Автоматизацию производства можно разделить на две большие области, рассказывает Дмитрий Смирнов, сооснователь компании RoboCV (автоматизация складской техники). Это системы, которые заставляют технику двигаться, и манипуляторы, которые заменяют человека на конвейере. Существуют довольно много интеграторов западных решений, которые налаживают взаимодействие зарубежных роботов с уже существующими производственными IT-системами.
Начало эры промышленной автоматизации в России приходится на 2007-2008 годы, говорит основатель iRobs, еще одной отечественной компании по роботизации техники, Антон Бычковский. «Сегодня даже у среднего предприятия есть возможность автоматизировать свое производство. Игроков на рынке роботизации стало больше, технологии перестали быть заоблачно дорогими. Заказчики, наконец, поняли, что закупить несколько роботов выгоднее, чем ежемесячно оплачивать труд команды из 30 сварщиков».
Экономический эффект от автоматизации не заставит себя ждать, считают в фонде I2BF Global Ventures (инвестирует в альтернативную энергетику и «зеленые» технологии). Полностью исключается так называемый отрицательный человеческий фактор — робот не испортит технику, не будет нарушать инструкций или превышать допустимую скорость. Таким образом, срок службы техники значительно увеличивается, рассказывает партнер I2BF Russia Александр Корчевский. Первыми автоматизацию на российские заводы принесли с собой международные автопроизводители, считают в фонде. Volkswagen, Citroen и другие западные компании, перенося свое производство в Россию, привозят собственные технологии автоматизации производства.
А вот государственное стимулирование губительно для робототехнических компаний, считает старший менеджер по инвестициям фонда LETA Capital Сергей Топоров. «Это явление неестественное и нерыночное», — считает он. Согласно внутреннему исследованию LETA Capital, закупки промышленных роботов в России исчисляются сотнями единиц, в то время как США, Япония и Евросоюз внедряют подобную технику десятками тысяч. Топоров отмечает две основных причины слабого развития роботизации: необходимость крупных инвестиций и сложное внедрение в производственные процессы. «При этом, никто не хочет быть пионером и флагманом, все ждут чужих успешных кейсов», — добавляет он.
По мнению Топорова, стартапам в области промышленной робототехники в России будет сложно. «Это высокорисковые проекты с необходимостью значительных инвестиций, длительными проверками гипотез и процессами продаж», — отмечает Топоров. Усложняет жизнь бизнесменов ограниченный доступ к современным технологиям проектирования и производства. С другой стороны, компания, преодолевшая эти преграды, становится интересным объект инвестиций, отмечают в фонде.
Сами же компании-автоматизаторы настроены более оптимистично и считают, что роботизация в ближайшие годы покорит российскую промышленность.
Видеть как человек
Продукт RoboCV основан на софте со специальным математическим аппаратом, — программе, которая распознает окружающую обстановку, моделирует карту и совершает автономную навигацию, объясняет Дмитрий Смирнов сооснователь компании RoboCV. Есть и «железная» часть: набор датчиков компьютерного зрения — видеокамеры и лазерные сканнеры — которые устанавливаются на корпус складской машины, и вычислитель.
Проще говоря, система RoboCV позволяет транспортному средству двигаться без помощи человека и специальной внешней инфраструктуры (отражателей или напольных меток). Двигается техника за счет компьютерного зрения. Робот автоматически строит карту пространства и с помощью камер и сканеров распознает, где он находится и в какую сторону ему нужно двигаться.
Компания RoboCV (ООО «РобоСиВи») была зарегистрирована в январе 2012 года Сергеем Мальцевым вместе с двумя совладельцами. В начале 2013 года к нему с командой разработчиков присоединились Дмитрий Смирнов и Тигран Шахвердян. Сейчас в компании 15 сотрудников — 11 разработчиков (математиков и программистов), основатели и менеджер. До прихода в RoboCV Мальцев и Шахвердян вместе работали над проектом «Селеноход» (первым частным луноходом), представлявшим Россию в конкурсе Google Lunar X-PRIZE. Развитие остановилось на стадии идеи, но наработки в области автопилотирования Мальцев и Шахвердян решили применить на Земле.
В 2012 году команда начала работу над техникой машинного виденья и стала резидентом космического кластера Сколково. От Сколково RoboCV получила первый грант размером в 5 млн. руб. На эти деньги к концу 2012 года создали прототип. Теперь предстояло решить, в какой среде использовать разработку. Диапазон был широк: от российского аналога Google driverless car до автоматизации карьерных грузовиков. Но выбор пал на складскую технику.
«Персональные автомобили без водителя — пока еще довольно сложное нововведение для наших дорог», — считает Смирнов. «К тому же, складская техника готова к автоматизации лучше современных серийных автомобилей, — многие погрузчики имеют электрический привод руля, тормоза и газа. Остается лишь с помощью проводов подключить к ним автопилот и запустить программу», — рассказывает он. Складская техника не должна обладать никакими особенными характеристиками, но соответствовать мировым стандартам. Все задачи — куда повернуть, когда остановится, какой груз забрать — система решает без помощи человека. Информацию, куда машине двигаться, робот получает либо от человека, который прописывает задачу на его дисплее, либо задание по WiFi из внешней информационной системы управления складом.
Первым клиентом RoboCV стал завод Samsung в Калужской области, который в конце 2013 года заказал автоматизацию шести машин на своем складе. К 2016 году на счету RoboCV должно быть около 400 автоматизированных складских машин. До конца 2014 года компания планирует автоматизировать еще 20 единиц техники для заказчиков из ритейл-сегмента. По словам основателей, проект находится в процессе оформления партнерства с одним из ведущих производителей складской техники. Сейчас RoboCV закрывает очередной раунд финансирования в несколько миллионов долларов. Инвесторами выступят несколько российских и предположительно зарубежные фонды. К началу 2015 года в планах — выход на рынки стран СНГ, потом в Восточную Азию и Восточную Европу. Системой RoboCV интересовались в Швеции, Китае, Тайване и Канаде, рассказывает Смирнов.
Автоматизация одной складской машины окупается за 1,5-2 года. Стоимость оборудования основатели не раскрывают, но отмечают, что она превышает цену за одну складскую машину, стоимость которой составляет около 15 000 долларов. Тем не менее, автопилот RoboCV обойдется заказчикам вдвое дешевле, чем покупателям аналогичных зарубежных технологий. «Отечественных аналогов нашему комплексу нет, зарубежные компании на российском рынке пока не работают. Конкуренты появятся, по нашим оценкам, не раньше, чем через 2 года», — считает Смирнов. Компаний, которые используют только компьютерное зрение, в мире всего три: RoboCV, американская Seegrid и французская Balyo. Мировой сегмент автоматизации складской техники по оценкам RoboCV к 2018 году будет оцениваться в 700 млн. долларов.
Потенциально технологию российского автопилота можно интегрировать с любым видом транспорта, в том числе, и с автомобилем. Конкретных планов по поводу разработки коммерческих продуктов в этой области у RoboCV нет, но создание отечественного аналога Google Driverless Car создатели не исключают. Базовые технологии, используемые в американской умной машине, известны в академической среде, рассказывает Смирнов. Дело стоит отработкой решения на реальной дороге, где масштабы финансирования Google имеют большое значение.
«Я считаю заблуждением, что на российском рынке нет спроса на технологии промышленной роботизации», — говорит Дмитрий Смирнов. Производству нужны инновации, считает он. Просто нужно объяснить производителям, почему это выгодно. «Голые» технологии неприменимы на практике, поэтому компаниям-производителям таких технологий нужно научиться производить решения «под ключ», которые дадут заказчикам осязаемый экономический эффект.
Машинная интеграция
К моменту появления компании iRobs (ООО «Интеллектуальные Робот Системы») в 2010 году у ее единственного основателя Антона Бычковского уже был в запасе первый заказ. Инвестировав в начало работы 1 млн. рублей собственных средств, Бычковский заключил контракт с компанией «Энергомера», для которой вдвоем с подчиненным собрал первую собственную роботосистему. Комплектующие заказывал в Италии и Японии, конструкторское бюро нашел в Нижнем Новгороде, со сваркой помогла компания «Технологический центр “ТЕНА”». Роль iRobs заключалась в том, чтобы интегрировать все составляющие, собрать робота и запустить систему в работу.
После выполнения первого заказа сайт iRobs оказался в топ-10 российских интеграторов роботизированных систем, посыпались предложения о сотрудничестве. Но период был кризисным, денег у заказчиков не было, и из всей массы запросов реализовать удалось всего два проекта: для предприятия КЭМЗ в Калуге и для Механического завода в Санкт-Петербурге. В следующем 2011 году компания выполнила еще три заказа по сварке автомобильных компонентов, в 2012 году началось сотрудничество с атомной промышленностью. Первым заказчиком в этой области была компания, входящая в госкорпорацию «Росатом», а проект направлен на электрификацию Подмосковного региона.
«К нам приходит компания, которая хочет производить, например, элемент оборудования в космическом корабле. Консилиум наших разработчиков обсуждает, какие технологии для этого нужны, и как можно реализовать поставленную задачу. Выносится вердикт, который озвучиваем заказчику, а тот уже решает, готов ли он на этих условиях с нами сотрудничать. Если резолюция заказчика получена, заказ поступает в обработку», — объясняет схему работы с заказчиками Бычковский.
Часть элементов будущей роботосистемы компания закупает у иностранных производителей, часть проектирует и производит на своем заводе во Владимире. Все составляющие собираются в единый механизм, тестируется ПО. На выходе получают оригинальный продукт, который нельзя купить в готовом виде. «Последний этап внедрения — интеграция с работающим производством заказчика — один из самых важных. Вы можете построить автомобиль, в котором все части будут на своих местах, но если не заставить мотор работать правильно, он не тронется с места. Вы можете посидеть в нем, включить кондиционер и открыть окна, но в итоге всё равно пойдете пешком», — сравнивает Бычковский.
Основные партнеры iRobs — FANUC Robotics Russia (российское представительство японской компании) и «Технологический центр ТЕНА» (российский представитель австрийской компании Fronius). Кроме этих постоянных партнеров у iRobs около 80 поставщиков комплектующих, все — иностранные производители.
Среди серьезных конкурентов Бычковский выделяет японскую компанию Yaskawa. «Но им недостает ощущения российского рынка, из-за этого объем продаж у них намного ниже нашего. Мы понимаем, чего хочет российский заказчик, как устроено его производство и как именно организовать внедрение новой технологии», — считает основатель. По его мнению, остальные интеграторы роботосистем не научились работать со сложными заказами и выполняют только самые простые технические задания
Среди последних заказов iRobs — разработка робота для сварки понтонов в очистных сооружениях. «Вся система, которая фильтрует воду на границе Москвы, сварена нашими роботами», — объясняет Бычковский. ОАО «Кэмз», производитель электроусилителей для Lada Kalina и Lada Granta, в 2010 году закупила у iRobs две единицы роботосистем, которые выполняли сварку некоторых деталей для отечественных автомобилей. Роботы функционируют до сих пор, но выгоду от замены людей на этом производстве оценить пока сложно, считает главный технолог «Кэмз» Геннадий Лапшин.
Платежные стойки Сбербанка тоже дело «рук» роботов, собранных нашей компанией», — рассказывает Бычковский. По оценкам генерального директора ООО «ПК Платек» Михаила Пушкарева, робот, которого компания закупила у iRobs для сварки платежных стоек, в работе эффективнее человека в два раза. «Если учесть, что машина может функционировать 24 часа в сутки и в четыре раза быстрее выполнять нужные действия, то один робот заменяет на нашем производстве восемь человек», — подсчитал Пушкарев. По его словам, 150 000 долларов, потраченные «ПК Платек» на закупку робототехники, уже успели окупиться.
Самый «бюджетный» заказ в истории iRobs стоил около 3 млн. рублей (сварка электрических ящиков), самый дорогой – 120 млн. руб (изделия для военно-промышленного комплекса).
Режет, варит, моделирует
«Гелиос Роботикс» — это группа компаний, в которую входят ООО «Робокон», ООО «Робоматик» и ООО «Робокат». С 2006 года группа работала как интегратор западных решений, а в 2010-м запатентовала собственную технологию и начала конструировать робота «Гелиос-20». В 2013 году суммарный оборот группы компаний составил около 100 млн. рублей в год.
Основатель «Гелиос Роботикс» Константин Жеребятьев до открытия собственного бизнеса работал в ОАО «АВТОВАЗ». Там он проектировал роботизированные комплексы, которые применялись для контактной сварки кузова, транспортных операций, дуговой сварки и других технологий. В 2006 году Жеребятьев зарегистрировал собственную компанию, которая выступала интегратором на поле роботизированных технологий. Начиналось всё с двух небольших офисов, потом команда разрослась сначала до трех, потом до семи человек. Места стало не хватать, и Жеребятьев выкупил еще три офиса, а когда понадобились производственные площади, занял несколько гаражей, где собирались первые заказы, часто вручную. Когда и этого стало мало, основатель приобрел землю и зимой 2012 года начал строительство завода площадью в 1 600 кв. м.
За четыре первых года работы «Гелиос Роботикс» выполнила несколько десятков заказов, среди которых были роботизированный технологический комплекс для лазерной резки, заказанный МГТУ «Станкин», и запуск 750 роботов в составе комплекса изготовления облицовочных кирпичей в Астане. Для выполнения заказов компания закупала промышленные роботы немецкой компании KUKA Roboter и японской Fanuc Robotics.
С 2010 года группа компаний начала работу над собственным промышленным роботом «Гелиос-20». Жеребятьев получил патент на свою разработку и в 2014 году приступил к производству первой партии. Часть комплектующих для робота производили на своем заводе, часть заказывали у партнеров. Среди собственных деталей — программируемый контроллер безопасности, электрошкафы и пульты, система управления роботом. Сейчас компания получила первую опытную партию — 8 роботов, из которых 4 уже проданы. По словам Жеребятьева, есть словесные договоренности с несколькими компаниями из области машиностроения. Один из них — ОАО «АвтоВаз», где компания планирует запустить роботизированную транспортную систему для маркировки автомобильных деталей.
80% будущих заказчиков будут использовать робота для технологии дуговой сварки, предполагают в «Гелиос Роботикс». Кроме выполнения этой самой востребованной функции, робот умеет наносить клеи и герметики, производить промышленную резку и деревообработку, работать с моделированием в 3D-дизайне. В ближайших планах компании — выполнять заказы «под ключ», поставляя вместе с роботами программно-аппаратное обеспечение и сварочное оборудование.