На защиту автовладельцев от произвола транспортно-эвакуационных компаний финансиста транспортного холдинга Владислава Тумаланова толкнул собственный печальный опыт. «Несколько раз я оставлял свое авто в разрешенном месте, но из-за нехватки пространства ставил машину «елочкой», — рассказывает он. После очередного исчезновения машины Владислав придумал хитрость: заменил болт, закрепляющий колесо, на новый с небольшой шпилькой, к которой прикрепил щит, блокирующий работу колеса и не позволяющий вилке эвакуатора зацепиться за него (поднять машину за три колеса технически невозможно). Таким образом, автомобиль защищен и от подъемного крана, и от эвакуатора с лебедкой.
Получать патент на свое изобретение Владислав не стал — в этом несложном механизме едва ли можно найти инновационную составляющую, — но быстро понял, что идею можно монетизировать.
Компанию «Антиэвакуатор.ру» Тумаланов зарегистрировал в феврале 2014 года. Металлические составляющие механизма предприниматель производит в собственном подмосковном цеху. У станка работает один слесарь, который пока справляется с небольшим потоком заказов. В особенно горячие дни, когда эвакуаторщики, как говорит Тумаланов, лютуют, бизнесмен приглашает двух-трех наемных рабочих или отдает изготовление части деталей на аутсорсинг. В первые месяцы изобретение не пользовалось большим спросом — автовладельцы не верили в возможность спастись от вездесущих эвакуаторов. Но уже к концу первого квартала число заказов выросло в три раза.
С 15 сентября 2013 года эвакуация неправильно припаркованных автомобилей стала платной: нерадивый водитель с учетом штрафа должен отдать от 3 до 7 тыс. руб. в зависимости от веса машины и расстояния до платной парковки. Розничная цена на набор из четырех металлических деталей, которые спасут от эвакуатора, — 3 900 руб. — оказалась для автомобилистов приемлемой. За девять месяцев работы «Антиэвакуатор.ру» продал больше тысячи наборов. Но цель компании не в получении прибыли, а в «защите конституционных прав граждан на свободу передвижения и неприкосновенность частной собственности», гордо заявляет Тумаланов.
Первая мысль, возникающая при столкновении с подобной идеей: «А это вообще законно?». Бороться с эвакуацией автомобилей, припаркованных с незначительными нарушениями или вообще без них, — дело благое. Но ведь есть на дорогах и злодеи, бросающие машину на газонах или блокирующие выезды. «В нынешнем законодательстве не предусмотрено наказание за препятствие работе эвакуаторов. Поэтому в конфликт с законом деятельность компании не вступает», — объясняет юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков. Механизмы защиты от эвакуаторов — способ обойти закон, но это ненаказуемо. Однако радоваться нарушителям осталось, по-видимому, недолго. «В начале сентября 2014 года было объявлено, что в Госдуму будет внесен законопроект, согласно которому за препятствие работе эвакуаторов вводится штраф», — комментирует юрист. В этом случае использование защитного болта будет караться штрафом. Но случится это не раньше середины 2015 года.
Самого Владислава мысль о том, что он может помочь дорожному нарушителю, не беспокоит. «Я лично общаюсь с каждым потенциальным покупателем и безошибочно определяю его намерения. У меня дар», — то ли серьезно, то ли в шутку заявляет бизнесмен.
В ближайшие месяцы Тумаланов ожидает роста покупательской активности. «Интерес к нашему устройству увеличивается пропорционально росту числа эвакуаторов на дорогах», — объясняет бизнесмен. Сегодня на столичных дорогах работает 305 эвакуаторов ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». Распознают нарушителей по сообщениям от сотрудников ГИБДД или инспекторов Московской административной дорожной инспекции — последние пешком прочесывают зоны повышенной загруженности.
Альтернатива
Сейчас на молодом рынке антиэвакуаторов есть несколько видов защитных механизмов.
1. GPS-устройство с датчиком движения. Устанавливается внутри машины, соединяется со скаченным на смартфон приложением и регистрирует движения и наклон автомобиля во время стоянки — первые признаки погрузки на эвакуатор. Автовладелец получает уведомление по SMS или автоматическим звонком. Но такая система имеет существенный минус: вырвать автомобиль из лап эвакуаторов уже не получится.
2. По тому же принципу, что и устройство Тумаланова, работает антиэвакуатор «Аркан» — блокирует работу колеса и доступ к нему эвакуатора. «Аркан» предлагает устройства двух типов: для колес с шириной протектора до 225мм (KIA Rio, Renault Logan, Nissan Juke и пр.) стоимостью 3 300 руб. и от 235 мм до 300 мм (Suzuki Grand Vitara, LC Prado, Mitsubishi Pajero и пр.) по цене 3 900 рублей.
3. Похожие изобретения продаются и в регионах. Например, противооткатную систему из Челябинска, которая представляет собой мотоциклетный трос-замок, который нужно пропустить через колесо и соединить с металлическим блоком, можно купить за 2990 рублей.