Профиль

Российские автодороги: кто за них отвечает и кому жаловаться на ямы и выбоины

Строительство дорог в России

©Shutterstock/Fotodom

Давайте разберемся, кому принадлежат дороги, как это определить, кто следит за их состоянием и к кому обращаться, если участок дороги, по которой вы регулярно передвигаетесь, не соответствует стандартам качества либо ее вовсе нет.

Какие в принципе бывают дороги и кому они принадлежат?

В зависимости от значения автомобильные дороги делятся на четыре вида.

Дороги федерального значения

Это дороги, которые соединяют Москву и административные центры субъектов Федерации между собой, а также со столицами граничащих государств; включены в перечень международных автомобильных дорог; являются подъездными дорогами к крупным транспортным узлам и специальным объектам федерального значения. Дороги федерального значения находятся под управлением Федерального дорожного агентства «Росавтодор». Эта организация занимается управлением всеми участками дорог федерального значения, развитием, строительством, а также поддержанием дорог в положенном состоянии. Стоит обратить внимание, что у Росавтодора под управлением только бесплатные дороги общего пользования. Управлением платных участков дорог (таких как ЦКАД), занимается компания «Автодор».

Дороги регионального и межмуниципального значения

Это дороги общего пользования, находящиеся под управлением региональной администрации, на территории которой эта дорога находится.

Дороги местного значения

Это дороги общего пользования, находящиеся в границах населенных пунктов поселений (муниципального района, муниципального округа, городского округа).

Частные дороги

Дороги, которые находятся в собственности у физических или юридических лиц. Они могут быть оборудованы устройствами, ограничивающими проезд неограниченного круга лиц, а могут не иметь таковых.

Как не перепутать дороги федерального значения и регионального?

Дороги федерального значения соединяют между собой столицы субъектов Российской Федерации, а региональные дороги соединяют между собой все другие населенные пункты. К примеру, участки дороги между Москвой и Тулой, между Орлом и Курском – это фрагменты трассы федерального значения М-2. Трассы Ярославль – Рыбинск (Р-151) или Углич – Ростов Великий (Р-153) – дороги регионального значения.

Список федеральных трасс утвержден постановлением правительства РФ от 17.11.2010 г. №928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения». Перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждается руководством соответствующих субъектов Федерации. Вся информация находится в открытом доступе. Кроме того, учет данных о всех видах автодорог общего пользования ведется в Системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.

Как не перепутать дороги регионального и местного значения?

В черте города обычно проходят дороги местного значения, за чертой города – федерального, регионального или межмуниципального значения. Если трасса проходит по городу и продолжается за его пределами, это вовсе не значит, что юридически это одна и та же дорога.

Например, в Москве Ленинский проспект – это магистральная улица общегородского значения, юридически она относится к городу, следовательно, за дорогу отвечает соответствующий орган исполнительной власти Москвы. Продолжением Ленинского проспекта за МКАД является Киевское шоссе (М-3). Это уже трасса федерального значения, ответственность за нее несет федеральный орган исполнительной власти.

Из этого правила есть исключения. Бывает так, что внутри населенного пункта проходят федеральные, региональные или межмуниципальные дороги. Причины у этого обычно исторические или территориальные. Иногда населенный пункт изначально строился вокруг дороги. Потом она стала федеральной трассой или региональной дорогой. Такое нередко встречается в деревнях или небольших, некогда купеческих городках.

Иногда бывает так, что новую дорогу нельзя проложить в обход существующего населенного пункта. Тогда внутри него появляется участок федеральной или региональной трассы. Землю для строительства или выкупают, или в принудительном порядке изымают с компенсацией владельцу.

©Агентство «Москва»

Куда обращаться, чтобы проложили или отремонтировали дорогу

Если вы решили, что дорога плохого качества, разбита или у вас есть вопрос по другой теме, связанной с дорогой, обращаться нужно в следующие инстанции:

Что делать, если дорога общего пользования находится в ненадлежащем состоянии?

Алгоритм воздействия со стороны общественности на исполнительный орган власти, независимо от ситуации, универсален:

  1. Сначала вы должны написать официальное письмо с просьбой или требованием об улучшении дорожных условий в рамках полномочий органа власти.
  2. Если в месячный срок вы не получили ответа либо ответ был отрицательным, или по итогу вашего обращения никаких изменений не последовало, вы можете написать соответствующую жалобу в этот орган власти об их бездействии.
  3. Параллельно вы можете отправить жалобу в прокуратуру с требованием инициирования проверки правомерности действий исполнительного органа власти.
  4. Если после всех писем никаких действий не последовало, вы можете подать исковое заявление в суд о бездействии органа власти. В зависимости от правомерности ваших требований суд вынесет решение.

Что делать, если асфальтовая дорога не проведена до участка или дороги нет в принципе?

Если речь идет не о частных дорогах, все взаимодействие будет проходить через исполнительные органы власти. В случае, если ваш участок находится на территории деревни или иного населенного пункта, необходимо отправить запрос в местную администрацию. Вам могут эту дорогу починить или проложить. Если ваш земельный участок за территорией поселка, запрос с просьбой проложить дорогу нужно направить в администрацию района.

©Shutterstock/Fotodom

Частные дороги как отдельная категория споров и проблем

Как понять, что дорога в частной собственности?

Помимо видимых признаков (наличие информационных табло), узнать, что дорога в частной собственности, можно через публичную кадастровую карту, выписку из единого государственного реестра недвижимости (без сведений о персональных данных), а также через нотариуса или исполнительный орган власти.

Отличие частных дорог от местных дорог общего пользования не только в праве собственности, но и в том, что частные дороги не предназначены для пользования ими неограниченным кругом лиц. На них распространяются другие регламенты, у них свои особенности эксплуатации. Это актуально прежде всего для жителей коттеджных поселков, СНТ, ТСЖ, деревень и другой загородной инфраструктуры.

Частая проблема жителей коттеджных поселков заключается в том, что они покупают земельные участки у застройщика, однако не организовывают между собственниками товарищество для того, чтобы заниматься ремонтом и уборкой дороги. Не меньшей проблемой является ухудшение отношений между собственником участка, где находится дорога, и жителями поселка, и тогда он может ее перекрыть, полагая, что «на своей земле может делать что угодно».

Что делать, если собственник перекрыл единственную дорогу?

Такие действия являются грубейшим нарушением законодательства. Ни при каких обстоятельствах нельзя перекрывать единственную дорогу, ведущую к дому или участку. Если владелец закрыл доступ к дороге, необходимо вызвать сотрудников полиции – в их обязанности входит контроль за тем, чтобы дорогу открыли. После этого или параллельно с этим нужно либо в добровольном порядке (договорившись с владельцем), либо через суд установить сервитут на участок, где расположена дорога. В данном случае суд встанет на вашу сторону.

Если иск подан коллективно, при регистрации ТСЖ суд может установить частный сервитут; если вы привлечете исполнительный орган власти как третье лицо, в суде вы можете запросить установление публичного сервитута. Тогда уже не за вами, а за органом власти последуют обязанности соблюдения всех требований по состоянию дороги. Исходя из индивидуальной ситуации вы можете принять различные меры.

Качество обслуживания и уборки частных дорог зависит исключительно от собственников и управляющей компании (при наличии), поэтому необходимо связываться с ними и уже коллективно предпринимать действия по улучшению качества дороги. В ситуации с СНТ и ТСЖ это зависит уже от самих собственников: если совместными усилиями не будет организован ремонт и уход за дорогой, никто этим заниматься не будет. Отметим также, что товарищества не могут формировать и применять штрафные санкции, соответственно, на собственников, которые не участвуют в поддержании дороги в нормальном состоянии, крайне тяжело повлиять с точки зрения закона.

Опубликовано с разрешения автора. Оригинал статьи здесь.

Самое читаемое
Exit mobile version