Помните, как несколько лет назад шведские испытатели буквально опрокинули новехонький Mercedes класса A? Этот несчастный случай вошел в историю как «лосиный тест». Однако концерн Bosch, производящий автомобильные комплектующие, смог извлечь из этого эпизода немалую выгоду. Ведь за случившимся последовал прорыв системы электронного контроля устойчивости, разработанной Bosch. Концерн построил в Ройтлингене завод по производству необходимых датчиков и – скорее случайно – заложил первый камень в основание гигантского бизнеса. «Никто не мог и подумать, какие рынки перед нами откроются», – с радостью говорит Штефан Финкбайнер. Глава компании Bosch Sensortec здоровяк с вкрадчивым голосом. Он кладет на стол небольшую пластмассовую коробочку с датчиком последней модели: миниатюрным как булавочная головка, но с набором функций большой метеостанции. Он определяет температуру, давление, влажность и даже состав воздуха. «В Китае контроль качества воздуха – это серьезная проблема», – говорит Финкбайнер. Такой датчик будет использоваться в следующих поколениях смартфонов, у телефонов появится обоняние.
Сегодня Bosch изготавливает датчики почти для всех отраслей: автопрома, машиностроения, мобильной электроники. Половина смартфонов в мире содержит в себе смышленых малюток из Ройтлингена, в числе клиентов – Samsung и Apple, Nokia и китайский бренд Xiaomi. Каждый день со сборочных конвейеров сходит 4 млн цифровых датчиков. Bosch стал номером один в глобализованной отрасли датчикостроения, и все благодаря «лосям». «Лосям» – и цифровой революции.
Новая реальность
ИТ-выставка Cebit, открывшаяся 16 марта в Ганновере, предвещает экономику, в которой все опутано сетями: станки, автомобили, строительные конструкции, электротехника. Однако так называемый интернет вещей сможет функционировать только при наличии инструментов, точно замеряющих каждое движение, каждое сотрясение воздуха и каждый звук. Сегодня датчики прячутся повсюду, их число удваивается каждые пять лет, они превращаются в органы чувств современной промышленности.
Концепция одного молодого предпринимателя из Вупперталя получила название FlowerNanny – «Цветочная няня»: датчики определяют, сколько воды, света и минеральных веществ получает ваш горшочный любимец. Светодиодное кольцо по верхнему краю сигнализирует о результате синим, желтым и красным. Нидерландский дизайнер Даан Розегаарде представил снабженное датчиками платье, которое становится прозрачным по мере учащения пульса и температуры тела. Другая идея родилась в Берлине у дизайнера Армана Эмами – он предлагает боксерские перчатки Puncho, замеряющие силу удара и отображающие результаты в ньютонах на коже верха. «Оптимизируя существующие продукты, сегодня нельзя не задумываться о применении датчиков», – убежден Эмами.
Похоже, эти мысли приходят в голову и самим производителям. Во многих отраслях техники даже разработчики ломают головы над тем, что может обеспечить добавочную цифровую стоимость хорошо известным товарам.
Фирма Dornbracht совсем недавно представила ванну, которая с помощью датчиков самостоятельно регулирует уровень воды и температуру – и управляется со смартфона. Компания Fissler надеется, что клиентам придутся по нраву управляемые приложениями скороварки с индикацией температуры и оставшегося времени приготовления.
Удаленная диагностика
Очевидно, что наиболее глубинные изменения победное шествие датчиков сулит таким отраслям, которые для большинства потребителей остаются скорее в тени. Интересные вещи происходят прежде всего в машиностроении – дисциплине, в которой немцы лидируют.
Производители интегрируют в свои машины технологии, информирующие о любом движении, звуке, повышении температуры, что позволяет производителям отслеживать работу оборудования и по совокупности параметров судить о его состоянии. Любая поломка может быть обнаружена еще до возникновения. Это способ удаленной диагностики для последующего упреждающего обслуживания. Сегодня он находит применение в том числе и в медицинской технике.
Берлинская фирма Biotronik с начала 60-х годов делает кардиостимуляторы. Датчики в имплантатах и электродах позволяют отслеживать, как бьется сердце: слишком быстро, слишком медленно или слишком слабо. Несколько лет назад Biotronik стала оборудовать кардиостимуляторы крохотными антеннами. Таким образом, сердечные сигналы через приемопередатчик ретранслируются в центр обработки данных, где подвергаются обработке, после чего результат получает уже лечащий врач – в виде своего рода светофора. При отклонениях на его мониторе загорается желтый или красный.
Около 160 000 пациентов уже участвуют в таком мониторинге и при необходимости приходят на консультацию к врачу. Благодаря такой удаленной диагностике смертность страдающих заболеваниями сердца, согласно опросу, сократилась почти наполовину. Компания идет к тому, чтобы перепрофилироваться из производителя имплантатов в провайдера медицинских услуг.
К аналогичной эволюции стремится и Bosch. Производитель датчиков хочет освободиться от роли «всего лишь» поставщика оборудования. Около года назад концерн основал небольшую фирму в Ройтлингене, где разработчики занимаются поиском полезных приложений, призванных удовлетворить те или иные латентные потребности потребителя – например, в быстром нахождении места для парковки.
Идея в следующем: парковочные места в паркхаусе оборудуются датчиками, определяющими, какие из них заняты; водители бронируют место еще до прибытия и оплачивают парковку при помощи смартфона. А в центре города автомобили могут опять же при помощи датчиков в режиме реального времени получать информацию о загруженности участков улиц, где разрешена парковка: чем больше пользователей захотят участвовать в этом, тем быстрее будут находиться свободные места.
«В цепочке создания стоимости мы продвигаемся вперед», – говорит Финкбайнер. За этим стоит расчет, согласно которому интереснее продавать комплексные решения, чем просто поставлять комплектующие. Очевидно, что такая стратегия компании из Ройтлингена затрагивает интересы некоторых его клиентов, таких как автоконцерны или производители смартфонов, которые не прочь предложить своим пользователям аналогичные приложения.
Рынки для подобных услуг только-только начинают формироваться. И пока неясно, кто из конкурентов сможет вырваться в лидеры. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, кому в принципе принадлежат данные, регистрируемые датчиками: производителю оборудования, сервисному провайдеру или самим потребителям? Окончательного слова по этому поводу не сказал еще ни один суд.
С уверенностью можно лишь утверждать, что эти данные являют собой бесценный ресурс в условиях глобализированной экономики. В конечном итоге именно от них зависит успех или неуспех той или иной бизнес-модели, говорит консультант Рименшпергер: «Кто будет владеть ими, у того преимущество».
Перевод: Владимир Широков