Минус трафик и выручка
Первый пандемийный год был нелегким для фитнес-клубов. По данным национального фитнес-сообщества, в кризисный 2020-й отрасль потеряла около 65 млрд рублей. Выжить смогли не все: с рынка ушли около 30% игроков.
В начале нынешнего года выручка стала постепенно восстанавливаться. Но до кризисного уровня ей было по-прежнему далеко. Участники рынка признавали, что потока посетителей недостаточно «для ведения рентабельного бизнеса».
Очередным испытанием для индустрии оказались QR-коды. Еще в октябре доступ в фитнес-клубы по кодам начал действовать во многих российских регионах. Среди них – Башкирия, Татарстан, Ростовская, Волгоградская, Свердловская и Нижегородская области. Вскоре к ним добавилась Ленинградская и Калининградская области и другие субъекты.
Фитнес уходит в сеть: онлайн-тренировки могут стать новым спортивным трендом
В результате из-за ограничений клубы потеряли 80–90% трафика и выручки, отмечали в Ассоциации операторов фитнес-индустрии. Положение дел осложнили нерабочие дни в конце октября – начале ноября. Только на московском рынке отрасль недосчиталась примерно 2,4 млрд рублей.
«Фитнес-клубы в нашем регионе с учетом прошедшего короткого локдауна ощущают себя совсем не в лучшей форме. И случилось это даже не после "ковикул", а за несколько недель до», – рассказывает президент Ассоциации участников физкультурно-оздоровительной индустрии Оренбуржья и владелец фитнес-клуба ONYX Ирина Лепесова.
Поскольку система оплаты в фитнесе авансовая, финансовые показатели снизились еще до локдауна. «Люди, узнав о предстоящем закрытии, перестали продлевать длительные абонементы, стали оформлять возвраты, не зная, что будет после и насколько затянется закрытие», – объясняет эксперт. По ее словам, сейчас клиенты с опаской покупают абонементы даже на один месяц и предпочитают разовые посещения. Но многим игрокам такая модель оплаты не позволяет выжить.
Добили кодами
Оказавшись в критическом положении, представители индустрии попытались договориться с властями. В октябре они попросили заменить QR-коды в фитнес-клубах на альтернативный пакет мер. В частности, операторы предлагали обеспечить вакцинацию 80–100% сотрудников, организовать на своей территории прививочные пункты, ограничить загрузку помещений и стимулировать клиентов к прививкам скидками и бонусами.
Стало известно, где можно будет получить QR-коды нового образца
Но вместо отмены кодов для отдельных отраслей федеральные власти, напротив, решили использовать их по всей стране. 12 ноября стало известно, что правительство внесло в Госдуму два законопроекта о введении QR-кодов в общественных местах, а также на междугородних и международных перевозках. Предполагается, что решение об использовании кодов в культурных учреждениях, общепите и магазинах будут принимать региональные власти. Они же будут определять список объектов, для посещения которых понадобится QR-код.
Документы должны полностью вступить в силу только с февраля 2022 года и действовать до июня. Однако уже к концу прошлой недели коды требовались в 60–65 регионах, подсчитывали в Ассоциации операторов фитнес-индустрии. За три недели потери из-за новой ограничительной меры достигли около 5 млрд рублей.
«Мы с большой долей вероятности будем относиться к этим общественным местам (упомянутым в законопроекте правительства. – «Профиль»). Но мы понимаем, что введение QR-кода в фитнесе – это всегда вопрос падения трафика и валовой выручки», – отмечает глава ассоциации Ольга Киселева. При этом она подчеркивает, что если ограничения продлятся почти полгода, как прописано в законопроекте, то потери будут сопоставимы с уровнем 2020-го.
Кто выживет
После того как участники отрасли не нашли понимания у властей, они отправились искать помощи у бизнеса. И тот оказался чуть более отзывчив, чем российские чиновники. В Национальном фитнес-сообществе рассказали, что на фоне ужесточения ограничений крупным российским фитнес-клубам удалось договориться о снижении арендной платы. Собственники коммерческой недвижимости предоставили на ряд объектов скидки в размере 10–20%. Но этого все равно недостаточно, чтобы клубы могли восполнить кассовые разрывы.
В ритме новой волны: бизнес встречает осеннее наступление коронавируса
В такой ситуации закроются наименее рентабельные клубы, которые и до пандемии еле сводили концы с концами, считает директор сети «С-фитнес» (работает в Пскове, Великом Новгороде и Великих Луках) Георгий Пономарев. Во время первого локдауна он уже закрыл один клуб в Твери. Однако предприниматель считает, что «это правильно с точки зрения бизнеса». Он надеется, что ситуация не затянется и выжившие клубы вернут клиентов – и своих, и тех, кто придет из закрывшихся заведений.
Вице-президент Национального фитнес-сообщества и основатель сети «Спортив» Виктор Никитин описывает три возможных сценария развития событий. Самый оптимистичный из них предполагает спад пандемии и отказ от ограничений. В этом случае «фитнес снова начнет подниматься». Другой вариант – остановки бизнеса станут сезонными, на время сильного распространения инфекции. В таком случае у фитнеса есть шансы адаптироваться к периодическим ограничениям и переформатировать свою работу.
Но если ситуация останется прежней и бизнес придется то и дело останавливать из-за ограничений, отрасль потеряет значительную часть дохода. Компании смогут зарабатывать либо на краткосрочных картах, либо совмещая онлайн и офлайн-услуги в период карантинов, прогнозирует Никитин. «Тогда фитнес-клубам придется очень туго», – заключает он.