- За поддержкой к президентам
- История создания и успеха
- На максимальной скорости
- Семейные неурядицы
- От «диких» ягод до «волчьих»
За поддержкой к президентам
В июне 2024-го было объявлено о слиянии маркетплейса Wildberries и оператора рекламы Russ – крупнейших игроков в своих отраслях. Глава государства Владимир Путин поддержал объединение, это подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Действительно, спрашивали о поручении президента поддержать такое решение. Но это (слияние компаний) можно только поддержать, то есть мы не являемся исполнителями, а дело за какими-то корпоративными действиями. И мы не можем вмешиваться ни в эти действия, ни в семейные отношения. Поэтому эта тема вне нашей компетенции».
"Это развод": Бакальчук ответила на заявления о рейдерском захвате Wildberries
Предполагается, что слияние компаний создаст российского конкурента Amazon и Alibaba и позволит «наладить международные расчеты в рублях в обход SWIFT», отметил Песков. Замглавы администрации президента Максиму Орешкину было дано поручение курировать объединение компаний.
В письме гендиректора Wildberries Татьяны Бакальчук и исполнительного директора Russ Роберта Мирзояна, адресованном президенту Путину, утверждается, что компании «объединяются для создания в стране новейшего цифрового рынка, который сможет в ближайшем будущем расшириться и успешно конкурировать в странах Азии, Африки, Ближнего Востока, СНГ, Индии и Китая». Партнеры учредили ООО «РВБ», в котором 65% владеет Wildberries, Russ принадлежит 35%.
Тем временем муж основательницы Wildberries Владислав Бакальчук продолжает утверждать, что компания захвачена. Его мнение разделяет президент Чечни Рамзан Кадыров, с которым Бакальчук, по его утверждению, дружит восемь лет, но лично встречался всего два раза. Бакальчук подал жалобу в Роспатент, поскольку передача «РВБ» торговой марки Wildberries, с его точки зрения, нарушает его права. Как совладелец компании (ему в Wildberries принадлежит 1%, Татьяне Бакальчук – 99%), он может делать подобные заявления.
В конце прошлой недели РБК опубликовало интервью Татьяны Бакальчук и Роберта Мирзояна. Основательница Wildberries подчеркивает: «Все стратегические решения в компании принимаю я. Так было изначально». В вышедшем на следующий день в проекте «Нефорбсы» интервью Владислава Бакальчука супруг основательницы Wildberries заявил: «Бизнесом больше я занимался… С 1 июля я там (в компании. – "Профиль") враг. Сейчас мы фактически воюем».
История создания и успеха
Татьяна Ким (девичья фамилия Бакальчук) родилась 16 октября 1975 года в подмосковном поселке Газопровод, который сейчас входит в район Коммунарка Новой Москвы. Оба родителя – корейцы, мать работала учительницей, отец – инженером. Татьяна – старший ребенок, у нее есть брат и сестра. В 1997-м Татьяна окончила педагогический институт в Коломне, получила диплом преподавателя английского и немецкого языков, устроилась в школу и подрабатывала репетитором.
Бакальчук заявила, что после слияния Wildberries и Russ площадка не поменяется
В начале нулевых познакомилась с Владиславом Бакальчуком, радиофизиком по образованию. Через полтора месяца после знакомства они поженились, Татьяна взяла фамилию мужа, вскоре у молодоженов родилась дочь. С грудным младенцем она не могла подрабатывать репетитором и начала поиск заработка из дома. Так в 2004 году появилась компания Wildberries по торговле через интернет, которую Татьяна и возглавила.
Стартовые вложения в проект составили $700, они пошли на оплату сайта маркетплейса, который разработала компания Владислава – Utech. Товары для продажи заказывались по немецким каталогам Otto и Quelle, затраты на рекламу в интернете составляли 1,5 тыс. руб. в месяц.
Первых клиентов Татьяна нашла, рассылая друзьям и знакомым электронные письма и публикуя объявления на форумах и в соцсетях. Для привлечения лояльных покупателей товары на маркетплейсе (тогда это были одежда и обувь) продавались без предоплаты и с наценкой 10%, в то время как конкуренты добавляли к стоимости 15–30%.
Поначалу супруги самостоятельно собирали заказы, связывались с поставщиками и организовывали доставку. Складом служила съемная квартира Бакальчуков. Татьяна рассказывала, что она работала до глубокой ночи, обрабатывая заказы и упаковывая товары. Владислав взял на себя техподдержку проекта: Utech занялась созданием сайта и системы учета заказов.
Во время экономического кризиса конца нулевых друг семьи Бакальчук Сергей Ануфриев помог им заключить сделку с компанией Adidas и начать продажу ее товаров на площадке Wildberries. Возможно, если бы не этот контракт, маркетплейса бы сейчас не существовало. Так Ануфриев вошел в семейный бизнес Бакальчуков и стал главой направлений по безопасности и доставке. Владислав занялся стратегией и IT, а Татьяна – коммерцией и ассортиментом.
Wildberries первым из российских маркетплейсов стал предлагать возможность примерки одежды. Клиенты могли заказать несколько вещей, примерить их в пунктах выдачи заказов (ПВЗ) и вернуть не подошедшие. Заказов, как утверждали тогда в компании, сразу стало больше. Затем Wildberries расширила ассортимент: к одежде и обуви добавились продукты питания, бытовая химия, косметика, бытовая техника, электроника, игрушки и многое другое.
На максимальной скорости
Бизнес стремительно развивался, и в 2021-м Татьяна Бакальчук купила небольшой банк «Стандарт-кредит», который в том же году был переименован в «Вайлдберриз банк». Приобретение было необходимо, чтобы запустить работу собственной платежной системы. Другим важным решением для Wildberries стало развитие франчайзинговой сети, чтобы сэкономить на открытии новых ПВЗ и расширить географию присутствия. Летом 2023 года сеть насчитывала около 30 тыс. ПВЗ, из которых более 60% работали по франшизе.
"Коммерсантъ": Владислав Бакальчук требует вернуть домен Wildberries
В конце 2022 года состояние предпринимательницы оценивалось в $8,8 млрд. В 2023-м чистая годовая прибыль Wildberries выросла по сравнению с предыдущим годом на 87%, до 19 млрд руб., говорится в отчете компании, а выручка увеличилась на 70%, до 539 млрд руб. В рейтинге богатейших женщин России журнала Forbes за 2022 и 2023 годы Татьяна Бакальчук занимала первое место.
В июне 2024-го Wildberries и крупнейший национальный оператор наружной рекламы Russ объявили о начале совместного бизнеса и создании для этих целей ООО «РВБ». Партнеры намерены разработать платежную систему для операций в рублях по всему миру и планируют запустить глобальную офлайн-сеть с собственными логистическими центрами, магазинами, складами и офисами.
Семейные неурядицы
Сделка по слиянию проходит на фоне семейного разлада – Татьяна подала на развод с Владиславом. Вскоре после объявления о слиянии Wildberries и Russ Владислав Бакальчук записал видео, в котором заявил, что жена «ушла из дома и связалась с непонятной компанией». По его словам, распределение долей в компании составляет 50/50, а не 99/1, как установила Татьяна. Полемика между супругами переместилась в публичную плоскость.
В своем аккаунте в Telegram Владислав написал: «Развод – серьезный шаг, и для меня странно узнавать о нем из новостей. Татьяна, которую я знал и с которой создал замечательную семью, смогла бы сказать об этом лично или хотя бы сообщением в мессенджере. Мы все еще – одна семья, какие бы разногласия между нами ни вставали. Все это еще сильнее убеждает меня, что происходит что-то непонятное. Очевидно, что Татьяне нужна помощь».
Татьяна, со своей стороны, дала интервью «Комсомольской правде». «Крах нашего брака начался задолго до идеи объединения с Russ, – рассказала она. – Первая серьезная трещина была еще в ноябре прошлого года. Но это [шумиха из-за слияния компаний, которую запустил Владислав Бакальчук], безусловно, стало последней каплей. Я считаю, что объединение с Russ позитивно повлияет на наших партнеров, продавцов, покупателей. Мы строим новую компанию – мирового лидера. У Владислава, к сожалению, другая точка зрения. И я его понимаю, это нормально. Не все умеют быть гибкими, выходить из зоны комфорта и принимать решения».
От «диких» ягод до «волчьих»
В ответ на действия Владислава Бакальчука «РВБ» зарегистрировала около 90 доменов. Среди новинок множество созвучных названий, не имеющих отношения к «диким ягодам» (так переводится на английский wildberries). Например, wilberes.ru, wildeberris.ru, wallberis.ru, wildeberies.ru, widberri.ru и даже wolfberries.ru (англ.: «волчьи ягоды»). Все они ведут на оригинальный сайт торговой площадки.
Спор о двух процентах: чего добивается Wildberries от VISA и Mastercard
Wildberris и Russ начали поиск офиса для «РВБ». Информацию о поиске помещения для штаб-квартиры подтвердил Роберт Мирзоян. Объединенной компании требуется 30 тыс. кв. м офисных площадей. По данным РБК, партнеры рассматривают варианты рядом с Белорусским вокзалом и на Ленинградском проспекте.
Пока неясно, как объединение маркетплейса с оператором наружной рекламы повлияет на работу площадки, но после него, как писало издание VPost, в приложении и на сайте Wildberries начались массовые сбои. По-видимому, если они и были, то все неполадки устранены, сейчас проблем с оплатой, отслеживанием заказов и их получения на маркетплейсе нет.
Wildberries – крупнейший интернет-магазин РФ. В 2020-м его оборот вырос на 96% по сравнению с предыдущим годом и достиг 437,2 млрд руб., в 2021 году – 844 млрд руб. (+93% год к году), в 2022-м – 1,669 трлн руб (+98%).
По итогам 2023 года оборот превысил 2,5 трлн руб., чистая выручка составила 18,9 млрд руб. Работает в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Армении, Узбекистане, Азербайджане, Израиле и Турции.
Russ – один из крупнейших российских операторов наружной рекламы. Основан в 1995 году. В начале 2022-го купил главного конкурента – компанию Gallery. На момент покупки им принадлежало 50% рынка наружной рекламы России. Выручка ООО «Русс Аутдор» в 2023 году – 27,9 млрд руб., чистая прибыль – 4,86 млрд руб.