниям. Это было очень качественное взаимодействие между бизнесом и государственной структурой. Это важный закон, который регламентирует и регулирует среду взаимодействия потребителей и производителей информационных посредников, товарных агрегаторов, ИТ- и интернет-компаний, то есть достаточно много сторон, которые играют на одном поле. Роспотребнадзор как раз и старался отрегулировать их взаимоотношения таким образом, чтобы не дать кому-то из них больше прав и свобод по отношению к другой стороне», — рассказал он.

По словам омбудсмена, законопроект достаточно сильно влияет на таких товарных агрегаторов, как Gett, «Яндекс.Маркет» и Uber. В то же время, большинство этих компаний не выступали против закона, а брали на себя дополнительную ответственность по возмещению возможного материального ущерба для клиентов, несмотря на то, что по договору не являлись ответственной стороной, а были лишь информационным посредником.

Первый зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин сообщил, что на данный момент Роскомнадзор совместно с Роспотребнадзором активно обсуждают написание единого текста законопроекта, и в скором времени сгенерированный всеми ведомствами документ появится на площадке Госдумы, где еще не раз будет обсуждаться экспертным советом.

«Для того чтобы не проиграть и не оказаться у разбитого корыта с некачественной услугой или товаром, и чтобы не было претензий по отношению к товарным агрегаторам относительно качества их работы, обсуждение проекта закона немного затормозилось. Ведь федеральные ведомства тоже должны согласовать свою позицию, чтобы потом государство ушло не в потерю, а в плюс. Основная цель законопроекта — защитить конечного потребителя, чтобы он знал к кому обратиться, а не покупал какую-то услугу и потом винил государство, которое не прописало или не подготовило те или иные правовые нормы для обеспечения надлежащего обслуживания или безопасности приобратателя», — отметил в беседе с «Профилем» Деньгин.

Депутат подчеркнул, что при разработке законопроекта авторы также не забывали и об интересах участников отрасли коммерческого рынка, который не должен потерять денежные средства из-за изменений в законодательстве.

«Мы все прекрасно понимаем, для коммерции важно в первую очередь получение прибыли, это налоговая база и качественный подход с точки зрения безопасности — хранение персональных данных. Ведь когда люди оплачивают услугу, они оставляют информацию о своей кредитной карте и паспортные данные, что сейчас обязательно, в связи с чем появляется большая угроза утечки личных данных. У обладателей и агрегаторов этих персональных данных появляется необходимость их защищать, а это целый процесс, но главное, чтобы он не взвинтил цену на саму услугу или продукт», — подчеркнул Деньгин.

Депутат отметил, что, рассматривая данный законопроект, необходимо будет проследить за тем, чтобы не нарушался симбиоз ответственности и прав тех или иных участников отрасли и конечного потребителя.

Самое читаемое
Exit mobile version