Профиль

Самокаты внесут в ПДД: Минтранс хочет ограничить езду на электротранспорте

Минтранс и МВД готовят изменения в Правила дорожного движения, касающиеся электросамокатов. Этот полюбившийся молодежи транспорт стал источником повышенной опасности для горожан, создавая на улицах аварийные ситуации. Особенно часто столкновения происходят в мегаполисах, жители которых заваливают ведомства и правозащитников жалобами и требованиями обуздать лихачей.

Самокат

©Донат Сорокин/ТАСС

По данным МВД России, с начала года число аварий с участием электросамокатов выросло почти вдвое – на 195%. С января по май было зарегистрировано 112 таких ДТП, в которых пострадали 119 человек, двое погибли. Чаще всего эти происшествия случались в Москве и Санкт-Петербурге (24 и 22 соответственно), а также Краснодарском крае (12).

Одна из таких трагедий произошла с 80-летним ученым. Он ехал на велосипеде на Воробьевых горах, когда на него на большой скорости налетел электросамокат. В результате столкновения мужчина погиб.

В июне с электросамоката упал главы Кисловодска Александр Курбатов, да так неудачно, что получил тяжелую травму. Ему провели операцию, ввели в искусственную кому и перевезли в Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко.

Сейчас правовой статус электрифицированных средств передвижения не определен, так же как и средств индивидуальной мобильности в целом – самокаты, скейтборды, гироскутеры, моноколеса и тп. Согласно действующей редакции ПДД, самокат не является транспортным средством, а самокатчик – это пешеход.

Однако наказание все же может настичь лихачей. Так, на днях привлекли к административной ответственности москвича, который со своим десятилетним сыном ехал ночью на электросамокате по проезжей части со скоростью более 50 км/ч, причем управлял самокатом ребенок.

Протоколы составили по ч.1 ст. 12.23 КоАП (нарушение правил перевозки людей), ст. 12.6 КоАП (нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов), ч. 2 ст. 12.12 КоАП (невыполнение требования правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией) и ч. 3 ст. 12.7 КоАП (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему прав управления). Все они предусматривают штрафы от 500 до 1 тыс. рублей.

Граждане обеспокоены

Как показывают опросы, треть пешеходов не чувствуют себя в безопасности на улицах из-за самокатов и велосипедов. Согласно исследованию «Манго Иншуринг», 97% опрошенных часто встречаются с ними на пешеходных дорогах, при этом 34% заявили, что могут без страха гулять только там, где есть специальные велодорожки. 19% опрошенных рассказали, что получали травмы в результате столкновений, 24% становились свидетелями таких происшествий, еще 15% удалось избежать столкновения в последний момент.

Кроме того, опрос показал, что 66% велосипедистов и самокатчиков передвигаются по пешеходным тротуарам, 12% едут по проезжей части, остальные же – там, где дорога свободнее.

В свою очередь исследование SuperJob показало, что 49% граждан выступают за введение законодательных ограничений для вождения самокатов и электросамокатов. Чаще всего считают необходимым ограничить скоростной режим – максимум до 10–20 км/ч. Нередко предлагают выделить отдельную категорию водительских прав, то есть обязать самокатчиков проходить медкомиссию и сдавать экзамены на право управления транспортным средством. Некоторые считают, что достаточно запретить езду на самокатах по тротуарам и пешеходным зонам и выделить для этого отдельные полосы (например, велодорожки). Также среди предложений звучало введение возрастного режима (14+/16+/18+) и обязанность носить защитную экипировку.

Общественное мнение

Обеспокоенные и пострадавшие граждане завалили жалобами ведомства, Общественную палату и Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Общественники выработали собственные предложения.

Так, комиссия Общественной палаты РФ по безопасности предлагает приравнять электросамокаты к мопедам, что обяжет их водителей соблюдать ПДД, а при больших мощностях двигателя даже получать права. Средства индивидуальной мобильности должны передвигаться по тротуарам, а электротранспорт – по краю проезжей части или по обочине.

Глава СПЧ Валерий Фадеев также заявлял, что необходимо вводить эти новые виды транспорта и развлечений в правовое поле. В июне он направил в Минтранс и МВД России предложения Совета по этому вопросу.

В частности, предлагается дополнить ПДД определением мобильного электрического транспортного средства (отграничив его от электрических мотоциклов и механизированных транспортных средств) и соответствующей главой, устанавливающей особенности их эксплуатации. К арендованным (шеринговым) и служебным (курьерским) электросамокатам нужно ввести обязательные требования, которые могут включать в себя обязательное страхование гражданской ответственности водителя, ограничение скорости передвижения для несовершеннолетних водителей, а также нанесении номерных знаков для идентификации.

Предложения СПЧ поддержал Исследовательский центр частного права имени С.Алексеева при Президенте РФ. При этом эксперты центра считают, что в законодательстве нужно закреплять лишь общие критерии, которым должно отвечать средство передвижения – например, развиваемую скорость.
Кроме того, по их мнению, страхование ответственности целесообразно вводить в отношении всех случаев использования средств передвижения, а не только краткосрочной аренды или курьерской доставки.

Официальная позиция

В 2020 году Минтранс заявлял, что готовит поправки, касающиеся средств индивидуальной мобильности, в Правила дорожного движения. Однако документ так и не был опубликован.

Ожидается, что в новой версии ПДД будут отражены ключевые характеристики электросамокатов и электровелосипедов – их масса, мощность и предельная скорость, а также правила их вождения, в том числе минимальный возраст владельца.

В июне замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко сообщил, что после обновления ПДД граждан, передвигающихся на обычных самокатах без двигателя, будут считать пешеходами. Кроме того, ведомство предлагает ограничить массу средства индивидуальной мобильности для совместного использования с пешеходами до 35 кг.

Глава СПЧ запросил Минтранс о судьбе этих поправок. Из ответа ведомства следует, что предложения Совета об установлении статуса, а также прав и обязанностей водителей электротранспорта соответствуют изменениям, подготовленным Минтрансом. Также в них учтены предложения, поступившие от Общественной палаты РФ. В настоящее время документ находится на рассмотрении в МВД России.

Предложения же по госрегистрации и выдаче регистрационных знаков, а также обязательного страхования гражданской ответственности водителей находятся в компетенции МВД и Минфина РФ.

После согласования позиций ведомств документ поступит на утверждение в правительство.

Самостоятельные столицы

В Москве не стали дожидаться, пока будут приняты поправки в ПДД, а выпустили собственные правила. Их опубликовал 11 июня департамент транспорта столицы.

В первую очередь снижена допустимая скорость для электросамокатов. Вводятся так называемые «медленные зоны», где нельзя будет разгоняться выше 15 км/ч. Это, например, территория около парков и проблемных участков дорог. Всего таких зон около 50.

Также сервисам проката предписано распределять парковки самокатов по городу: не менее 30% в пределах Садового кольца, 30% между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом, 40% – по городу за пределами ТТК.

При этом на одной парковке разрешается ставить не более шести самокатов от одного сервиса проката. Всего у компаний кикшеринга должно быть не более 10 тысяч самокатов.

Ездить на самокате вдвоем запрещено. Также нельзя управлять устройством несовершеннолетние и в состоянии алкогольного опьянения.

Ряд ограничений ввели и в Санкт-Петербурге. В частности, электросамокаты запретили парковать ближе 15 м от остановок общественного транспорта, на тротуарах шириной менее 1,5 м и на пути следования граждан к метро. На Дворцовой и Сенатской площадях, а также на Малой Морской улице передвигаться на самокатах запретили совсем. А на улицах с плотным туристическим потоком, включая прилегающие к Невскому проспекту, и на территориях около городских достопримечательностей – ограничили до 15 км/ч.

Максимальная скорость для передвижения по остальной территории города – 20 км/ч. Также самокаты запрещено размещать в парках, на газонах, цветниках, территориях зеленых насаждений.

Если сервис по техническим причинам не может ограничить скорость СИМ, то должен предупредить пользователя об обязанности ограничивать свою скорость передвижения. А в случае несоблюдения правил – обязан блокировать аккаунт нарушителя. Самокатчики должны спешиваться при пересечении пешеходных переходов.

Не запрещать, а регулировать

Электросамокаты стали одной из самых обсуждаемых тем этого лета, говорит адвокат Адвокатского бюро CTL Ксения Гордеева.

«Быстрая езда самокатчиков по тротуарам и проезжей части и небрежная парковка возмущает как пешеходов, так и водителей.

Массовость подобных случаев вывела проблему в наивысшую степень социальной остроты. В Санкт-Петербурге Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) в отношении лиц из числа руководства сервиса аренды самокатов», – рассказала она.

По мнению эксперта, необходимо ужесточать правила для средств индивидуальной мобильности, в частности, ограничить скорость их передвижения. Кроме того, разумно запретить управлять СИМ людям, находящимся под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, а также людям, чьё плохое самочувствие может угрожать безопасности движения. Передвижение с повышенной скоростью должно происходить в состоянии, обеспечивающим возможность адекватной реакции, подчеркнула адвокат.

Законодательство сегодня не отвечает на ряд важных вопросов относительно использования электросамокатов, подчеркивает адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Анатолий Кузнецов. В частности, в каком случае столкновение электросамоката и автомобиля будет считаться ДТП, что делать, если произошло «ДТП» с участием автомобиля и электросамоката, есть ли запрет на передвижение на электросамокате по пешеходным и велодорожкам, какая ответственность у водителя самоката при нарушении им ПДД на дорогах общего пользования, будет ли нести ответственность за езду пьяным лицо на самокате. Очень важно, чтобы новые правила смогли решить эти правовые казусы.

По его мнению, необходимости ужесточать правила в отношении СИМ нет, вопрос в практической реализации. Например, установление возрастных цензов потребует от сервисов (приложений) по прокату самокатов/велосипедов, оснащенных электродвигателями, ввода процедур проверки возраста. Как и кто будет проверять соблюдения ими данных требований законодательства?

Отсутствие разграничения электротранспорта в зависимости от мощности двигателя приводит к невозможности использовать маломощные электросамокаты в парковых зонах и на тротуарах.

В законе необходимо подробно и, главное, однозначно указать, какие именно электросамокаты подлежат регистрации как транспортные средства и на какие из них необходимо получать права, говорит заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев.

По его мнению, более эффективно мерой, чем запреты и ограничения, стало бы организация специальных полос для движения электросамокатов.

Самое читаемое
Exit mobile version