Профиль

Российские эксперты оценили стремление Казахстана стать евразийским транспортным хабом

Министерство транспорта Казахстана сформировало пул из 36 инвестиционных проектов в транспортно-логистической отрасли на общую сумму более $31 млрд. Как сообщил вице-министр транспорта Талгат Ластаев, была проведена работа по актуализации и увеличению пула инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики. В целях выработки новых подходов в привлечении инвестиций состоялось заседание рабочей группы по сопровождению инвестиций с участием местных органов власти, компаний государственного и частного сектора в сфере транспорта и логистики. Замминистра отметил, что для реализации всех задач в транспортной сфере потребуется порядка $40 млрд.

Контейнеры и грузовики

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

«Транспортно-логистический узел международного значения»

Согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана, по итогам 2023 года план инвестиций в основной капитал по курируемым отраслям Министерства транспорта исполнен на 107,7%. Для привлечения европейских инвесторов состоялся рабочий визит казахстанской делегации в Бельгию, Нидерланды и Румынию, где прошли встречи с профильными министрами, международными финансовыми организациями и ключевыми европейскими инвесторами. Заключен ряд контрактов.

Министерство планирует развивать не только морской транспорт, но и речные грузоперевозки по Уралу и Иртышу. Обсуждается развитие экспорта по Уралу, в частности по маршруту Атырау – Урал – Каспийский канал – Транскаспийский международный транспортный маршрут. Для восстановления судоходных параметров Урала и Каспийского канала будут проведены дноуглубительные работы, благодаря которым обеспечат безопасный проход крупнотоннажных судов.

В свою очередь, Иртыш соединит новым транспортным коридором Россию и Китай. В рамках проекта построят дополнительный шлюз на участке Павлодар – Семей, речной порт Тугыл в Восточно-Казахстанской области и железную дорогу Тугыл – Майкапчагай.

Стоит напомнить, что, выступая прошлой осенью на открытии Третьего форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в Пекине, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что, находясь в центре Евразии, связывая Север и Юг, Запад и Восток, Казахстан играет особую роль в реализации транспортной инициативы Китая.

«Будучи огромным внутриконтинентальным государством, имеющим общую протяженную границу с Китаем, Казахстан прилагает серьезные усилия, чтобы стать транспортно-логистическим узлом международного значения», – сказал Токаев. По его словам, сегодня около 85% наземных транзитных перевозок из Китая в Европу приходятся на Казахстан. «Придавая большое значение развитию транзитно-транспортной отрасли, за последние 15 лет мы направили на эти цели свыше 35 миллиардов долларов. Запущены такие крупные инфраструктурные проекты, как казахстанско-китайский логистический центр в порту Ляньюньган, сухой порт Хоргос, транзитная магистраль Западная Европа – Западный Китай, железнодорожный коридор из Китая в Иран», – отметил президент Казахстана.

«Сверхвыгодно для России»

Стратегические планы Казахстана по развитию транспортной системы оценили российские эксперты.

Член Российско-Казахстанского делового совета Михаил Смирнов считает, что стремление Казахстана стать транспортно-логистической державой обусловлено его географическим положением. Территория современного Казахстана занимала центральный отрезок Великого шелкового пути, по ней курсировали большие транзитные потоки. Так сложилось исторически.

«Я бы включил в понятие "транзит" не только транспорт, но и трубопроводы. Через Казахстан проходит трубопровод Средняя Азия – Центр, в настоящее время запущенный в реверсном режиме, есть также Каспийский трубопроводный консорциум, который качает нефть из прикаспийских скважин по северному побережью моря, – сказал аналитик. – Часто обсуждается направление Север – Юг, Юг – Север и направление Запад – Восток, оба проходят через Россию. Казахстан, повторюсь, исторически занимает важный отрезок Великого шелкового пути, включающий горные переходы, соединяющие Казахстан и Китай».

Казахстанские проекты органично встраиваются в российскую концепцию развития евразийской логистики, кроме того, в наших странах близкие научные школы. Помимо этого, развитие транспортно-логистической системы Казахстана встраивается в китайский проект «Один пояс, один путь», центральной частью маршрута которого является Казахстан, который к тому же может сообщаться с европейскими странами через Каспийское море. Член Российско-Казахстанского делового совета ожидает рост товарных потоков между портами Казахстана и Азербайджана, а в перспективе и Ирана.

«Перевалка, перегрузка, обслуживание транспорта, дорожный сервис – все это серьезное подспорье для национальной экономики. Развитая дорожная сеть обеспечит не только транзит, она положительно отразится на внутреннем товарообороте Казахстана. Развитие транспортно-логистической системы – идея верная со всех точек зрения, к тому же она сочетается с российской концепцией развития транспортной магистрали от Санкт-Петербурга до Зауралья и казахстанской границы. Это отвечает интересам наших стран не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения укрепления отношений», – заключил Михаил Смирнов.

Депутат Государственной думы от граничащей с Казахстаном Челябинской области Владимир Павлов считает, что инвестпроекты, затрагивающие транспортную структуру Казахстана, перекликаются с целями, поставленными на переговорах президентов наших стран, глав правительств и парламентариев. Они касаются развития инфраструктуры Иртыша и Урала, железнодорожного сообщения по коридору Север – Юг, где Казахстан является главным партнером России в транзитном сопровождении грузов, а также развития авиационной инфраструктуры и расширения сети автомобильных дорог до пограничных пунктов по всей границе Казахстана и России.

«Что касается идеи президента Токаева сделать Казахстан транспортно-логистической державой, то для развития транспортного потенциала у республики все есть. У страны огромные перспективы для развития транспортных коридоров как с востока на запад, так и с севера на юг. Это огромная точка роста. Превращение Казахстана в транспортно-логистическую державу сверхвыгодно и для России. Через республику лежит дорога Север – Юг, международные железнодорожные пути, по которым осуществляются грузоперевозки. Так что для нас Казахстан – ключевой партнер, страна, российские инвестиции в которую с каждым годом будут увеличиваться. Россия обязательно будет в этом участвовать, в том числе в рамках Соглашения о приграничном сотрудничестве, также развивая свои автодороги. Например, в этом году в Челябинской области начинается строительство автомобильной дороги с расширением до четырех полос до погранперехода в Троицке», – говорит российский парламентарий.

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин подчеркивает, что кратчайший путь доставки товаров из России в Индию и наоборот проходит через территории Казахстана и близлежащих среднеазиатских стран.

«Индия, как и Китай, – крупный экономический партнер России, развитие данного направления дает определенный потенциал и Казахстану. Транзитный путь также будет пролегать через Иран, очень крупную экономику, Индию и на запад Китая. И самый оптимальный вариант – через Казахстан», – подчеркнул эксперт.

Самое читаемое
Exit mobile version