Профиль

Пора оформить отношения

Отношения между учителем и родителями в современной школе перевернуты «с ног на голову», считает министр образования Ольга Васильева, они требуют стороннего вмешательства. Она предложила разработать свод правил, который бы регулировал эти отношения. Сами же учителя и руководители школ надеются, что регламент сможет помочь учителю отстоять свои права, но до тех пор, пока образование считается «услугой», это ничего в корне не поменяет.

©

На заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре министр образования отметила, что за последнее время отношения между учителем и родителем сильно деформировались и требуют стороннего вмешательства. Васильева подчеркнула, что сейчас отношения между учителем и родителями перевернуты «с ног на голову». «Вот вчера стоит учитель, разговаривает с родителями и говорит, на что надо обратить внимание. Сегодня это другая совершенно картина: стоит учитель, а ученик и родитель пытаются что-то объяснить», – говорит министр. По ее мнению, необходимо разработать регламент, свод правил, регулирующих эти отношения.

По словам заслуженного учителя РФ, лауреата конкурса «Сто лучших образовательных учреждений России» в номинации «Директор года-2010» Галины Ермошкиной, создание регламента пойдет только на пользу. «Если правила будут прописаны в регламенте, тогда они будут утверждены на законодательном уровне, и учитель сможет отстаивать свои права», – подчеркнула она.

Ермошкина читает, что после того, как в закон об образовании ввели пункт, который определяет образование как «услугу», отношения перешли на рыночные и стали потребительскими.

Учитель русского языка и литературы московской школы № 1329 Татьяна Архангельская полагает, что регламент поможет приостановить «ябедничество» родителей на учителей. «Регламент должен быть не столько деловой, сколько человеческий. В школе распространено ябедничество на учителей в другие инстанции, но при это родители даже не пытаются сначала заявить о своей проблеме и обсудить волнующий их вопрос с учителем или завучем и директором внутри школы. Я бы прописала в регламенте, что родитель должен в первую очередь попытаться решить вопрос внутри школы, с ее администрацией и только в случае дальнейшего недопонимания он сможет обращаться в другие инстанции», – объяснила эксперт.

А председатель Ассоциации молодых директоров, директор школы № 1371 Илья Бронштейн считает, что регламент в школах вводить не нужно. По мнению эксперта в столице достаточно хорошо выстроена система взаимодействия учителя с учеником. Родители привыкли жить в открытом информационном мире и постоянно отслеживают успеваемость своих детей через интернет на открытых порталах. «Если родитель обращается с каким-то вопросом к учителю, то задача учителя уметь настроить их взаимодействие в комфортном для обоих русле. Все преподаватели проходят подготовку по курсу социальная психология. Учителям необходимо пользоваться умениями, которые нам прививают в институте. Именно эти знания помогают учителю выстраивать правильные отношения с родителями. А административное воздействие в данной ситуации не нужно и даже вредно», – высказал свою позицию директор.

Учитель года Москвы, преподаватель высшей школы экономики и Лицея при ВШЭ Мария Филиппенко напротив считает, что данная инициатива очень нужна. По словам эксперта, за границей такие регламенты существуют уже давно. Благодаря ним учителям удается экономить свое личное время. Филиппенко полагает, что в регламенте нужно четко обозначить время, отведенное на обсуждение конкретных вопросов учителя и ученика, а также прописать пункт по которому связь с учителем должна происходить только в рабочее время в конкретные часы: «В последнее время родители стали сильно претендовать на личное время учителя. Раньше самым страшным днем в школе для учителей был день открытых дверей, потому что учителя сидели в школе до 12 ночи, каждый зашедший родитель разговаривал с учителем по 40 минут. По правилам педагоги не имели права прекратить беседу. А в Америке, например, уже давно четко регламентировали, что в день открытых дверей на разговор с учителем у родителей есть 3 минуты, как в службе единого окна. Ты должен успеть за 3 минуты обсудить все самое необходимое и не углубляться ни в какой вопрос. Если проблема более серьезная, то она выносится отдельно, с участием завуча и директора. Ее решают совместно, но уже в другой день».

По словам Филиппенко в регламентацию нужно также включить и проблему денежных сборов. «Во всех школах собирают деньги в том размере, в котором хотят и столько раз, сколько считают нужным. Это никак не регламентировано и ведет к злоупотреблению родительскими средствами», – считает она.

С помощью свода правил необходимо сделать и процедуру выставления оценок полностью прозрачной: «Должно быть четко расписано за что, какая оценка ставится, как в Германии. Если задание выполнено на столько-то процентов, это пять, если меньше – это уже четыре. И родители и дети в самом начале года должны знать за что они получают оценки. В регламенте необходимо прописать правило, чтобы у родителя всегда был открыт доступ в интернете к оценкам своего ребенка, а также возможность в любой момент запросить комментарий у учителя по отметкам», – предложила Филиппенко.

Помимо этого, по мнению эксперта, на случай, если оценка покажется родителю несправедливой, в регламенте необходимо прописать процедуру апелляции. Она считает, что таким образом у родителя появится право не выяснять отношения с преподавателем по телефону, а назначить встречу и прийти в школу для оспаривания оценки вместе с ребенком. При этом в кабинете в качестве свидетеля должен присутствовать завуч.

Самое читаемое
Exit mobile version