- Без тормозов
- Куда самокатится рынок
- Закрутить гайки
- ПДД для СИМ
- «Проблема требует немедленного решения»
- Контролируем, изучаем, развиваем
Без тормозов
Научный центр безопасности дорожного движения МВД России опубликовал обзор дорожно-транспортной аварийности в РФ, включив в него главу про ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. За шесть месяцев 2023 года было зарегистрировано 1043 аварии с участием СИМ, в результате которых получили ранения 1082 человека, в числе которых 432 ребенка, погибли 12 человек, в том числе один несовершеннолетний.
Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в Москве (238), с большим отставанием в топ-5 вошли Пермский край (68), Омская (63) и Тюменская (66) области, а также Санкт-Петербург (64).
Около 21% аварий с участием СИМ произошло на пешеходных переходах, столько же – на тротуарах, пешеходных дорожках и в пешеходных зонах, 28% – на перекрестках и выездах с прилегающих территорий.
В половине случаев транспорт принадлежал физическим лицам, в 45% – сервисам краткосрочной аренды. В оставшихся 5% форма собственности СИМ не установлена, так как водитель, сбив пешехода, скрылся с места происшествия.
По всей видимости, поправки в ПДД в отношении средств индивидуальной мобильности, вступившие в силу 1 марта 2023 года, пока не работают, считает председатель СПЧ Валерий Фадеев. По его мнению, опасность СИМ равна опасности транспортных средств: «Если посчитать удельное число пострадавших на 100 тысяч СИМ и на 100 тысяч автомобилей, то оно практически одинаково».
Куда самокатится рынок
Число владельцев и пользователей СИМ растет с нарастающей скоростью. По данным «МегаФон», с началом сезона-2023 спрос на аренду электросамокатов в крупных городах вырос в 2,5 раза. Активнее всего сервисы кикшеринга работают в ЦФО, где их аудитория увеличилась в три раза, в СЗО и Приволжском округах (увеличение аудитории вдвое). Наиболее популярны сервисы аренды СИМ в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В основном пользователи электросамокатов – это люди в возрасте от 25 до 35 лет, их доля составляет 47%. Вместе с тем стало значительно больше самокатчиков старше 50 лет.
Только за первый месяц сезона проката (апрель) аренда электросамокатов обошлась россиянам более чем в 1,7 млн рублей, подсчитали в Почта-банке, – это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество поездок увеличилось в 2,5 раза.
По данным «Трушеринг», в 2022 году суммарное количество самокатов отечественного кикшеринга достигло 192 тыс. единиц. Сервисами за год воспользовалось порядка 15,5 млн человек, совершивших около 103,5 млн поездок. К 2025-му общий парк кикшеринговых сервисов, по прогнозам, составит 439 тыс. самокатов. Клиентская база увеличится до 32,5 млн пользователей, количество поездок – до 337 млн.
Закрутить гайки
Возросшее количество электросамокатов на улицах городов раздражает многих: водителей, пешеходов, велосипедистов, собачников и родителей с маленькими детьми. Со всех сторон звучат предложения ужесточить правила. Так, депутаты «Единой России» предложили ограничить скорость СИМ до 15 км/ч, запретить проезд по пешеходным улицам, а также отобрать их у несовершеннолетних водителей. Инициативу поддержал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Также в Госдуме предлагали обязать владельцев ставить свои электросамокаты на учет и получать на них номера, а ответственность за нарушение ПДД ужесточить вплоть до пожизненного запрета. В МВД России правила использования электросамокатов внесли в теоретический экзамен на права. Ужесточить правила и санкции для владельцев электросамокатов обещает также Минтранс, а Центробанк не исключает введения для них аналога ОСАГО.
По опросу SuperJob, за ужесточение правил пользования СИМ выступают шесть из десяти россиян (против ужесточения – 26%). Порядка 37% опрошенных считают целесообразным запретить кикшеринги, отмечая отсутствие у водителей СИМ культуры вождения, несоблюдение скоростного режима и опасность для пешеходов и водителей.
ПДД для СИМ
Напомним, правительство РФ недавно внесло изменения в правила дорожного движения, приравняв СИМ к транспортным средствам. К таким средствам передвижения относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколеса и аналогичные устройства.
Закон ограничил их скорость 25 км/ч, запретил двигаться по автомагистралям (даже по обочине), а на тротуаре обязал отдавать преимущество пешеходам (если СИМ создает помехи, водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов).
При выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать всем другим участникам движения. При езде по проезжей части СИМ должны следовать по ходу движения транспортных средств в один ряд, обгонять или объезжать другое транспортное средство слева нельзя.
Дети до семи лет могут передвигаться на СИМ только в сопровождении взрослых и только по пешеходным дорожкам. С 7 до 14 лет разрешено ездить по велосипедным дорожкам. Водители старше 14 лет могут ездить по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам, если велосипедные отсутствуют и если СИМ не тяжелее 35 кг.
По обочине разрешено ездить, если нет велосипедных дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара или возможности передвигаться по ним. По правому краю проезжей части – если нет ничего другого, но скорость на дороге не должна превышать 60 км/ч, а СИМ должно быть оборудовано фарой, звуковым сигналом и тормозами.
Нарушение правил грозит водителю СИМ штрафом в размере 800 руб. или 1,5 тыс. руб., если нарушение совершено в пьяном виде (ст. 12.29 КоАП).
Вместе с тем на человека, который управляет СИМ, не распространяется запрет оставлять место ДТП, а за нарушения ПДД он отвечает, как пешеход.
«Проблема требует немедленного решения»
Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева поддерживает необходимость ужесточения правил движения электросамокатов (движение только по специально выделенным велодорожкам, обязательное соблюдение ПДД, ограничение скорости) и введение штрафов за их нарушение.
Многие из таких правил уже введены и продолжают активно обсуждаться, отмечает она. В каждой стране ищут свои пути решения этой новой для городов проблемы. «Я не думаю, что, например, москвичи поддержали бы полный запрет электроскутеров, как парижане (хотя в Париже на самокатах, как и на велосипедах, ездят только по специально выделенным дорожкам), но наведение порядка в этой части поддержали бы точно», – убеждена эксперт.
С другой стороны, отмечает она, чтобы правила не стали запретительными, необходимы усилия городских властей и операторов проката для создания необходимой инфраструктуры.
Езду на СИМ не получится регулировать так, как другие транспортные средства, считает ведущий эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Борисов. Хотя бы потому, что догнать нарушителя пеший полицейский не сможет, а гнаться за ним на машине нецелесообразно, как и создавать полк полицейских на электросамокатах по аналогии с мотополицией. «Регулирование должно быть, но не классическими методами и не запретами», – подчеркивает эксперт.
По мнению Борисова, в случае с электросамокатами эффективнее будет регулирование со стороны в том числе кикшеринговых сервисов. Они и сейчас многое делают для того, чтобы повысить безопасность своих клиентов. Так, введены ограничения по мощности СИМ, по максимальной скорости и максимальному весу ездока.
Аналогичные требования необходимо ввести для частных электросамокатов, считает эксперт. Именно их владельцы чаще всего выезжают на проезжую часть и попадают в аварии, так как на сегодняшний день не существует ГОСТа и каких-либо других обязательств для производителя, поставщика и продавца СИМ. Если ввести разумные ограничения по мощности, габаритам, необходимому оборудованию (например, наличие трекера GPS/ГЛОНАСС, а также регистрация СИМ на госуслугах по аналогии с автомобилем), аварийных ситуаций и травм станет гораздо меньше.
Что касается ПДД, то для водителей СИМ они должны быть в первую очередь максимально простыми и понятными, подчеркивает Андрей Борисов. Например, запрет ездить по проезжей части с интенсивным движением, а на улицах с низкой интенсивностью – ограничение скорости до 25 км/ч. Также не стоит ездить по тротуарам не только на СИМ, но и на велосипедах: нужны выделенные полосы и велодорожки, чтобы оградить пешеходов.
Кроме того, пришло время задуматься о справедливости негласной презумпции виновности в отношении водителей автомобилей, отмечает Борисов. Зачастую в ДТП виноват водитель СИМ, который в принципе не знаком с ПДД и не соблюдает никаких правил, рискуя своей жизнью и жизнями окружающих. «Правила дорожного движения давно пора преподавать в школах в качестве обязательного предмета – возможно, а рамках ОБЖ. От этого знания однозначно будет польза. Все участники движения должны быть адаптированы и подготовлены, даже если они никогда не сядут за руль автомобиля», – убежден он.
Проблема требует немедленного решения, так как в дальнейшем рынок СИМ будет только развиваться, подчеркивает эксперт. Современный житель мегаполиса, где постоянные пробки, все чаще будет выбирать удобный и маневренный вид транспорта, причем владению предпочтет аренду. «Мы постепенно отходим от концепции владения и движемся к концепции использования. Это заметно и в жилищной сфере, и в транспортной, и в остальных. Молодежь больше готова платить за мобильность, свободу и скорость, чем за владение вещами. Это тенденция своеобразной ассимиляции», – пояснил Борисов.
Контролируем, изучаем, развиваем
Сейчас движение самокатов по городу достаточно хаотично, признает директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов. Никто не соблюдает ПДД. Если это личные самокаты, они превышают предельно допустимые 25 км/ч, поэтому конфликтные ситуации на дороге возникают очень часто: либо самокатчики налетают на пешеходов, либо влетают друг в друга, попадают в ДТП. Нужно, чтобы городские власти подошли к вопросу развития микромобильности и аренды СИМ системно. Необходимо упорядочить процесс, установить рамки и контролировать исполнение правил.
Также важно комплексно развивать инфраструктуру микромобильности. Прежде всего СИМ необходимо обеспечить соответствующим пространством в улично-дорожной сети, отделить от потока пешеходов и автомобилей. «Самый лучший вариант – физическое обособление бордюром. Можно еще делать буфер в разметке, использовать делиниаторы, чтобы выделить это пространство», – пояснил Смирнов.
По его мнению, позитивно на безопасности скажется установка на средства индивидуальной мобильности модулей «ЭРА-ГЛОНАСС»: система позволит отслеживать и наказывать нарушителей. К тому же станет возможным изучать и понимать паттерны перемещения самокатов по городу. Эти большие данные помогут городским властям принимать взвешенные решения относительно создания необходимой инфраструктуры там, где ее нет, и развития в местах, где она введена и пользуется спросом.
«Если арендованные самокаты еще можно как-то отследить, то над личными электросамокатами нет никакого контроля. Если их обяжут использовать «ЭРА-ГЛОНАСС», возможно, мы сперва встретимся с волной непонимания, но в будущем это приведет к созданию безопасных улиц и дорог для всех участников дорожного движения», – убежден Алексей Смирнов.
Главное – анализировать, делать выводы и вести работу над ошибками. При этом запрещать СИМ, как во Франции, неправильно: развитие микромобильности современному городу необходимо, считает эксперт. Кикшеринг, например, закрывает потребности «первой и последней мили». А в центре города люди могут перемещаться на арендованных СИМ, не пользуясь личным автомобилем, потому что это быстрее и удобнее. Систему СИМ надо развивать, ведь чем больше пользователей такого транспорта, тем меньше автомобилей и тем здоровее город.