Что делают дети с деньгами
По данным недавнего исследования компании «ЯКласс», которое проводилось среди учащихся 7–11-х классов, на фоне пандемии 44% школьников стали примерно в два раза меньше тратить на досуг и развлечения. Еще 22% теперь ходят в кафе реже, чем раньше.
Ситуация различается в зависимости от региона. Сильнее других сокращение заметно в Новосибирской области, где траты на развлечения вдвое уменьшили 61% опрошенных. Следом идет Краснодарский край с показателем 57%, а также Ленинградская область и Башкирия, где такое сокращение произошло у 55% школьников.
Но, кажется, дело не только в том, что из-за падения доходов семей детям просто дают меньше денег. Поведение школьников косвенно указывает на то, что они тоже ощущают общую экономическую неопределенность и пытаются формировать собственную финансовую подушку. Как выяснилось в ходе уже упомянутого исследования, 23% школьников стали откладывать больше денег в условиях пандемии.
Ранее другое исследование «ЯКласс» показало, что сбережения имеют целых 89% учащихся. Суммы, конечно, невелики. Но, учитывая, что большинство респондентов пока не зарабатывают самостоятельно, их сберегательной дисциплине могут позавидовать некоторые взрослые. Около половины школьников (49%) откладывают до 500 рублей в месяц, 29% – от 500 до 1000 рублей, оставшимся 22% удается ежемесячно отложить от 1000 рублей и более.
В то же время четкая финансовая цель у школьников есть далеко не всегда. Они копят либо для формирования финансовой подушки, реже – на гаджеты и электронику, различные курсы, брендовую одежду, обувь или путешествия.
Несмотря на относительно высокий уровень финансовой осознанности, дети и подростки остаются достаточно доверчивыми в связанных с деньгами вопросах. Опросы показывают, что каждый десятый школьник хотя бы однажды называл cvc-код своей карты незнакомцам. Кроме того, 14% респондентов передавали свои банковские карты незнакомым людям, еще 12% и 14% соответственно публиковали в интернете данные карты и паспорта.
Как организовать обучение
Неоднозначное финансовое поведение школьников легко объяснимо: по данным «ЯКласс», только четверть из них изучают финансовую грамотность в школе. В Москве и Петербурге эти показатели даже ниже средних показателей по стране – 21% и 14% соответственно.
Занятия по финансовой грамотности в школах, по сути, носят рекомендательный характер, объясняет директор «ЯКласс» в России Андрей Илингин. «В уроках по обществознанию есть блок по финансам, но он не затрагивает множество важных тем», – говорит он, напоминая, что уроки по финансам включены в программу с седьмого класса, хотя начинать следовало бы с пятого.
По мнению менеджера по продукту «Учи.ру» Екатерины Суржиковой, возможны два сценария обучения финансовой грамотности. Первый – встраивать занятия в программу сразу нескольких школьных предметов, например, математики, географии, обществознания. «Важно, чтобы дети понимали, что такое финансы, как работает экономика и формируются цены, знали, как считать деньги, проценты, скидки и бонусы», – объясняет Суржикова.
Другой вариант – организовать отдельный школьный предмет или спецкурс, в рамках которого преподаватель расскажет теорию и дополнительно сможет разобрать с учениками практические задачи по управлению финансами.
Но для такого курса желательно иметь специальные компетенции. Старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» и кредитный аналитик Сбербанка Оксана Курбанова убеждена, что финграмотность в школах должны преподавать практики из банков, страховых и других коммерческих организаций, а также профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений. При этом программу нужно разрабатывать на базе Минфина России, полагает она.
Что делать родителям
Многие эксперты сомневаются, что одним только школьным курсом можно решить вопрос. По мнению Павла Гужикова, основателя и CEO финтех-компании «Деньги Вперед», которая развивает приложение для получения зарплат до официального дня выплаты, российских школьников нередко окружают «абсолютно безграмотные в финансовом плане люди».
Перекрыть поток: поможет ли россиянам добровольный отказ от кредитов
«Подросток может проходить сколь угодно много курсов по управлению деньгами, но дети всегда берут пример со своего ближайшего окружения, поэтому в первую очередь изменить паттерн поведения стоит взрослым, – говорит Гужиков. – Если ребенок будет видеть в приложении банка советы по разумному накоплению и инвестированию денег, а родители будут совершать неоправданные покупки на последние оставшиеся до зарплаты средства, никакого эффекта от такого обучения не последует».
Важно и то, как происходит погружение ребенка в «денежную» тематику и какой он получает здесь опыт. Деньги должны быть в поле зрения ребенка, как только он начинает ими интересоваться, говорит основатель Almanax Education Юлия Колбасова, которая специализируется на британском образовании и воспитании наследников. По ее словам, обычно первый интерес проявляется у детей уже в возрасте трех-четырех лет – например, в виде игры в деньги и попыток что-то купить или продать родителям.
Затем, по мере взросления, можно начинать выдавать небольшие суммы на карманные расходы. Дошкольнику больше подойдут «выплаты» раз в неделю в размере стоимости какой-то сладости, книги или небольшой игрушки, чтобы ребенок мог тут же себя побаловать либо сберечь деньги и купить что-то посерьезнее.
Карманные расходы школьника лучше всего рассчитывать исходя из стоимости обеда в учебном заведении, продолжает Юлия Колбасова. Кроме того, в подростковом возрасте можно уже выдавать недельный бюджет на транспорт, пополнение мобильного и другие мелкие траты. «Лучшим финансовым тренингом для школьника станет собственная расточительность – когда он потратит на ланчи больше запланированного, будет неделю ходить без связи или не сможет позволить себе скачать обновленную игру», – предполагает эксперт.
Оксана Курбанова также уверена, что деньги на расходы стоит давать «с самого детства». Не так важно, будет это 100 или 1000 рублей. Главное – определить сумму и затем дать право выбора, возможность распоряжаться карманными деньгами самостоятельно, нести за этот выбор ответственность.
Но деньги не стоит давать за хорошие оценки или выполнение домашних обязанностей, уверен эксперт по управлению личными финансами и волонтер по обучению финграмотности детей и подростков Игорь Файнман. «У ребенка может сформироваться неправильное финансовое поведение», – предупреждает он. Вместо этого он советует выдавать деньги «за сверхрезультаты», которые выходят за рамки будничной рутины и обязанностей. Например, сверхдостижения в спорте или дополнительно выученное стихотворение могут поощряться финансово, заключает эксперт.