Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Социальный бюджет: как изменятся в 2027 году минимальные зарплаты, пенсии и пособия

Выполнение всех социальных обязательств государства российские власти называют «безусловным приоритетом» федерального бюджета на ближайшие три года. Выплата пенсий и пособий гарантируется. Запланированные индексации привязаны к уровню инфляции. Порядок расчета МРОТ изменится, доказать свое право на получение единого пособия станет сложнее, а заключить социальный контракт смогут новые категории населения. В деталях разбирался «Профиль».

Минфин

©Ирина Бужор/Коммерсантъ/Vostock Photo

«Меры бюджетной и налоговой политики должны стать важным инструментом в решении задач снижения бедности, сокращения неравенства, роста доходов российских семей. На решение этих задач будут работать все инструменты фискальной политики, включая выплаты семьям с детьми, налоговые вычеты, социальные контракты», – указано в разработанных Минфином «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2027–2029 годы».

В пояснительной записке к проекту бюджета говорится, что такого бурного роста реальной заработной платы, как в 2023–2024-м (плюс 8,2 и 9,7% год к году), когда конкуренция работодателей за работника была острой, ждать не стоит. Работодатели «исчерпали свои возможности увеличивать заработные платы теми же темпами». По итогам 2025 года реальный рост зарплат составил 5,2%, в 2026-м ожидается 4% год к году. Понижательная тенденция сохранится, считают в кабмине, и уровень жизни населения «выйдет на траекторию устойчивого, но умеренного роста»: в 2027–2029 годах реальные зарплаты будут увеличиваться примерно на 1,8–3%, а реальные располагаемые доходы населения – на 1,4–2,7% год к году.

МРОТ: временные правила

Минимальный размер оплаты труда – базовый стандарт, ниже которого платить работнику за месяц при полном рабочем дне и полной рабочей неделе нельзя. С 1 января МРОТ будет проиндексирован на 6,8% и составит 28.935 рублей в месяц. Регионы при наличии денег и желания вправе эту планку поднять.

При этом с 1 января 2026-го МРОТ в России вырос на 20,7% по сравнению с 2025 годом. Почему же сейчас всего на 6,8%? Потому что в законопроекте об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы предлагается приостановить на ближайшие три года действие нескольких положений закона «О минимальном размере оплаты труда». В частности, временно не будут действовать нормы, требующие устанавливать МРОТ на следующий год с учетом величины медианной зарплаты за год, предшествующий текущему (медианная зарплата – величина, относительно которой половина работающих получает меньше, половина – больше). Соотношение МРОТ и медианной заработной платы должно быть не ниже 48%.

И вновь продолжается рост: почему придется дополнительно повышать пенсии и пособия

В пояснительной записке правительство объясняет: это нужно «в целях повышения качества планирования расходов и доходов бюджетов бюджетной системы РФ». С 1 января 2027-го МРОТ будет устанавливаться «исходя из прогнозируемых темпов роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций», говорится в документе. На 2027 год, по прогнозу, номинальная среднемесячная начисленная зарплата в России вырастет как раз на 6,8%.

Одновременно в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» прописано «установление минимального размера оплаты труда с темпами роста не ниже инфляции». Показатель 6,8% совпадает и с этим требованием: именно такой прогноз по ожидаемой инфляции по итогам 2026 года учитывался при формировании проекта бюджета.

«Для нас главным является реализация цели, которую поставил президент и которая зафиксирована в нашей "Народной программе": до 2030 года достичь уровня МРОТ, равного 35 тыс. рублей. При этом МРОТ должен не менее чем на 25% превышать прожиточный минимум. Все остальное мы обсуждаем с правительством исходя из возможностей бюджета», – сказал «Профилю» замруководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов в разговоре с «Профилем» напомнил: в 2020 году в статью 75 Конституции РФ была внесена важная поправка о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения. При благоприятной ситуации минимальный размер оплаты труда последовательно повышался выше уровня официальной инфляции. «Это делалось для того, чтобы ликвидировать проблему работающих бедных и постепенно создать условия независимости низкооплачиваемых работников от социальных пособий, – объясняет эксперт. – К 2025 году большую часть задачи удалось выполнить».

Но в условиях дефицита бюджета, продолжает Сафонов, приходится опираться на конституционную норму и не учитывать медианные зарплаты. Ведь от того, насколько вырастет МРОТ, зависят расходы федерального центра, регионов и муниципалитетов: среди госслужащих и работников бюджетной сферы немало низкооплачиваемых, особенно в провинции. И бизнесу приходится поднимать белые зарплаты, чтобы они дотягивали до нового МРОТ.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (в нее входят представители правительства, объединений работодателей и профсоюзов) предложение временно изменить порядок исчисления МРОТ еще не обсуждала. Замглавы Федерации независимых профсоюзов России Нина Кузьмина сказала «Профилю», что потенциальные последствия принятого решения вызывают тревогу: «Есть риск вновь столкнуться с замедлением темпов роста МРОТ, что способно негативно отразиться на уровне доходов граждан и общей социальной стабильности».

По данным Росстата, медианная зарплата в стране в 2025-м была равна 65.307 рублям в месяц. При расчете по медиане МРОТ на 2027 год был бы равен 31.347 рублям в месяц.

Прожиточный минимум: плюс 6,8%

Общероссийский прожиточный минимум (ПМ) увеличится в следующем году на 6,8% (такой ожидается инфляция по итогам 2026-го) и составит 20.227 рублей на душу населения в целом по РФ, следует из проекта бюджета. Это повлияет на размеры пособий и социальных выплат, связанных с данным показателем, говорят в правительстве. Кроме общероссийского, отдельно устанавливаются ПМ для трудоспособного населения, пенсионеров и детей: в 2027 году – 22.047 рублей, 17.395 рублей и 19.620 рублей в месяц соответственно. Опираясь на указанные параметры, регионы утверждают свои ПМ.

Оценка нуждаемости: из-за чего семьи с детьми остаются без льгот и пособий

Закон «О прожиточном минимуме», то есть о минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности сумме доходов гражданина, с 2020 года требует исчислять этот показатель в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода населения за предшествующий год. Но если МРОТ сейчас временно «отвязывают» от медианной зарплаты, то в отношении ПМ расчет в процентах от медианного дохода был приостановлен на неопределенный срок еще в 2024-м и регулируется с тех пор законом о бюджете.

«Привязка прожиточного минимума к медианным доходам работает корректно только в условиях низкой потребительской инфляции, и поэтому ее отмена – правильное решение, которое должно более тонко стабилизировать доходы на уровне ПМ», – считает Сафонов.

В условиях «напряженного», как говорят в Госдуме, бюджета Минфин и правительство ожидаемо стараются сдержать рост расходов. А от размера прожиточного минимума зависит размер многих социальных выплат. Среди них – федеральные и региональные доплаты неработающим пенсионерам, чья начисленная пенсия оказалась ниже регионального ПМ, социальные контракты, федеральные стипендии и так далее.

Что будет, если по итогам 2026 года инфляция окажется выше, чем ожидаемые 6,8%, которые учитывались при расчетах (а к тому всё идет), пока неизвестно.

Единое детское пособие: адресный подход

Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет (единое пособие) возникает при доходах ниже или незначительно выше регионального прожиточного минимума на душу населения. Государство платит 50% от регионального ПМ, но если доходы семьи все равно недотягивают до нужного уровня, то начисляют 75% или даже 100% ПМ. При оценке нуждаемости учитываются зарплаты, премии, пенсии, дивиденды, а также проценты по банковским вкладам, доходы от предпринимательской деятельности, от движимого и недвижимого имущества.

В 2026 году на территории Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа проводился эксперимент, в ходе которого при определении уровня нуждаемости учитывались еще и сведения о денежных средствах, поступивших на счета и банковские вклады (депозиты). Если их общая сумма меньше 200% совокупного дохода семьи, пособие назначается. Если равна или больше этого порога, в назначении пособия отказывается. Такие правила были установлены постановлением правительства.

Окончательные итоги эксперимента еще не подведены, и как новые требования повлияли на число получателей пособий в трех регионах, не сообщалось. Но опыт, видимо, уже признали удачным: правительство в одном из бюджетообразующих законопроектов среди прочих мер предложило с 1 января 2027 года распространить новые требования на всех соискателей пособия в стране.

Делается это «в рамках реализации адресного подхода при комплексной оценке нуждаемости при его назначении», говорится в пояснительной записке.
Социальный фонд сообщал, что за первое полугодие 2026-го единое пособие получали родители 10,2 млн детей, средний его размер – от 9,2 тыс. до 18,4 тыс. рублей в месяц. Плюс 256 тыс. беременных выплачивали от 10,3 тыс. до 20,6 тыс. рублей в месяц.

Социальные контракты: больше возможностей

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение помощи на основании социального контракта, будет «актуализирован», объясняет правительство. Изменения вносятся в действующий закон «О государственной социальной помощи». Социальный контракт был узаконен в 2012 году, и с тех пор власти с разной степенью успешности пытаются развивать эту форму соцподдержки.

Программа социальной адаптации (индивидуальный план действий), обязательно прилагающаяся к контракту, может включать в себя поиск работы, прохождение профессионального обучения или получение дополнительного образования, предпринимательскую деятельность в качестве ИП, ведение личного подсобного хозяйства и так далее. Сумма выплат – до 350 тыс. рублей. Контракт заключается на срок от трех месяцев до года в зависимости от содержания программы адаптации, но может быть продлен. Получение денег по контракту не лишает права на другие виды пособий и социальной поддержки.

Право на заключение социального контракта с органами соцзащиты региона имели малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже регионального ПМ. С 2025 года отдельно прописана такая категория, как участники СВО, уволившиеся с военной службы и признанные безработными; доходы их семей и их самих предварительно не проверяются. Теперь перечень имеющих право на заключение социального контракта уточнен. В него включены ветераны боевых действий многих категорий и малоимущие семьи участников СВО.

поддержка участников СВО
©Виталий Невар/РИА Новости

Замглавы Минтруда Ольга Баталина недавно сообщила, что с начала 2026-го этим видом госпомощи охвачено 356 тыс. человек, заключено около 130 тыс. контрактов. Самое востребованное направление – организация своего бизнеса (42%), второе по популярности – содействие в трудоустройстве (32%). Средства на развитие личного подсобного хозяйства получили 14% граждан, еще 12% контрактов связаны с оказанием помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию.

За весь 2025 год было заключено 238,6 тыс. социальных контрактов, они охватили около 658 тыс. человек. В результате, по данным Минтруда, 74,8% из них увеличили свои доходы, а 42,5% вообще вышли из бедности.

Маткапитал и больничные листы

Проект бюджета Фонда пенсионного и социального страхования вносится в парламент одновременно с проектом бюджета федерального. Одно из выплачиваемых Социальным фондом государственных пособий – материнский капитал. Программа действует с 2007-го и первоначально распространялась на второго или последующего ребенка. С 2017 по 2019 год пособие не индексировали. А с 2020-го основную выплату перенесли на первого ребенка и вернулись к ежегодной индексации.

С 1 февраля 2027 года маткапитал проиндексируют на уровень фактической инфляции по итогам 2026-го, то есть на 6,8%. В результате его размер вырастет до 778,5 тыс. рублей на первого ребенка, а если семья не получала выплату на первого, то примерно до 1,01 млн рублей на второго или последующего ребенка. Прирост – 49,6 тыс. и 65,5 тыс. рублей соответственно, отмечает Минтруд.

Упущенная выгода: почему февральская индексация соцвыплат оказалась меньше, чем планировали

На выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством Социальный фонд планирует в 2027-м направить в общей сложности почти 1,6 трлн рублей. «Ежегодный рост единой облагаемой базы страховых взносов, которая введена с 2023 года вместе с единым тарифом, позволяет ежегодно существенно увеличивать для работающих граждан суммы выплат по временной нетрудоспособности и материнству. Так, максимальная сумма пособия по беременности и родам в 2027 году превысит 1,1 млн рублей», – говорил глава Минтруда Антон Котяков.

Минимальная сумма пособия по беременности и родам тоже немного вырастет в результате индексации МРОТ и ПМ. Безработные женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, и беременные студентки-очницы получают «декретные» в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ в месяц; женщины, чей страховой стаж менее шести месяцев, могут рассчитывать на пособие в размере не выше МРОТ.

Если речь идет о болезни, то максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже восемь и более лет вырастет с 207,6 тыс. рублей в 2026 году до примерно 239 тыс. рублей в месяц в 2027 году, следует из проекта бюджета Соцфонда. Первые три дня «больничных» по-прежнему будет оплачивать работодатель.

Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности добровольно застраховавшимся самозанятым тоже заложены: на 2027 год – 26,1 млн рублей, на 2028-й – 50,5 млн рублей.

Пенсии: плановая индексация

Страховые пенсии повысят дважды, как и положено по закону: с 1 февраля вся пенсия увеличится на 6,8% (таким ожидается уровень инфляции по итогам 2026 года), с 1 апреля страховую ее часть поднимут на 3,3%. Ожидается, что к концу 2027-го страховая пенсия по старости составит в среднем 29.903 рубля в месяц (плюс 2582 рубля по сравнению с нынешним годом).

Социальные пенсии получают в России те, кому не хватило страхового стажа или пенсионных коэффициентов (баллов ИПК) для начисления страховой пенсии, а также инвалиды и дети, потерявшие кормильца. Эти виды пенсий тоже проиндексируют с 1 апреля – по прогнозу Минтруда и согласно проекту бюджета Соцфонда, примерно на 6,8%. Таким образом, социальная пенсия к концу 2027 года достигнет в среднем 17.585 рублей в месяц (сейчас составляет 16.466 рублей).

Самое читаемое
Exit mobile version