Война «обочечникам»
Летом прошлого года рядом с подмосковным городом Балашиха произошла авария с участием двух легковушек, в обстоятельствах которой судам пришлось разбираться почти год. При повороте налево водитель не уступил дорогу другому, который объезжал по обочине пробку на встречной полосе. В результате машины столкнулись, обошлось без жертв.
Обоих водителей оштрафовали: одного за езду по обочине – по КоАП за это полагается штраф 1,5 тыс. рублей, а второго – на 1 тыс. рублей за непропуск автомобиля, у которого было право преимущественного проезда перекрестка. Авария произошла на пересечении равнозначных дорог, а потому уступать дорогу должен был тот, кто поворачивал налево, рассудил инспектор ГИБДД, и с ним согласился городской суд.
Однако в апреле 2019 года Московский областной суд этот штраф отменил, заявив, что у водителя «при повороте налево отсутствовала обязанность уступить дорогу движущемуся по обочине автомобилю» с нарушением ПДД. В такой ситуации у машины на обочине не было преимущества при проезде перекрестка, следует из решения.
Теперь этот подход намерен закрепить Верховный суд РФ. Он готовит постановление пленума, которое должно стать ориентиром для инспекторов и судей при разрешении спорных ситуаций. Из него следует, что водители не обязаны уступать дорогу нарушителям ПДД. Речь идет, например, про объезжающих пробки по обочинам, едущих по односторонней дороге во встречном направлении или выехавших на перекресток под красный свет. Преимущества на дороге в этом случае они лишаются.
«Очень правильное разъяснение, справедливость будет восстановлена, – убежден координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – До этого повсеместно была практика такой: тот, кто едет прямо, всегда прав, а осуществляющий маневр, например, поворот налево, всегда виноват, даже если первый ехал с нарушением правил».
Иными словами, водитель на нерегулируемом перекрестке поворачивает налево, его встречные машины пропускают, а при выезде на перекресток происходит столкновение с тем, кто несется по обочине. Эту машину или мотоцикл первый водитель мог даже не видеть, объясняет Шкуматов. Однако именно осуществлявший маневр и признается виновным.
Это влияет не только на назначение штрафа, но и на возможность получить деньги или ремонт по страховке. Возмещение по ОСАГО виновникам не положено, оно действует только для пострадавших. «В результате поворачивавший налево остается в дураках», – сетует Шкуматов.
Автоюрист Сергей Радько скептичен и опасается, что такие разъяснения от Верховного суда внесут путаницу и могут быть поняты слишком широко. Уже сейчас появились сообщения, что суд разрешил таранить «обочечников», но это не так, говорит он.
«Совершая маневр, водитель обязан обеспечить его безопасность», – говорит автоюрист. По его словам, это означает, что все опасности, которые есть, в том числе и у едущих по обочине или с нарушением знаков, водитель в принципе обязан предвидеть. Кроме того, он не наделен полномочиями оценивать действия другого водителя – едет ли тот по правилам или нет.
Также Радько обращает внимание на то, что на обочине запрещено движение, но не остановка. А остановка без движения, пусть и кратковременного, невозможна. Соответственно, не всегда находящийся на обочине не имеет преимущества, полагает он, а потому к каждой ситуации надо подходить индивидуально.
Не надо грязи на номерах
За управление машиной, мотоциклом и т. д. с нечитаемыми, видоизмененными или подложными номерами грозит ответственность – от штрафа в 500 рублей до лишения водительских прав до одного года.
Верховный суд конкретизирует, как оценивать ту или иную ситуацию. Видоизменением номера необходимо считать искажение на нем одного или нескольких символов, мешающих его идентификации. Например, путем заклеивания, уточняет суд. Иногда водители с помощью черного скотча меняют одну букву на другую – «с» на «о». Такое нарушение оценивается в 5 тыс. рублей штрафа или лишение прав от одного до 3 месяцев.
При этом номер, «скорректированный» путем выдавливания, механического удаления, подчистки, подкраски символов, будет считаться уже заведомо подложным. И за управление транспортом с таким госзнаком будет грозить лишение прав от шести месяцев до года. Также подложными будут считаться номера, изготовленные неуполномоченными организациями либо не соответствующие стандарту по размеру, форме и характеру начертания, толщине линий цифр и букв.
Штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав от одного до 3 месяцев также должно применяться и к тем, кто установил специальное устройство, позволяющее скрыть госномер, например, шторки, электромагниты. Даже если на момент остановки инспектором госномер был виден, все равно водителя стоит наказать, считает Верховный суд.
По его мнению, так же стоит поступать и с водителями, если номер был скрыт из-за искусственных или природных материалов, например, листов бумаги, картона, листвы, грязи, снега. Но в этом случае инспектор должен убедить суд в том, что они там оказались не случайно. Например, доказать, что загрязнение не связано с погодными условиями или «не обусловлено процессом движения, допускающим самозагрязнение». В подтверждение этого вывода инспектор может приложить к материалам дела фотографии или видеозапись. В частности, если госномер стал невиден из-за езды в снегопад, то грязным будет не только он, но и передняя часть машины.
Сергей Радько считает обоснованным разъяснение суда об ответственности водителя, если на машине есть устройства для сокрытия номеров, но они не приведены в действие. Однако разъяснение по поводу наказаний за грязные номера он называет «общим» и ничего не конкретизирующим – все будет решаться в каждом случае индивидуально.
«В прошлом году суды пытались лишать прав за грязь на номере, которая возникла естественным образом», – говорит он. Но нет методик, чтобы определить, появилась ли она естественным образом или ее специально нанес человек: то ли сам автовладелец снегом скрыл номер, то ли снегоуборочная машина его засыпала, отмечает автоюрист. Да и в одном документе трудно в двух словах описать все такие ситуации.
Наказания для беглецов
«Часто встречается ситуация, когда один водитель подрезал другого и благополучно удалился по своим делам. А вот подрезанный резко нажал на тормоз или вывернул руль, совершив наезд на другое транспортное средство, или же в него кто-то врезался сзади. До последнего времени невозможно было привлечь к ответственности того, кто спровоцировал ДТП. Сотрудники ГИБДД исходили из того, что если нет факта соприкосновения автомобилей, то во всем виноват тот водитель, который не справился с управлением. Но недавно Верховный суд в одном из таких судебных дел привлек к ответственности за оставление места ДТП именно водителя, который его спровоцировал», – говорит адвокат Александр Леманн.
Теперь этот подход закрепляется на уровне постановления пленума, а не одного конкретного дела. В документе указывается, что наказывать нужно и тех водителей–нарушителей ПДД, которые спровоцировали аварию с участием других машин, а сами уехали. За оставление места ДТП можно привлекать к ответственности вне зависимости от того, пострадал ли при этом автомобиль виновника. Есть только одно обязательное условие – этот водитель был осведомлен о факте аварии, но умышленно скрылся. За это полагается лишение прав от года до полутора лет или административный арест до 15 суток.
«Я полностью разделяю такую позицию, ведь аварии с провокаторами-лихачами зачастую приводят к трагедиям», – говорит Леманн. Он напоминает о произошедшей несколько лет назад аварии в Московской области, когда по встречной обочине ехал автомобиль и, чтобы избежать столкновения с ним, девушка резко вывернула руль влево и совершила столкновение с грузовым автомобилем на встречной полосе. В результате этого ДТП погиб маленький ребенок. Потребовалось очень много сил, нервов и времени, чтобы доказать в суде, что не девушка была виновата в ДТП, а провокатор, который с места ДТП скрылся. Поэтому такое решение пленума очень важно, отмечает Леманн.
Золотой газон
За стоянку на тротуаре или пешеходном переходе КоАП предусматривает штраф 1 тыс. рублей, а в Москве – 3 тыс. рублей. Но к нарушителям, оставившим машины на газоне, детской площадке или каком-то другом объекте благоустройства, эту норму применить нельзя, напоминает Верховный суд. В этом случае стоит наказывать по региональным законам. Таким образом, если машина оказалась припаркована одновременно на тротуаре и газоне, то можно выписать водителю два штрафа, но для этого инспектор ГИБДД и полиция должны составить два самостоятельных протокола, следует из документа. В Москве, к примеру, штраф за парковку на газоне для граждан составляет 5 тыс. рублей, а для компаний – 300 тыс. рублей.
Бесправные водители
Верховный суд напоминает, что не имеющих вовсе водительских прав и лишенных их, но севших за руль наказывают по-разному. Так, первому за это грозит от 5 тыс. до 15 тыс. рублей штрафа, а второму – 30 тыс. рублей или административный арест до 15 суток.
Не имеющими прав суд предлагает считать тех, кто никогда не получал их либо чей срок действия удостоверения истек или был прекращен по медицинским основаниям. К таким лицам нельзя относить тех, кто имеет действующий документ, но забыл его взять с собой. Лишенными прав являются те, кому ранее назначили соответствующее административное или уголовное наказание, следует из документа Верховного суда.
Планируется, что проект постановления пленума будет утвержден в ближайшие недели и вступит в силу.