Идея привлечь к строительству моста через Керченский пролив студентов ведущего вуза страны принадлежит руководителю Росавтодора Роману Старовойту. По его задумке, учащиеся смогут «познакомиться с опытом лучших мостостроителей страны и получить уникальные профессиональные навыки на "стройке века"». Инициатива пришлась по вкусу и ректору МГУ Виктору Садовничему.
«В состав команды стройотряда МГУ попадут самые целеустремленные студенты, имеющие отличные результаты в учебе и принимающие активное участие в общественной жизни вуза. Практикантов ждет пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем. Инженеры и мостостроители познакомят студентов с различными этапами создания моста и подходов к нему — от погружения свай и монтажа пролетных строений до контроля качества строительства, — говорится на сайте Росавтодора.
По плану каждому студенту будет полагаться индивидуальный комплекс заданий, например, подготовить арматуру, произвести геодезическую разбивку площадей, отсортировать и складировать материалы или оформить нормативную документацию. В дорожном ведомстве считают, что так учащиеся смогут внести свой вклад в общее дело. Кроме того, они получат «уникальные практические навыки» под руководством ведущих специалистов в области мостостроения.
Строительство моста через Керченский пролив между Керченским и Таманским полуостровами началось в 2014 году, вскоре после присоединения Крыма к России. Тогда Москва опасалась, что из-за ухудшения отношений с Киевом сообщение с полуостровом через территорию Украины станет невозможным. В этом случае попасть из России в Крым можно было бы только по воде и по воздуху. 19 марта 2014 года Владимир Путин распорядился строить мост в двух вариантах: автомобильном и железнодорожном.
В качестве места строительства был выбран район острова Тузла. Остальные варианты, например, через косу Чушку, признали экономически нецелесообразными. Предполагается, что мост станет одновременно транспортной развязкой для строящегося порта «Тамань» — крупнейшего порта на российском побережье Черного моря. 19-километровый мост спроектирован с учетом устойчивости от землетрясения силой до 9,1 балла и защиты от ледохода (первый некапитальный мост через Керченский пролив был разрушен как раз плавучим льдом).
Контракт на строительство был подписан через год после поручения президента — в марте 2015 года. Подрядчиком стала компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», причем назначение произошло без конкурса, простым распоряжением правительства. Изначальная сумма контракта равнялась 223 миллиардам рублей, из которых на данный момент потрачено 113 миллиардов. Проект стал первым в своем роде для «Стройгазмонтажа» — до этого компания специализировалась исключительно на строительстве нефтегазовой инфраструктуры.
Активная фаза строительства началась летом прошлого года (разрешение на начало работ Росавтодор выдал только в феврале 2016 года), но долгое время оставалось неясным, кто займется строительством железнодорожных подходов к мосту со стороны Крыма. Заказчик, которым выступил Росжелдор, трижды пытался провести конкурс и все три раза терпел неудачу: желающих браться за проект, на который государство готово было выделить почти 17 миллиардов рублей, не нашлось. Большинство потенциальных подрядчиков отпугивала перспектива попасть под западные санкции из-за участия в проекте, связанном с Крымом. 31 января стало известно, что исполнителем так же назначен «Стройгазмонтаж». В правительстве надеются, что компания сможет завершить все работы в срок: автомобильная часть должна открыться в декабре 2018 года, железнодорожная — годом позже.
Всего на сооружение моста потребуется дополнительно 29,4 миллиарда рублей, но распоряжаться ими будет уже не фирма Ротенберга, а ФГУП «Управление вневедомственной охраны Минтранса». 5,2 миллиарда за обеспечение безопасности подъездов к мосту и 4,5 миллиарда за безопасность всего моста (строительство заграждений, систем досмотра, теленаблюдения и видеорегистрации) оно получит напрямую. Еще 2,1 миллиарда и 700 миллионов рублей выделят двум его дочерним федеральным казенным учреждениям: «Службе автомобильных дорог Крыма» и «Упрдор Черноморье», которые будут отвечать за безопасность автомобильных подъездов к мосту.
В распоряжении правительства говорится, что перед заключением контрактов были проведены конкурентные переговоры. Выбор пал на «Управление вневедомственной охраны Минтранса» из-за его «значительного опыта работы по созданию информационно-телекоммуникационных сетей, систем сбора и обработки информации, а также квалифицированного персонала».
«На самом деле, это не первый раз, когда помогать строить Керченский мост будут студенты. В прошлом году это делали представители нескольких вузов из разных городов, в частности, из Тюмени. Но их было немного — около сорока человек. Теперь же, за счет студентов МГУ, стройка станет по-настоящему массовой. И мы будем работать над тем, чтобы эти результаты еще увеличивались, чтобы подключались новые вузы», — отметил в беседе с «Профилем» директор организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселев.
Его коллега из московского отделения организации Юлия Дрожжина добавила, что инициаторами проекта стали сами студенты. «Я знаю, что на встрече с президентом бойцы студенческих отрядов спрашивали про Керческий мост — возможно ли там принять участие. И вопрос задавали не только студенты МГУ, но и других вузов тоже. Об этом конкретном проекте я пока ничего сказать не могу, ему еще только предстоит быть реализованным. Но обычно мы участвуем в таких стройках, помогаем набрать персонал из числа студентов. Желающие подают заявку в центральный штаб нашей организации, и мы уже занимаемся отбором по целому перечню критериев. Попасть на такие масштабные стройки могут далеко не все желающие, а только лучшие», — рассказала Дрожжина «Профилю».
«Строительство Керченского моста, безусловно, можно назвать всероссийской стройкой. И участие студентов в ней, конечно, идет на пользу всем, в том числе и им самим. Потому что это не только будущее строительной отрасли, это уже и настоящее, — отметил в разговоре с «Профилем» председатель Общероссийской молодежной организации «Студенты России» Олег Зоря. — Студенты строительных специальностей, архитекторы, ландшафтные дизайнеры могут предлагать инновационное решение, свое новое современное видение. Такое масштабное вовлечение может дать серьезный результат. Но не надо при этом забывать и о локальных проектах, связанных с благоустройством городов, дворов, парков, общественных пространств. Там тоже нужны специалисты, и студенты могут ими стать. Они могут участвовать как непосредственно в строительстве, так и в проектировании, и в согласовании документации».
«В МГУ строительные отряды были восстановлены в 2002 году как продолжение трудовых традиций времен СССР. Ранее столичные студенты привлекались к участию в самых масштабных и знаковых стройках страны конца прошлого века — БАМа, Саяно-Шушенской ГЭС, Московского метрополитена и других», — напоминают в Росавтодоре.
Начиная с лета 2013 года, учащиеся (правда, студентов МГУ среди них нет) трудятся на стройке космодрома «Восточный» в Амурской области. Дальневосточные вузы даже переносили ради этого сроки летней сессии. В августе 2015 года на стройке разразился скандал. Сразу несколько стройотрядов пожаловались на то, что за работу им заплатили меньше обещанного — 15-16 тысяч рублей вместо 25 тысяч. Около 200 человек в знак протеста не выходили на работу, после чего с ними встретился прокурор Павел Вепрев. «Там вышло, скорее, недоразумение. Ребята отработали 15 дней, а зарплату сразу хотели за месяц, — говорит Михаил Киселев. — Но им все объяснили, и ситуация разрешилась».
Теперь они ездят туда круглый год. Организацией работ занимается генеральный подрядчик строительства космодрома — Спецстрой России (по плану строительство должно быть завершено в 2021 году). В специальном паблике «Всероссийская студстройка космодрома "Восточный"» «Вконтакте» каждый день публикуются отчеты. «Сегодня в 7:30 по местному времени состоялась первая утренняя линейка для участников зимней стройки "Космодром Восточный-2017", и дан старт конкурсу на лучший отряд. Теперь командиры должны тщательно подсчитывать все объемы, выполненные отрядом», — говорится в последнем на данный момент сообщении от 1 февраля.
«Я думаю, что технические нюансы, такие как выплата зарплат, оформление страховок, все они будут предусмотрены в трудовых договорах. Я надеюсь, что в случае с Керченским мостом все это будет отработано без проблем, и все тонкости будут учтены», — говорит Олег Зоря из организации «Студенты России».
«Мы, конечно же, следим за тем, чтобы работодатель исполнял все свои обязательства. Наша организация заключает специальное соглашение с подрядчиками таких масштабных строек (а чтобы стройка была признана всероссийской студенческой, в ней должно участвовать больше 250 учащихся). Все студенты, которые были трудоустроены через нас, получали зарплату вовремя, как и договаривались. За остальных мы сказать не можем», — соглашается с ним Юлия Дрожжина из «Российских студенческих отрядов».
Еще одним проектом, в котором участвовали студенческие стройотряды, стал мост на остров Русский во Владивостоке через пролив Босфор Восточный, возведенный к саммиту АТЭС 2012 года, — сооружение с самым большим вантовым пролетом в мире. Как и в случае с Керченским мостом, куратором выступал Росавтодор. «И парни, и девушки показали себя с лучшей стороны. Несмотря на то, что объект измерений сложнейший, они не растерялись, активно включились в работу. Здесь они приобрели опыт, который поможет им в дальнейшей работе», — отзывался о студентах-геодезистах из Московского государственного университета прибороустройства (МГУП) главный геодезист компании УСК МОСТ Сергей Гречух. Вместе со студентами МГУП во владивостокской стройке участвовали будущие инженеры из Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
Как и в случае с «Восточным», стройка сопровождалась коррупционными скандалами. Уже после окончания строительства, в 2013 году МВД выявило хищение металла 96 миллионов рублей. Виновником был назван 32-летний сотрудник службы безопасности компании «Мостовик» Рафаэль Джавадов. Работодатель сразу открестился от Джавадова, заявив, что тот никогда не числился на предприятии. О дальнейшем преследовании виновного по закону ничего не известно.